ВОЗВРАТ                                         

   
  
Июнь 2011, №  

Исторический очерк______________   
                   Инга Сухова     

ЦАРЬ БЕЗ ЦАРСТВА                                                   

              Великий китайский философ Конфуций (европеизированная форма китайского имени Кунцзы) жил в трудные для своей страны времена. В VI в. до н.э. единая империя распалась на множество самостоятельных княжеств - наступила эпоха "борющихся царств", власть императора-богдыхана являлась номинальной, а междоусобицы разорили и обескровили народ. Около 551г. до н.э., в вассальном княжестве Лу, у знатного, но обедневшего военачальника Шу Лиан-хо и его молодой жены по имени Чинг Си родился сын. Его появление на свет предварялось чудесами: в саду родителей будущего философа заметили чудовище Ки-линь, явление которого всегда предвещало какое-нибудь великое событие. Чудовище держало в пасти яшмовый камень, на котором было начертано: "...родится младенец, чистый, как кристальная вода; он будет царем без царства". В ночь, когда ребенок появился на свет, над домом парили в воздухе два дракона и охраняли новорожденного.
               На третьем году жизни мальчик лишился отца. Кунцзы отличался необыкновенным послушанием матери, почтительностью к старшим, был не по возрасту тих, степенен и рассудителен. В школе он затмил всех сверстников прилежанием и блестящими способностями. Окончив обучение, уступая желанию матери, Конфуций поступил на государственную службу, став одним из мелких чиновников в разветвленной бюрократической системе управления. На девятнадцатом году жизни юноша вступил в брак и через год у него родился сын. Конфуций делал карьеру ничем не примечательного чиновника, каких в Китае были тысячи.
               Все изменила смерть матери. По обычаю, похоронив отца или мать, сын должен был выдержать строгий трехгодичный траур. Причем служащие обязаны были выйти в отставку и могли снова вступить в должность лишь по истечении срока траура. В продолжении этого срока нельзя было пить вина, выходить из дому, иметь близость с женой и посещать пиршества. Конфуций слишком уважал древние традиции, чтобы пренебречь малейшей их деталью, и он строго выполнил все, что было предписано.
               Именно три года глубокой скорби помогли философу осознать свой путь. Конфуций начал проповедь своего учения и обзавелся первыми учениками. Путешествуя из города в город, посещая княжества и беседуя с людьми, мудрец поучал народ, наставлял правителей и пополнял свои знания традиций и обычаев страны. Конфуций говорил: "Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться". Последователи мыслителя бережно собирали и записывали изречения учителя, впоследствии образовавшие книгу "Лунь-юй" ("Беседы и высказывания"), составили подробное жизнеописание философа.
               Вскоре слава о его учености и мудрости распространилась по всему Китаю, и к нему стали стекаться отовсюду жаждавшие знания и истины всех возрастов и состояний, и Конфуций никому не отказывал в совете. Однажды едущие по дороге путешественники услышали стоны. Подъехав поближе, они увидели пытавшегося повеситься человека и тотчас освободили его от петли. Конфуций, сойдя с колесницы, спросил несчастного о причине, побудившей его свести счеты с жизнью.
              Спасенный отвечал, что причина - его печально сложившаяся жизнь: он с детства стремился сделаться мудрым и изучил все, что было ему доступно, а затем, гонимый жаждой знаний, отправился путешествовать. Спустя несколько лет он вернулся домой и женился, а вскоре умерли его родители, для которых он не успел ничего сделать, и это стало первой причиной его печали. Вторая заключалась в том, что он не сумел применить приобретенные знания, князь не взял его на службу, а друзья стали за то презирать. И, наконец, его покинул сын.
              - Итак, - сетовал самоубийца, - я хотел быть мудрым, а не сумел исполнить самых обыкновенных гражданских обязанностей - не был ни добрым сыном, ни достойным гражданином, ни хорошим отцом семейства, поэтому и обрек себя на смерть.
               Выслушав исповедь бедняги, Конфуций сказал:
