|
|
София Яковлевна Парнок (настоящая фамилия - Парнох)
родилась в Таганроге. После окончания местной гимназии год жила в
Швейцарии, где училась в Женевской
консерватории, по возвращении в
Россию занималась на Бестужевских курсах. Печатать стихи начала с
1906г. С 1913г. сотрудничала в журнале "Северные
записки", где кроме стихов публиковала
переводы с французского и критические статьи. В 1914г. познакомилась с М.Цветаевой, которая посвятила ей цикл
стихотворений
"Подруга". Первый
сборник "Стихотворения"
вышел в Москве в 1916г. В 1917г.
уехала в Крым, в Судак, где прожила
до начала двадцатых годов. Вернувшись в Москву, занималась
литературной и переводческой работой. Была одним из учредителей
объединения "Лирический круг"
и кооперативного издательства "Узел".
Выпустила в Москве четыре сборника стихов. "Роза
Пиэрии" (1922), "Лоза"
(1923), "Музыка"
(1926), "Вполголоса" (1928).
Парнок не примыкала ни к одной из ведущих литературных группировок.
Она критически относилась как к новейшим течениям в современной
литературе, так и к традиционной школе. Ее поэзию отличает
мастерское владение словом, широкая эрудиция, музыкальный слух.
Поэтесса А.Герцык выделяла в поэзии Парнок "бесприютный,
вечно скитальческий гордый дух", стремление
"усмирить, заковать женскую душу со всеми ее
противоречиями в суровый мужественный стих",
а большой друг Парнок Максимилиан Волошин видел своеобразие
лирического голоса поэтессы в сочетании задумчивости с экстазом, в
"пронзительности всех слов, касающихся
любви и ее ран".
БЕЛОЙ НОЧЬЮ
Не небо -
купол безвоздушный
Над голой белизной домов,
Как будто кто-то равнодушный
С вещей и лиц совлек покров.
И тьма -
как будто тень от света,
И свет -
как будто отблеск тьмы.
Да был ли день? И ночь ли это?
Не сон ли чей-то смутный мы?
Гляжу на все прозревшим взором,
И как покой мой странно тих,
Гляжу на рот твой, на котором
Печать лобзаний не моих.
Пусть лживо-нежен, лживо-ровен
Твой взгляд из-под усталых век, -
Ах, разве может быть виновен
Под этим небом человек!
* * *
И отшумит тот шум и отгрохочет грохот,
которым бредишь ты во сне и наяву,
и бредовые выкрики заглохнут, -
и ты почувствуешь, что я тебя зову.
И будет тишина и сумрак синий...
И встрепенешься ты, тоскуя и скорбя,
и вдруг поймешь, поймешь, что ты
блуждал в пустыне
за сотни верст от самого себя!
* * *
Туго сложен рот твой маленький,
Взгляд прозрачен твой и тих, -
Знаю, у девичьей спаленки
Не бродил еще жених.
Век за веком тропкой стоптанной
Шли любовников стада,
Век за веком перешептано
Было сладостное «да».
Будет час и твой, - над участью
Станет вдруг чудить любовь,
И предчувствие тягучестью
Сладкою вольется в кровь.
Вот он - милый! Ты указана
- Он твердит - ему судьбой.
Ах, слова любви засказаны,
Как заигран вальс пустой!
Но тебе пустоговоркою
Милого не мнится речь:
Сердцем ты - дитя незоркое,
Лжи тебе не подстеречь.
Ты не спросишь в ночи буйные,
Первой страстью прожжена,
Чьи касанья поцелуйные
Зацеловывать должна...
Туго сложен рот твой маленький,
Взгляд прозрачен твой и тих, -
Знаю, у девичьей спаленки
Не бродил еще жених.
* * *
В этот вечер нам было лет по сто.
Темно и не видно, что плачу.
Нас везли по Кузнецкому мосту,
И чмокал извозчик на клячу.
Было все так убийственно просто:
Истерика автомобилей;
Вдоль домов непомерного роста
На вывесках глупость фамилий;
В вашем сердце пустынность погоста;
Рука на моей, но чужая,
И извозчик, кричащий на остов,
Уныло кнутом угрожая.
С.И.Чацкиной
* * *
И всем-то нам врозь идти:
этим - на люди, тем - в безлюдье.
Но будет нам по пути,
когда умирать будем.
Взойдет над пустыней звезда,
и небо подымется выше,
-
и сколько песен тогда
мы словно впервые услышим!
* * *
Кипящий звук неторопливых арб
Просверливает вечер сонно-жаркий.
На сене выжженном, как пестрый скарб,
Лежат медноволосые татарки.
Они везут плоды. На конских лбах
Лазурных бус позвякивают кисти.
Где гуще пурпур -
в вишнях ли, в губах?
Что -
персик или лица золотистей?
Деревня: тополя в прохладе скал,
Жилища и жаровни запах клейкий.
Зурна заныла, -
и блеснул оскал
Татарина в узорной тюбетейке.
* * *
Сегодня с неба день поспешней
Свой охладелый луч унес.
Гостеприимные скворешни
Пустеют в проседи берез.
В кустах акаций хруст, - сказать бы:
Сухие щелкают стручки.
Но слишком странны тишь усадьбы
И сердца громкие толчки...
Да, эта осень - осень дважды!
И то же, что листве, шурша,
Листок нашептывает каждый,
Твердит усталая душа.
* * *
Я не люблю церквей, где зодчий
Слышнее Бога говорит,
Где гений в споре с волей Отчей
В ней не затерян, с ней не слит.
Где человечий дух тщеславный
Как бы возносится над ней, -
Мне византийский купол плавный
Колючей готики родней.
Собор Миланский! Мне чужая
Краса! - Дивлюсь ему и я. -
Он, точно небу угрожая,
Свои вздымает острия.
Но оттого ли, что так мирно
Сияет небо, он - как крик?
Под небом, мудростью надмирной,
Он суетливо так велик.
Вы, башни! В высоте орлиной
Мятежным духом взнесены,
Как мысли вы, когда единой
Они не объединены!
И вот другой собор... Был смуглый
Закат и желтоват и ал,
Когда впервые очерк круглый
Мне куполов твоих предстал.
Как упоительно неярко
На плавном небе, плавный, ты
Блеснул мне, благостный Сан-Марко,
Подъемля тонкие кресты!
Ложился, как налет загара,
На мрамор твой - закатный свет...
Мне думалось: какою чарой
Одушевлен ты и согрет?
Что есть в тебе, что инокиней
Готова я пред Богом пасть?
- Господней воли плавность линий
Святую знаменует власть.
Пять куполов твоих - как волны...
Их плавной силой поднята,
Душа моя, как кубок полный,
До края Богом налита.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Печатается по кн. Сто одна поэтесса Серебряного века. Антология. Сост. и биогр. статьи
М.Л.Гаспаров. О.Б.Кушлина, Т.Л.Никольская. - СПб., ДЕАН, 2000
|
|
|