|
|
Мир фантомов! Людской муравейник Парижа!
Даже днем осаждают вас призраки тут,
И, как в узких каналах пахучая жижа,
Тайны, тайны по всем закоулкам ползут.
Шарль Бодлер
Эжену Сю
постигал тайны парижского дна отнюдь не на личном опыте. Ему с детства
была уготована жизнь в довольстве, благополучии и богатстве. Отец был
именитым хирургом в наполеоновской армии. И когда в январе 1804 года
мальчик появился на свет, у его колыбели стояли самые важные персоны во
Франции - императрица Жозефина Богарне и ее сын. Именно в честь своего
крестного отца - принца Евгения - Сю, получивший при рождении имя Мари
Жозеф, впоследствии, когда стал литератором, взял псевдоним Эжен.
У мальчика из семьи
потомственных медиков не было проблемы с образованием: престижная
частная школа, потом медицинский колледж. Но он оказался нерадивым
студентом и из чувства противоречия не хотел идти по проторенной
семейной дорожке. Когда юный Эжен проходил практику в отцовской больнице
в Париже, то большей частью бездельничал. И Сю-старший, дорожа семейной
репутацией, отправил его в отдаленный военный госпиталь в Тулоне, а
потом помог получить назначение судовым хирургом в королевский военный
флот. Шесть лет Эжен плавал, побывал в экзотических местах, участвовал в
военной компании против Испании в 1823 году и в знаменитой битве при
Наварине в 1828-м.
Писателем Сю
стал случайно. Поначалу он не осознавал литературу как призвание. Свою
первую пьесу написал в 21 год исключительно чтобы привлечь внимание
хорошенькой актрисы, в которой был заинтересован.
Когда он вернулся в Париж после флотской службы, то полностью погрузился
в вихрь светских развлечений. Вскоре умер отец, и Эжену досталось
большое наследство. Он слыл
известным парижским денди: лошади и кареты,
своры гончих, бьющая в глаза роскошь сделали его притчей во языцех в
кругах «золотой молодежи». Но всего этого было мало: томила скука,
некуда было девать избыток энергии. И ради развлечения он начал писать.
Писал о том, что было больше всего знакомо - о приключениях на море.
Неожиданно первый же роман из этой «маринистики» - «Плик и Плок» вызвал
похвалу редактора и одобрение критики. Его называли «французским
Фенимором Купером». И даже авторитетнейший критик того времени Сент-Бев
отдал должное творениям Сю, отметив, что это первый француз, который
взялся за морские темы и первый автор, сделавший Средиземное море местом
действия своих романов.
Денди
почувствовал вкус к литературе. В отличие от своего русского тезки по
фамилии Онегин, который оказался в аналогичной ситуации и о котором
сказано : «ничего не вышло из пера его», у Эжена Сю - вышло.
У него
появились серьезные писательские амбиции, не хотелось оставаться автором
одной темы, не устраивало положение эдакого «Айвазовского во французской
литературе».
К тому же за
шесть лет он успешно промотал отцовское состояние, и появилась
неприятная необходимость как-то зарабатывать на жизнь. Он засел за
пятитомную историю французского военного флота, написал, видимо,
вдохновленный успехами Дюма и Вальтер Скотта, несколько исторических
романов, занимался журналистикой. Словом, стал профессионалом.
Не без
влияния друзей увлекся социальными проблемами. Так же как Диккенс в
Англии, говорил о необходимости реформ в обществе, которому
индустриальная революция принесла немало бед, породив нищету и порок.
Проповедовал идеи социалистического, фурьеристского толка и в статьях, и
с трибуны Национального Собрания, куда был избран после революции 1848
года. То есть был в свое время отношениях заметной фигурой и в
литературе, и в политике.
Но едва
ли мы вспоминали бы о нем сегодня, если бы не две книги, которые надолго
пережили автора - «Парижские тайны» и «Вечный жид».
Обе
вещи публиковались как романы-фельетоны, печатались в газетах из номера
в
номер с продолжением, первый в 1842-1843, второй в 1844-1845 годах.
Это были годы, когда Сю безраздельно завладел вниманием читающей
публики. И не только во Франции - свежие листки с продолжением
приключений князя Рудольфа Герольштейнского немедленно переводились в
других европейских странах, в том числе и в России.
В чем
был секрет успеха? Прежде всего в захватывающих сюжетах.
«Вечный жид» - интерпретация истории об еврее, который был проклят и
осужден странствовать до страшного суда за оскорбление, нанесенное
Христу по пути на Голгофу.
«Парижские тайны» написаны не без влияния мемуаров бывшего главы
французской полиции Франсуа Видока, которые Сю читал с увлечением.
Действие происходит в уголовной среде на парижском «дне», что само по
себе выигрышный ход. Не говоря о том, что всегда заманчиво
пофантазировать по поводу «тайн», которые несомненно есть в каждом
большом городе мира.
Достоевский, который был достаточно высокого мнения о Сю, писал: «Я
думаю так если б я был не случайным фельетонистом, а присяжным,
всегдашним, мне кажется, я бы пожелал обратиться в Эженя
(прим. - так у
автора) Сю, чтоб описывать петербургские тайны. Я страшный охотник до
тайн. Я фантазер, я мистик, и, признаюсь вам, Петербург, не знаю почему,
для меня всегда казался какою-то тайною».
Как воспринимается творчество Сю сегодня? Без особого труда его можно
отнести к числу устарелых авторов, достойных забвения, и отыскать массу
недостатков, которые были ясны еще современникам: писал длинно,
многословно, не особо заботясь о стиле, характеры плоские, сюжеты
мелодраматичные.
Однако не
торопитесь сбрасывать французского литератора «с корабля современности».
Задумайтесь над тем, почему кинематографисты и драматурги продолжают
обращаться к его сюжетам. В 80-х годах в Лондоне не без успеха шел
спектакль «Вечный жид». Кинозрители охотно смотрели экранизацию
«Парижских тайн» с Жаном Марэ в главной роли.
Дело, по-видимому, в том, что Эжен Сю, не будучи великим стилистом, тем
не менее в дотелевизионную, докиношную эпоху предвосхитил многие идеи,
которые близки нашим современникам.
Газетный роман-фельетон с продолжением на темы из жизни криминального
подполья Парижа - чем не предтеча сегодняшних детективных телесериалов?
Мелодрама с благородными героями, которые испытывают столько страданий
по вине злодеев, но в конце концов побеждают их во славу торжествующего
добра? Да ведь это же типичный «блокбастер» ХIХ века!
И
читательский и зрительский аппетит на эту продукцию по-прежнему
неутолим. Примеров тьма - романы Дэниел Стил, мыльные оперы. «Богатые тоже
плачут» и будут плакать в обозримом будущем, и пока вместе с ними плачут
зрители, списывать Эжена Сю преждевременно, и хотя вряд ли кто-нибудь
возьмется читать от корки до корки его длиннющие романы, не исключено,
что мы еще не раз увидим - в экранном воплощении истории, придуманные
плодовитым французом. И может быть, в этом смысле автор так же обречен
на вечность, как и его странствующий герой.
© Л.Борщевский
НАЧАЛО
ВОЗВРАТ |
|
|