ВОЗВРАТ                                         

   
  
Сентябрь 2011, №9  

        Ракурс Истории_____________________                              Вилен Люлечник     

РУССКИЕ ФЮРЕРЫ                                            
(Страницы истории русского фашизма) 
                                  
 

     

           Как это ни странно, но фундаментальные работы по истории русского фашизма созданы не в России, а за ее рубежами. Интереснейшими из них, на мой взгляд, являются книги Уолтера Лакера «Черная сотня. Происхождение русского фашизма», Джона Стефана «Русские фашисты», исследование Михаила Назарова «Миссия русской эмиграции» и ряд других работ, посвященных этой проблеме. Обзор этих монографий, и некоторых других публикаций, дается в предлагемой статье.

                                                         БЛАГОВЕЩЕНСК – ХАРБИН
                                                              
ПУТЬ РОДЗАЕВСКОГО

            Обычно первой русской фашистской организацией предлагают считать «Черную сотню», а первыми русскими фашистами - В.М.Пуришкевича, А.И.Дубровина, Н.Е.Маркова. Но вряд ли с этим можно согласиться. Антисемитами они действительно были. И даже предлагали евреев переселить на Колыму. Но в «Черной сотне» были и люди, которых к антисемитам никак не отнесешь: филологи - академики К.Я.Грот и А.И.Соболевский, историк-академик Н.П.Лихачев (тот самый, питерский!), ботаник академик В.Л.Комаров (позднее президент Академии наук), врач С.С.Боткин (тоже тот самый, именем которого названа болезнь печени), создатель оркестра народных инструментов В.В.Андреев, живописцы В.Маковский и Н.Рерих. К черносотенству были близки В.М.Васнецов, М.В.Нестеров и многие другие. В состав этой организации входили, как это ни странно, и довольно именитые евреи. Редактором главной газеты этой организации «Московские ведомости» был еврей В.А.Грингмут, важную роль в организации играл близкий соратник П.А.Столыпина И.Я.Гурлянд. «Они не были провокаторами, - писал Сергей Кара-Мурза в своей книге «Евреи, диссиденты и еврокоммунизм». - Это были виднейшие деятели еврейства, не порывавшие с ним связей. Об И.Я.Гурлянде, сыне главного раввина Полтавской губернии, «Еврейская энциклопедия» писала в 1910 году: «Гурлянд проводит идею полного присоединения евреев к началам русской государственности, отнюдь не отказываясь от своих вероисповедных и национальных стремлений».
          
  Поэтому черносотенство начала века было политическим течением монархистов-традиционалистов, которые выступали против готовящейся либеральной революции. Ни расизмом, ни фашизмом оно быть не могло. Политической силой не стало, спасти монархию и империю было уже невозможно. Можно лишь утверждать, что в рядах этой организации было некоторое число людей, которых условно можно было бы назвать «протофашистами». Октябрь 1917 года положил конец «Черной сотне». Дальнейшая история русского фашизма связана с зарубежьем и такими деятелями как Родзаевский и Вонсяцкий.
            
К.В.Родзаевский родился в 1907 году в городе Благовещенске-на-Амуре, в семье нотариуса. В годы революции вся его семья сумела выжить. Для того времени это было немало. Но в 1925 году Константин Родзаевский бежал через Амур в Маньчжурию. В Харбине в том же году, еще до возникновения «Антикоминтерновского пакта», была создана Российская (или Всероссийская) Фашистская Организация. Видное место в ней сразу же занял Родзаевсикй. Следует отметить, что фигурой он был незаурядной. Несмотря на непривлекательную внешность, в нем чувствовалась какая-то притягательная сила. Казалось, что он буквально излучал энергию. Неплохо играл на пианино, имел прекрасный голос. Не пил, не курил. Прослыл прекрасным и страстным оратором. Его идеал - Бенито Муссолини. И он ему стремился подражать. Был Родзаевский начитан в европейской истории и литературе. Вообще, амурская интеллигенция того времени отличалась своей высокой образованностью и интеллектом, что и вызывало разномыслие. В Харбине поступил в юридический институт, где в это время действовала фашистская организация. И бывший благовещенский комсомолец становится членом этой организации.
            
