ВОЗВРАТ                                       

   
  
Сентябрь 2015, №9  
 

          Заметки об Искусстве____________                             Валерий Койфман     
 

Крупнейший в Германии Музей современного искусства     
появится в Мангейме - «городе квадратов»                 
      

     

                                                                                                «Благодарю тебя, Господи, что я снова
                                                                                               очутился в моем любимом Мангейме!»
                                                                                                                    
В.А.Моцарт. 1778

       Еще во времена В.А.Моцарта город Мангейм, раскинувшийся на берегах Рейна и Неккара, обладал особой притягательной силой. Бывший поселок рыбаков Mannenheim (Mannheim), упоминавшийся еще в XIII веке, становится городом в 1607 году, отстраиваясь вокруг княжеского замка в виде огромной подковы, внутри которой улицы, пересекаясь перпендикулярно, образовали 144 квадрата-квартала. Отсюда название Мангейма - «город квадратов».
      Ныне Мангейм, многократно переросший историческую часть, - крупный индустриальный и портовый город, второй по величине в земле Баден-Вюртемберг. Здесь есть престижный университет, приобретший славу немецкого Гарварда, и несколько вузов. Культурная жизнь города также богата и насыщена. Популярный рекламный слоган - «Магнит Мангейм» является сегодня визитной карточкой этого бурлящего жизнью города.
      Одним из главных «магнитов» для любителей искусства, безусловно, является прекрасный художественный музей Kunsthalle Mannheim. Именно здесь, а не в Париже хранится, например, знаменитое полотно Эдуарда Мане «Расстрел императора Максимилиана».
      Внушительное купольное здание музея было построено в 1907 году для Международной художественной выставки в характерном для архитектуры Германии начала XX века югендстиле по проекту архитектора Германа Биллинга (Карлсруэ).
     Город отмечал тогда свое 300-летие, и новый «храм искусств» должен был символизировать тягу Мангейма ко всему передовому и талантливому. Здание было возведено в качестве временного сооружения (так когда-то возвели и Эйфелеву башню) рядом с элегантной Фридрихсплатц с впечатляющими каскадами фонтанов, увенчанных грандиозной башней Вассертурм.

       