               - Как бы ни были велики наши ошибки, они ничтожны в сравнении с малодушием. Всякая ошибка - дело поправимое, но самоубийство - преступление, которое не исправишь. Вы заблудились с первых же шагов и пошли ложным путем. Нужно было начать с того, чтобы сделаться человеком прежде, чем мудрецом; последнее возможно только при точном исполнении обязанностей, налагаемых на нас природой. Первой вашей обязанностью было любить родителей, но вы не исполнили ее, и эта небрежность была причиной всех ваших несчастий. Не думайте, однако, что все погибло, не падайте духом. Верьте одной великой истине: покуда человек жив, он не должен ни в чем отчаиваться. От величайшего горя он может перейти к величайшей радости, от ужасного бедствия к полнейшему блаженству. Мужайтесь, идите домой, и примитесь за труды. Вы еще можете сделаться мудрым!
              Принцип, изложенный в беседе с самоубийцей - основное правило философии Конфуция. На этом принципе строилась вся общественная, политическая и семейная жизнь Китая - с идеей сыновней почтительности тесно связано учение об уважении к старшим, почитании традиций прошлого, завещанных предками.
               Так, в странствиях, Конфуций достиг 44 лет. В родном княжестве Лу смуты улеглись, и князь назначил мудреца правителем своей резиденции. В новой должности философ остался верен себе, строго преследовал виновных и награждал достойных. Однажды он узнал, что некий богатый землевладелец держал на откупе всю торговлю мясом и, приобретая по дешевке гурты скота, продавал их потом в розницу втридорога. Конфуций призвал к себе алчного торговца.
              - Я слышал, - сказал он ему, - что вы один из первых богачей в городе. Я слышал, что капитал ваш нажит нечестным путем. За это вы заслуживаете строгого наказания, которое я, однако, сменяю на милость, но с условием: вы должны возвратить народу все, что награбили у него. Это может быть сделано без ущерба для вашей чести: оставьте себе столько, сколько потребно для безбедного существования, остальное же передайте мне.
              Откупщик повиновался, и его казна пошла на общественную пользу.
              Наставления Конфуция касались самых разных сторон жизни государства. Так, один из его учеников сделался градоправителем и обратился к мыслителю за советом. Тот сказал ему:
             - Будьте прилежны в делах, старайтесь отличить ложь от правды и истину от вероятия. Будьте справедливы, бескорыстны, верны самому себе. Правосудие не ведает лицеприятия; корыстолюбец не может быть справедливым; всякий дар от низших, есть гнусная кража. Будьте всем доступны. Не показывайте никому мрачного лица, со всеми обходитесь приветливо и ласково. Решением дела не спешите; обсуждайте его со всех сторон.
              А вот как учил Конфуций о браке, семье и положении в ней супругов. Лучшая пора для вступления в брак - не старше 30 лет для мужчины и 20 для женщины. Муж - голова; он повелевает, жена повинуется. Он - небо, она - земля.
             Основами супружества должны быть взаимное доверие, честность и уважение. Обычай воспрещает вдове вторично замужество, она должна посвятить себя уединению. От брака зависит вся судьба женщины, а потому выбор мужа требует большой осмотрительности. Муж имеет право развода лишь по уважительной причине; причин же таких семь: 1) неповиновение жены старшим в доме; 2) бесплодие; 3) непристойное поведение или нарушение супружеской верности; 4) внесение ею в семью мужа вражды и ссор; 5) болезнь жены, внушающая отвращение; 6) болтливость и склонность к мотовству; 7) если жена обворует мужа. Муж не имеет права оставить жену, хотя она того и заслуживает, во-первых, когда она сирота; во-вторых, когда она провинилась во время траура, и, в-третьих - когда муж, женясь на ней в бедности, разбогател во время их сожительства.
              Правила, преподанные Конфуцием, строго соблюдались в Китае вплоть до конца XIX века.
              Мудрец скончался в окружении верных учеников на 73 году жизни, написав шесть собственных книг, исправив и восстановив немало древних фолиантов. Князь приказал построить близ гробницы философа часовню, где поставили портрет Конфуция, положили на алтарь его сочинения, по стенам развесили парадные одеяния. Ученики договорились раз в год собираться здесь на поклонение. С течением времени почти в каждом городе Китая воздвигли часовню в память мудреца. При первом богдыхане династии Ган (за 200 лет до н.э.) на философа стали смотреть, как на святого, и воздавать ему божеские почести. На живописных и скульптурных изображениях Конфуция начали увенчивать императорской шапкой и облачать в царские одежды.