 26 мая 1931 года был созван первый съезд русских фашистов. Он и провозгласил создание Русской фашистской партии (РФП). С 1932 года партия начала издавать ежемесячный толстый журнал «Нация», затем еженедельную газету «Наш путь». Ее редактором был Константин Николаевич. Председателем партии был избран бывший царский генерал В.Д.Косьмин. Но он был номинальным главой РФП. Бразды правления сосредоточил в своих руках Центральный комитет. Родзаевский, по примеру Сталина, взял себе пост генерального секретаря, который, как и у большевиков, был ключевым. Программа партии была составлена Родзаевским и его другом Кораблевым. В ней утверждалось о неминуемой гибели советского строя. Кремлевские правители, отмечалось в программе, изолировали себя от народа, который стонет от коллективизации, терпит унижение со стороны «еврейско-большевистского интернационализма». Поэтому в России неминуема антикоммунистическая и антикапиталистическая Национальная революция. Только фашизм, отмечалось в программе, отвечал насущным нуждам России. Объявляя высшей ценностью нацию, фашизм мог воздействовать на умы людей и мобилизовать на Национальную Революцию широкие массы. Священный долг русских фашистов, утверждали авторы программного документа, под лозунгом «Бог, нация, труд» возглавить национальную революцию.
            
Предполагалось, что главой государства на переходный период, когда будет существовать диктатура партии, станет председатель РФП. И хотя в это время им был генерал Косьмин, мало кто сомневался, что роль вождя фашистской партии России Родзаевский предназначал себе. Следует отметить, что он неоднократно подчеркивал отличие русского фашизма от немецкого и итальянского. Муссолини и Гитлер, отмечал он, ведут борьбу с капиталистическим хаосом и либерализмом: их цель - дисциплинировать личность и централизовать экономику. Напротив, российские фашисты стремятся одолеть репрессивный большевистский режим, следовательно, их задача освободить личность и децентрализовать экономику. И, что самое главное, религиозный характер русского фашизма резко отличал его от итальянского и немецкого безбожия. В связи с этим С.Палицын в журнале «Сигнал» в 1937 году отмечал: «Разработанная…К.Родзаевским «Программа…» очень близка к программе итальянских фашистов и очень сближается с германским национал-социализмом, но не является их простой копией, преломляясь в весьма сильной степени сквозь призму русской исторической и российской национальной самобытности с особым упором на глубокую религиозность…»
             
Михаил Назаров - автор исследования «Историческая миссия русской эмиграции» отмечает, что, придавая большое значение православной Церкви, русские фашисты приняли активное участие в основании в 1934 году Харбинского Института Св.Владимира, а К.В.Родзаевский был вице-председателем Православной комиссии по борьбе с безбожием. Только «христианский фашизм», по мнению Родзаевского, мог спасти мятущуюся русскую душу.
             
Убежденный, что у РФП должно быть программное произведение, подобное книге Гитлера «Моя борьба», руководитель партии русских фашистов подготовил в 1934 году «Азбуку фашизма», которую приобрел каждый уважающий себя фашист на Дальнем Востоке. В ней были изложены основные постулаты фашистской теории, основы государственного устройства России после победы Национальной Революции. В данном случае он использовал опыт большевиков, у которых «Азбука коммунизма», подготовленная Бухариным и Преображенским, тоже была весьма популярной книгой.
     
  Одновременно Родзаевский уделял внимание созданию военизированных подразделений партии. Так, по его инициативе был создан «Особый отдел». Формально его задачей считалась охрана руководства партии и партийных собраний. Фактически это была команда головорезов, которая по указанию начальства расправлялась с неугодными из числа русских эмигрантов, евреев и прочих. Следует обратить внимание на тот факт, что Родзаевский в своей партии пытался создать организации, подразделения и должности, которые были характерны для большевистского режима: особый отдел, генеральный секретарь, подразделения по типу ГПУ и т.п. РФП засылала людей в СССР для создания подполья, распространения листовок, сотрудничала с Союзом казаков атамана Семенова и другими эмигрантскими организациями. Пользуясь покровительством японцев и марионеточного правительства Маньчжурии, русские фашисты имели большое влияние на дальневосточную эмиграцию. Как сообщает М.Назаров, в 1938 году под названием Российский фашистский союз организация насчитывала по разным оценкам от 10 до 23 тысяч членов. Ее девиз: «Бог – Нация – Труд». Партия Родзаевского была не единственной русской фашистской партией в мире. Подобная возникла и в США, где была значительная русская эмигрантская община.