     Временную постройку хотели снести, но потом горожане решили ее доработать и сохранить как галерею современного искусства.
     Основу коллекции нового музея составили картины, переданные сюда из частных собраний.
      Потом, благодаря усилиям дирекции и «Союза в поддержку искусства в Мангейме» (до 12 тысяч членов), наступила фаза бурного роста музейной коллекции.
     Преодолевая сопротивление консервативной части общества, Кунстхалле становится первым музеем в Германии, который приобретал и выставлял картины французских импрессионистов и постимпрессионистов. Тогда здесь появились работы К.Моне, А.Сислея, К.Писсарро, Э.Мане, В.Ван Гога, П.Сезанна.
     Как уже отмечалось, музей обладает картиной Э.Мане «Расстрел императора Максимилиана в Мексике» (1868, 2,5х3,0 м), причем самым совершенным ее вариантом. Картину приобрела в 1910 году и передала музею группа состоятельных граждан Мангейма, считая, что неприязненные на тот момент отношения с Францией не должны распространяться на искусство. Тогда музей приобрел и «Курильщиков» Поля Сезанна за огромную по тем временам цену 35000 марок.
      Это стало настоящим прорывом скромного музея к самым высоким образцам современного искусства.
        Позднее музей стал систематически приобретать работы мастеров XX века, что позволило ему стать обладателем многих ключевых работ немецких импрессионистов, экспрессионистов, «фовистов», а также художников «Новой вещественности». Именно в Мангейме в 1925 году впервые официально заявило о себе это яркое направление немецкого искусства XX века, когда были выставлены картины О. Дикса, Г.Гроса, М.Бекмана, А.Канольдта.
     Более чем за 100 лет своего существования музей Kunsthalle Mannheim получил общеевропейское признание. Ныне в музее хранится 2150 картин, 840 (!) скульптур, около 33000 графических работ. Наряду с экспонированием коллекции, в Кунстхалле постоянно проводятся специализированные выставки современного искусства.
        Из последних выставок можно назвать: «Мир мифов Дикса/Бекмана», «Мане, Сезанн, Ван Гог - со всего мира в гости», «Только скульптуры!» «Сила линии: графика экспрессионизма», «Холодный взгляд: графика «Новой вещественности».
      Однако чтобы достойно выполнять свои функции в современном обществе, музеи должны, бережно сохраняя собственные традиции, иметь возможность обогащать свою деятельность отвечающими современному уровню достижениями в музейном деле. Так решили поступить и в Мангейме.
      В январе 2014 года Немецкое информационное агентство - dpa, выступило с сенсационным сообщением, что с 15 мая 2014 года в Мангейме на базе Kunsthalle Mannheim приступают к строительству самого большого в Германии Музея современного искусства. Отреставрированный и реконструированный Billing-Bau, югендстилевская постройка 1907 года, при этом сохранится, а выходящий прямо на Фридрихсплатц относительно новый, но находящийся в плачевном состоянии корпус музея Mitzlaff-Bau, подлежит сносу.
      Выставочные площади нового здания составят около 4000 кв. метров (примерно половина площади футбольного поля). На реализацию проекта выделены €68,3 млн. Открытие новостройки запланировано на 2017 год.
      Агентство сообщило об этом решении со ссылкой на частный благотворительный фонд Stiftung Kunsthalle Mannheim - организацию, являющуюся заказчиком проекта. Фонд был создан еще в феврале 2012года. Учредителями стали крупный предприниматель Ганс-Вернер Гектор и город Мангейм в лице обер-бургомистра. Основатель фирмы SAP («Systems Analysis and Program Development»), крупнейшего в Европе разработчика программного обеспечения для бизнеса, доктор Гектор, и его жена пожертвовали для целей Фонда €50 млн, город - €10 млн. Остальные средства должны быть собраны по подписке.
      Через наблюдательный совет Фонд будет осуществлять новостройку на Фридрихсплатце, а затем он посвятит свою деятельность закупкам достойных предметов искусства для нового музея и финансовой поддержке больших специализированных выставок. В самом Мангейме решение о строительстве нового музейного здания не всеми принимается «на ура». Созданная гражданская инициатива выступает против проекта, считая подобную инвестицию нецелесообразной.
      В конкурсе на проект нового здания победила мастерская известного архитектора Майнхарда фон Геркана из Гамбурга, проектировавшая, в частности, новый Центральный вокзал в Берлине и спортивный комплекс "Олимпийский" в Киеве.
      Идеей проекта является создание целого «музейного города» со своими улицами, террасами, мостами, по которым публика попадает в как бы парящие в пространстве кубы залов.
    Все сооружение будет находиться под филигранным металлическим покровом, выполненным в медном цвете, корреспондируясь с цветовой гаммой окружающих строений.
     На период, пока будет длиться грандиозное строительство, в музее решили переформатировать экспозицию и выставить в историческом здании 240 главных шедевров коллекции.
       Этот проект получил название «Ковчег».
      Известно, что история музея Kunsthalle Mannheim весьма драматична. Особенно это касается времен нацистского правления. Уже весной 1933 года нацистский режим начал осуществлять жесткие меры по «оздоровлению немецкой культуры». В том же году в рамках программы искоренения «дегенеративного искусства» в Мангейме прошла выставка «Большевизм в культуре». Тогда витрине магазина в центре Мангейма была выставлена картина М.Шагала «Понюшка табака» (ныне она в Базеле) с надписью: «Налогоплательщик! Знай, куда уплывают твои денежки!». Почти одновременно аналогичные выставки состоялись в Нюрнберге - «Камера ужасов в искусстве» и в Дрездене - «Искусство на службе разложения» (всего с 1933 по 1941 год нацистами было проведено около 40 подобных региональных и общегерманских выставок).
       Жертвой «ариизации» коллекции в Мангейме стали почти 1000 экспонатов. После войны лишь малая часть из них была возвращена в музей. До сих пор пробелы в экспозиции дают знать о себе. После принятия нацистами закона о переаттестации госслужащих начались увольнения директоров музеев. Первым уволили директора Кунстхалле в Мангейме. Он поплатился именно за тягу к современному искусству.
      Строящийся теперь в Мангейме самый большой в Германии Музей современного искусства можно считать памятником одному из первых директоров Kunsthalle Mannheim легендарному Густаву Хартлаубу, страстному пропагандисту современного искусства.
      Вероятно, прав известный немецкий ученый и политик Харальд Рингштоф, который сказал: «Музеи - хранители прошлого и провидцы будущего».
                                                                               © В.Койфман 

НАЧАЛО         Предыдущие публикации и об авторе -  в разделе "Художественная Гостиная"               ВОЗВРАТ