ВОЗВРАТ                                       

   
     
Февраль 2016, №2     
 

          Заметки об Искусстве_______________                             Валерий Койфман     
 

О кражах в мире искусства и об искусстве краж               

           
     

       Заполучить богатство можно двумя способами: либо успешно трудиться, либо что-то успешно украсть. Относится это и к искусству. «Королей» хищений произведений искусства называют одними из самых богатых людей планеты. Их имена мало известны, зато известен огромный ущерб, наносимый обществу их преступными деяниями.

 
                           

        Кражи произведений искусства - старинный промысел. Одно из давних известных преступлений этого рода датируется 1473 годом. Работу знаменитого нидерландца Г.Мемлинга «Страшный суд», заказанную для семьи Медичи во Флоренции, переправляли на корабле. По пути корабль был захвачен пиратами, и картина исчезла. В дальнейшем один из похитителей, замаливая грехи, преподнес ее в дар Гданьскому собору Девы Марии, где картина находится и ныне.
    
     «Расцвет» краж предметов искусства - это середина ХХ века, когда, американские и японские богатые коллекционеры взвинтили цены на шедевры искусства. Правда, за это на них никто не в обиде. Если в 1950 году за картины художников-импрессионистов, П.Пикассо и С.Дали платили менее 10 тыс. долларов, то через 10 лет счет пошел на сотни тысяч. К началу 70-ых был преодолен миллионный рубеж, а сейчас реальностью стала цена в 104 млн. долларов, заплаченная в 2004 году за пикассовского «Мальчика с трубкой».
          Кражи в мире искусства занимают ныне «почетное» 4-ое место по обороту денег вслед за такими преступлениями, как торговля наркотиками, оружием и отмывание денег. По некоторым оценкам, среди огромного числа пропаж в розыске находится около 500 работ П.Пикассо, 250 - М.Шагала, 200 - О.Ренуара, 50 - В. Ван Гога и 100 - С.Дали.
          Случаев, когда картины были возвращены законным владельцам полицией, очень мало. Одной из таких удач стало обнаружение немецкой полицией в мае 2002г. 9 работ экспрессионистов (Э.Л.Кирхнера, Э.Нольде и М.Пехштейна) стоимостью несколько миллионов долларов, украденных из галереи „Bruecke“ («Мост»).
  
         Иногда похищенные предметы искусства обнаруживают случайно при расследовании других преступлений. Например, одна из похищенных картин Ренуара была обнаружена в связи с делом о наркоторговле.
   
      Общепризнанные факты, которые очень радуют воров: музеи охраняются хуже банков, а ценностей в музеях гораздо больше; шедевры искусства стоят дорого, а места занимают немного. Правда, они слишком известны, а это громадный недостаток для похищенного товара. Знаменитую картину не разберешь на части и не перекрасишь, как угнанный автомобиль, не распилишь на куски, как уникальный бриллиант. Основную проблему грабителей можно выразить словами М.Твена: «Похитить белого слона не фокус. Куда его потом девать?»
      
  Самый простой выход - красть искусство менее дорогое и менее известное, компенсируя качество количеством (90% хищений относится именно к этой категории). Небольшие мобильные банды, набранные профессионалами-координаторами, тщательно «прочесывают» целые страны. Их жертвами становятся, прежде всего, культовые здания, провинциальные музеи и коллекционеры. Ценности здесь часто защищены явно недостаточно. Ворованные вещи обычно поступают на перевалочные пункты и потом переправляются в один из центров реализации, например, в Лондон или Женеву. Антиквары и коллекционеры редко задают вопросы о происхождении ходового товара стоимостью в 2-3 тысячи долларов.
        
 Но как бы ни были эффективны методы массовых краж вещей «второго ряда», классикой ремесла остаются кражи всемирно известных шедевров. Самым известным преступлением XX века часто называют кражу в 1911 году из Лувра знаменитой "Моны Лизы" Леонардо да Винчи. Годом раньше директор Лувра Т.Омоль заявлял, что покушение на "Мону Лизу" так же вероятно, как попытка похитить колокола собора Нотр-Дам.
 