                                                    ПАРТИЯ  А.А.ВОНСЯЦКОГО. США

              В США русская фашистская организация под названием Всероссийская Национал-Революционная партия была провозглашена в 1935 году. А вообще сама организация была создана белогвардейцем А.А.Вонсяцким в 1933 году. Партия издавала ежемесячный журнал «Фашист», который выходил до 1941 года. Она была малочисленной и в основном прославилась бурной издательской деятельностью за счет средств богатой жены фюрера Анастасии Вонсяцкой. В 1933 году Вонсяцкий и Родзаевский узнали о существовании друг друга. В 1934 году произошло объединение двух организаций в Единую Всероссийскую фашистскую партию. Причем ее фюрером был провозглашен Вонсяцкий. Но союз продолжался недолго. Слишком большие различия существовали между дальневосточным и американским отделениями этой партии. Особенно по еврейскому вопросу. Родзаевский был убежденным антисемитом. Вонсяцкий, хотя и отдавал некоторую дань подобным настроениям, не хотел преграждать дорогу евреям в русский фашизм. Он пытался в этом вопросе следовать путем Муссолини. В Италии, как известно, евреи весьма активно в то время сотрудничали с дуче. В общем, американский фюрер относился к евреям прагматически. Тем более, что антисемитизм в то время в США популярностью не пользовался. Д.Стефан отмечает, что после своего возвращения из Харбина Вонсяцкий заявил в одном из интервью: «Если евреи захотят стать нашими друзьями и помощниками, мы примем их с радостью». Через пять лет он изложил свою позицию более развернуто: «Наше отношение к евреям…зависит от их отношения к нам. Если они решат, что им с нами по пути, - тогда всё в порядке. Если нет - пусть пеняют на себя. Если они захотят бороться против общего врага, за нами дело не станет. В России живет так много племен и народностей, что глупо выделять какую-то одну народность и начинать с ней войну. В Германии другое дело - ведь там всего одна нация». Были разногласия и иного толка.
    Вонсяцкий критиковал зависимость Родзаевского от японцев и не имел отношений с иностранными фашистами. В отличие от харбинского «вождя», он был противником привнесения революции в Россию на иностранных штыках. В связи с этим он заявлял: «Я учился азбуке революции у Ленина и Троцкого. В борьбе с коммунистами мы применим их же собственную тактику…Мы завоюем Россию, но не оружием. Наша сила заключена в идеях, доступных уму каждого рабочего и крестьянина». Заявление весьма примечательное. Впрочем, и Муссолини в то время стоял на подобных позициях. Есть предположения, что он встречался до революции с Лениным и они друг другу весьма симпатизировали. Вот за эти «грехи» Вонсяцкий был лишен титула «вождя» и исключен из партии. Новым «вождем» избрали Родзаевского. Сами американцы «своего» фюрера продержали в тюрьме с 1942 по 1946 год, обвиняя его в шпионаже на Японию и Германию. Веских доказательств по этому делу не было, «вождь» свой арест назвал «вопиющим произволом». А после своего освобождения американский фюрер к активной деятельности не вернулся, а партия зачахла. После разгрома нацистов ее существование стало бессмысленным.