                                                                       
        * * *

                                                         ДОСЬЕ: КОНФУЦИАНСТВО

                                                                

              Философия в Китае родилась в конце третьего периода Древней истории (а всего их было шесть), в так называемую "эпоху отдельных царств" или "Чжоу - Восточное Чжоу - Лего", что археологически соответствует началу железного века; но окончательно сложилась в следующий период - в "эпоху борющихся царств" или "Чжоу - Восточное Чжоу - Чжаньго" (V-III вв. до н.э.; в Европе это времена "классической античности"). Четвертый период часто называют "золотым веком китайской философии". И, действительно, в это время получили наивысший расцвет и свободно сосуществовали шесть основных философских школ Древнего Китая: 1) конфуцианство, 2) моизм, 3) школа закона ("фа-цзя"), по-европейски - легизм, 4) даосизм, 5) школа "инь-ян" (натурфилософы), 6) школа имён ("мин цзя").
              Древнекитайская философия малосистемна - это связано со слабым развитием логики и в целом научных знаний в те времена. В Китае не было своего Аристотеля, рационализм находился в зачаточном состоянии. Сам древнекитайский язык без суффиксов и флексий, затруднял выработку абстрактных философских понятий.
              Наиболее философичной, отстраненной от обыденности, считается школа даосизма. В остальных школах преобладала прикладная философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности и управления. Самым практичным, особенно в сфере социальной жизни, является конфуцианство.
             Родоначальником этой школы стал философ Кун Фу-цзы (сокращенно - Кунцзы), живший в 551-479
г.г. до н.э.. Большую часть жизни он провел в царстве Лу, существовавшем с XI до III в. до н.э. на территории современной китайской провинции Шаньдунь. Необыкновенные способности, упорство и самоотверженный труд сделали незаметного человека одним из величайших мыслителей Древнего мира. Конфуций был создателем этико-политического учения, оказывавшего громадное влияние на развитие духовной и политической жизни Китая на протяжении более чем 2000 лет.
              Мудрец основал свою школу, когда ему было 50 лет. У него нашлось много учеников и последователей, из них наиболее известны - Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Вскоре после смерти Конфуция его мысли записали. Так возникло главное конфуцианское сочинение "Лунь-юй" ("Беседы и высказывания"). Эту книгу всякий образованный китаец учил наизусть еще в детстве, ею он руководствовался всю жизнь.
              Конфуцианцы - прежде всего, традиционалисты. Кунцзы, как это и полагается социальному реформатору, был недоволен существующими порядками. Он искал идеалы и нашел их в прошлом. По его мнению, в древности люди были более цельными натурами, вели себя достойно, отличались прямотой и благородством, следили за порядком. Культ прошлого, почитание предков и любовь к истории своей страны - характерная черта конфуцианства. Однако, идеализируя древность, Конфуций одновременно рационализировал свое учение о нравственности. Думая, что воскрешает старое, он на самом деле создавал новое.
             Конфуцианцы - это общественники. В центре их внимания - государство, как социальная система, и человек, как единица этой системы; а также взаимоотношение между людьми, между властью и народом, проблемы формирования личности. Конфуцианство воспитывало своих последователей в духе уважения к существующим порядкам, установленным Небом. Люди должны соблюдать закон и нормы этикета, стремится к нравственному совершенствованию, выполнять обряды, почитать предков, сохранять традиционный порядок, соблюдать принципы социальной иерархии.
              Основные понятия, на которые опирается конфуцианская этика - "золотая середина" ("чжун юн"), "человеколюбие" ("жэнь"), "взаимность" ("шу"), составляющие в целом "правильный путь" ("дао"). Причем, "взаимность" или "заботы о людях" является основной нравственной заповедью, которую Конфуций выразил так: "Не делай другим того, чего не желаешь себе".
               Философ разработал концепцию идеального человека "цзюньцзы" - "благородного мужа", которым становятся не по рождению, а путем достижения высоких нравственных качеств: следование долгу и закону, требовательности к себе, гуманности, верности, искренности, справедливости, почтительности к старшим и т.п.
               Один из самых положительных постулатов учения Конфуция заключается в том, что он видел главное средство управления народом в силе нравственного примера и в убеждении, а не в голом принуждении: "Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым."
             В 136 г. до н.э. император У-ди объявил конфуцианство официальной государственной доктриной, а сам Конфуций был обожествлен.

                                                                             * * *
КСТАТИ: Из книги "Лунь-юй" ("Беседы и высказывания")

Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.
Благородный муж винит себя, низкий человек винит других.
Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть, то что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.
Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.
Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать учением о человеколюбии.
Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.
Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.
Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.
Из всех преступлений самое тяжкое - это бессердечие.
Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.
Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать.
Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
Не имей друзей, которые уступали бы тебе в моральном отношении.
Полезные друзья - это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший.
Вредные друзья - это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.
Некто спросил: "Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?"
Учитель сказал: "А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром".
Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.
Не усвоив приличий, не утвердишься.
Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности.
Вглядись в ошибки человека - и познаешь степень его человечности Посещать и слушать злых людей - это уже начало злого дела.
Почтительный сын - это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.
Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?
Сердитый человек всегда полон яда.
Совершенный человек всё ищет в себе, ничтожный - в других.
Учение без размышления бесполезно, но размышление без учения опасно.
Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатство и почести.
Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.
Посылать людей на войну необученными - значит предавать их.

                                                                                                                  
        ©И.Сухова    

                      НАЧАЛО                                                                                                                                                                                       ВОЗВРАТ

                                          Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделе "История  
                                                        
                           античности и средневековья" и "
Страницы Истории России"