        Картина была найдена лишь в 1913 году, когда похититель, итальянец Винченцо Перруджио, работавший в Лувре маляром, попытался продать ее торговцу антиквариатом. Он совершил преступление случайно. Увидев, что в зале никого нет, Винченцо снял «Мону Лизу», избавился от рамы и вынес полотно из музея под рабочим халатом. Грабитель утверждал потом, что хотел вернуть полотно в Италию как компенсацию за мародерство Наполеона.
         Крупнейшей кражей картин в XX веке называют налет на бостонский Музей Изабеллы Стюарт Гарднер. Утром 18 марта 1990 года в музей вошли два человека в полицейской форме и сообщили охране, что им необходимо осмотреть помещения, так как в музее сработал сигнал тревоги. Когда доверчивых охранников связали, из музея одно за другим были беспрепятственно вынесены 13 лучших полотен, среди которых были работы Дега, Мане, Рембрандта и Вермеера. Общая стоимость украденных картин была оценена тогда в 300 млн. долларов. Несмотря на тщательные многолетние поиски, ни одна из похищенных картин до сих пор не найдена.
 
        Одним из самых странных считается ограбление музея в Манчестере в 2003 году. Неизвестные проникли в здание, завладели тремя полотнами: Ван Гога, Пикассо и Гогена и скрылись. Хватилась картин только на следующий день, ибо камеры слежения ничего подозрительного не зафиксировали. Позже в полицию позвонили и сообщили о местонахождении украденных картин. Обнаружили шедевры в укромном месте с запиской, где был указан мотив преступления: «Очень плохая система охраны!»
          Судя по официальным сообщениям, больше всего похитители ценят работы Винсента Ван Гога. Одним из крупнейших считается ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме в 1991 году, когда было похищено 20 его работ. Воры проникли в музей среди ночи. Здание охранялось плохо, и грабители позволили себе спокойно осмотреть экспозицию, выбирая, что именно взять. Общая стоимость похищенного была оценена специалистами более чем в 200 млн. долларов.
           За последние 15-20 лет особенно в моде у преступников работы Пабло Пикассо. С 1990 года сообщалось о похищении более 10 картин художника, относящихся к разным периодам его творчества. Пожалуй, наибольший резонанс получила кража "Портрета Доры Маар" во Франции. Картина исчезла с яхты богатого жителя Саудовской Аравии в марте 1999 года и до сих пор не найдена, хотя владелец объявил о вознаграждении в 500 тыс. долларов за ее возвращение.
     
     Что касается излюбленного места налетов грабителей, то это, безусловно, поместье Рассборо-Хаус под Дублином. Его хозяину, баронету сэру Альфреду Бейту, совладельцу алмазной фирмы «Де Бирс», принадлежит одна из лучших в мире частных коллекций живописи старых мастеров.
           В период с 1975 по 2002 год воры четырежды покушались на шедевры этой коллекции.
     
  В 1974 году боевики ИРА ворвались в замок, связали хозяев и вынесли из здания 19 картин. Вскоре преступление было раскрыто, картины возвращены. В 1986 году в Рассборо 13 дублинских бандитов после 6-минутного «визита» к сэру Альфреду Бейту унесли 18 полотен и т.д.
   
       Нападения на Рассборо-Хаус превратились в своеобразную преступную традицию. Некоторые из картин побывали в руках похитителей не по одному разу.
          Уже в 2007 году мировые СМИ сообщили, что в конце февраля совершена крупная кража картин Пикассо из парижской квартиры его внучки, Дианы Видмайер-Пикассо. Сообщают, что общая цена похищенных полотен, предположительно, составляет 50 млн евро. К счастью, в работы удалось найти. Среди подозреваемых по этому делу один известный коллекционер.
   
        Как и в каждом ремесле, среди воров предметов искусства есть мастера высочайшего класса. Особенно знаменит француз Стефан Брайтвизер, который стал и профессиональным похитителем картин, и коллекционером в одном лице. За свою преступную карьеру (1995-2001) он похитил 239 шедевров искусства общей стоимостью более 1 млрд. долларов. В скромном домике своей матери в Эльзасе к моменту ареста 30-летний Брайтвизер собрал уникальную коллекцию краденых произведений живописи (Питера Брейгеля, Антуана Ватто, Франсуа Буше, Лукаса Кранаха), а также редчайшие антикварные вещи XVI-XVII веков. Стефан Брайтвизер сидит в тюрьме, а эпидемия краж предметов искусства в мире не затихает.
          Ведь пока есть таланты и создаются бесценные шедевры, будут и поклонники, которые попытаются заполучить их любыми путями, а, значит, будут востребованы и специалисты по кражам этих "вожделенных" шедевров искусства.
                                                                                                                                   ©
 В.Койфман 

НАЧАЛО   
         Предыдущие публикации и об авторе -  в разделе "Художественная Гостиная"                     ВОЗВРАТ