                                                      КОНЕЦ ПАРТИИ РОДЗАЕВСКОГО

             Новая партия Родзаевского работала под неусыпным контролем японцев, ее члены принимали участие в разведывательно-диверсионной деятельности против СССР. Численность организации росла. Ее отделения были в Северной и Южной Америке, Европе, Африке. Но главной базой был все-таки Харбин. С партийных печатных станков непрерывным потоком сходили брошюры, газеты, журналы, а почта разносила их по самым отдаленным уголкам русской диаспоры. В Маньчжоу-Го партийные учебные заведения, от детских садов до Высшей партийной школы (опять копировали ВКП(б)), воспитывали в фашистском духе подрастающее поколение. Партия получила в эмигрантской среде немалую власть. К тому времени в одной Маньчжурии насчитывалось 20 тысяч активистов. Родзаевский выражал уверенность, что Национальная Революция произойдет в России в 1938 году. Но начавшаяся Вторая мировая война перечеркнула все планы первого русского фюрера. Прежде всего, она не укрепила партию, а ослабила ее. Как ни велика была ненависть эмиграции к Сталину, тем не менее русские люди в своей основной массе переживали за свою Родину. А те же, кто выступал против Сталина, считали себя «третьей силой», но отнюдь не отождествляла себя с фашизмом. Именно на такой платформе зародилось Русское Освободительное Движение в годы Второй мировой войны, которое затем стало именоваться «власовским». Да и сами германские нацисты не выражали особого желания сотрудничать с русским фашистским движением. Японцы же опасались, что через это движение к ним может проникнуть советская агентура. Деятельность Рихарда Зорге была тому примером. Опасались они и осложнений с Советским Союзом, чья победа не вызывала сомнений. Именно поэтому японцы 1 июля 1943 года объявили о ликвидации отделений партии в Маньчжоу-Го, Китае и Японии.
               После вступления советских войск в Маньчжурию, Родзаевский бежал и скрывался от советских и китайских властей. Но одновременно пытался установить контакты с советскими руководителями и даже обратился с письмом к самому Сталину, который после победы СССР стал его кумиром. В этом письме он писал: «Сталинизм (мне кажется, что именно он впервые употребил термин - «сталинизм» - В.Л.) - это как раз то самое, что мы называем «российским фашизмом». Это наш российский фашизм, очищенный от крайностей, иллюзий и заблуждений». Определение весьма симптоматичное, но явно не понравившееся Сталину.
               Интересны его рассуждения о евреях. В этом же письме. Родзаевский заметил, что наиболее коварную внутреннюю угрозу России представляют собой евреи, ибо их преувеличенное национальное самосознание подрывает саму основу государства. Сталин, и только Сталин, замечает Родзаевский, сумел разрешить в России еврейский вопрос, ибо он «вырвал еврея из замкнутой талмудической среды. Советское воспитание превращает еврея в мирного члена советской семьи народов». Российский фашизм и советский коммунизм, утверждал он, имеет общие корни и цели. «Соратники РФП не понимали, что именно Сталин был их истинным «вождем» (Отечественная история. 1992. №3). Одновременно Родзаевский просил дать ему возможность начать «новую жизнь» в качестве «национал-коммуниста» и «убежденного сталиниста». Но письмо не помогло. В октябре 1945 года лидер русских фашистов был арестован. В августе 1946 года начался судебный процесс над Родзаевским, атаманом Семеновым и еще шестью их соратниками. Председательствовал на судебном заседании В.В.Ульрих. И все обвиняемые признали свою вину. О милосердии просил лишь один атаман Семенов. Родзаевский, Бакшеев, Власьевский, Шепунов и Михайлов были приговорены к расстрелу. Семенов - к повешению. Князь Ухтомский и Охотин получили соответственно двадцать и пятнадцать лет каторжных работ. 30 августа 1946 года Константин Родзаевский - первый русский фюрер, родом из амурского города Благовещенска, вместе с другими приговоренным, был казнен в подвале Лубянки, всего в нескольких шагах от резиденции его последнего кумира - Иосифа Сталина.
               Вернуться Константину в Благовещенск больше не пришлось, хотя мечтал он об этом всегда. Вполне вероятно, что какие-то дальние родственники там остались. Ближние - были репрессированы и высланы. А уж документы о его семье наверняка в архивах сохранились, как и дом, в котором когда-то проживала довольно большая семья адвокатов Родзаевских. Краеведам хорошо бы разыскать эти бумаги, да и жилище тоже, и рассказать землякам об этих забытых страницах истории области. Ведь через Благовещенск шел главный поток эмигрантов в Маньчжурию и именно они основали русский город Харбин. На примере Родзаевского и его сторонников видно, что фашизм в России никогда не имел и не будет иметь будущего. Внушить это молодежи, часто склонной к экстремизму, весьма и весьма полезно.

                                                                                           
                       ©В.Люлечник

                            НАЧАЛО                                                                                                                                                                                        ВОЗВРАТ

                                         Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделе "История"