ВОЗВРАТ                                         

   
  
Август 2016, №  

 
 История православной России__      
Виктор Грибков-Майский       

Церковь и Власть                  

           

   ТВЕРСКИЕ СИДЕЛЬЦЫ                                  

  

                                  
      Оказалось, что Максим Грек провел в тверском Отроч монастыре целых 20 лет, причем, не по своей воле …и не он один. Но обо всем по порядку…
      На старинной фотографии можно увидеть, как выглядел почти сто лет назад один из самых живописных уголков Твери - стрелка при впадение Тверцы в Волгу.


                           

                                                 Вид на  Отроч монастырь начала 20 века

     Здесь, словно белоснежное видение, находился один самых древних тверских монастырей - Отроч Успения Богородицы.

 
                     

                                                       Вид на бывший. Отроч монастырь

 
      Отроч монастырь был основан в 1265 году тверским князем Ярославом Ярославичем (есть, однако, свидетельства, что монастырь существовал уже в начале XIII века). Название монастыря объясняет предание, согласно которому первым, кто поселился в этом безлюдном месте у слияния Тверцы и Волги, был молодой дружинник князя Ярослава, отрок Григорий.
      История основания монастыря описана в «Повести о Тверском Отроче монастыре», которая была написана во второй половине XVII в. в Твери, возможно, в самом монастыре. Это грустная легенда о любви княжеского отрока Григория к дочери церковного причетника из села Едимонова красавице Ксении и о том, как в день свадьбы князь отнял невесту у своего любимца, а тот ушел от людей в лес и основал там монастырь. И хотя эта история не соответствует историческим фактам, известным по летописи, ее и сегодня старожилы города охотно рассказывают приезжим.
      К великому сожалению, сегодня от древней обители сохранился лишь Успенский собор 1722 года
.

                                  

                                                Успенский собор. Фрагмент наличника


     Как мы увидим ниже, история существования этого монастыря наполнена не только грустными, но и трагическими страницами…
      В знаменательном 1988 году - 1000-летия Крещения Руси - был канонически причислен к лику святых Максим Грек
- философ и богослов, в миру Михаил Триволис. Судьба этого человека не просто интересна, но удивительна и, в чем-то, поучительна. Он родился около 1470 года в греческом селении Арта, в аристократической семье. Один из его предков носил сан константинопольского патриарха.
     В 1492 году он уехал в Италию, где прожил почти 10 лет. Там он сблизился с мыслителями-гуманистами Анджело Полициано и Марсилио Фичино, пополнял образование в университетах Болоньи, Падуи, Феррары, Милана, а позднее побывал и в парижской Сорбонне.
     В Италии на Михаила произвели сильное впечатление проповеди монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, страстно обличавшего развратного и честолюбивого Папу Римского Александра VI Борджиа. Мы хорошо помним, чем закончилось для Савонаролы эта история - в мае 1498 года его сожгли на площади во Флоренции.
     Пример сожженного на костре, но не сломленного проповедника, видно, и побудил Михаила перейти из православной веры в католическую, и принять иноческий постриг в том самом доминиканском монастыре св. Марка во Флоренции, где настоятелем некогда был Савонарола. Но спустя несколько лет духовные искания вновь возвращают его в лоно православной церкви.
      Покинув Италию, Триволис приезжает на святую гору Афон
- признанный духовный центр православия. В 1505 году он снова постригается в монахи (но теперь православные) под именем Максима в одном из афонских монастырей где, будучи уже в зрелом возрасте, заслужил славу просвещенного в книжных делах инока.
      И здесь, когда, казалось бы, все в его жизни было определено, судьба снова сделала крутой поворот. В это время на Афон прибыло русское посольство с целью подыскать хорошего толмача (переводчика) из местных монахов. Дело в том, что недавно занявший московский трон Великий князь Василий III, разбираясь лично в кладовых своих палат, обнаружил множество греческих духовных книг, большую часть которых привезла с собой еще его мать царица Софья из Константинополя, ведь она происходила из византийского императорского рода Палеологов. Государь решил, что надо перевести их на русский язык и снарядил на Афон посольство... Здесь в Афоне выбор пал на Максима. А может быть, и что, скорее всего вероятнее, он сам вызвался на это далекое и опасное путешествие. Так или иначе, но вскоре Максим Грек, именно так его начинают звать в далекой стране, оказывается на Руси.
     В 1518г. Максим Грек прибыл в Москву в качестве «переводчика книжного» по приглашению Митрополита и Василия III Ивановича. Удивительный факт
- Максим в то время не знал русского языка, но даже это не остановило его.
      И сначала все шло как нельзя лучше. Василий III обласкал греческого ученого. Жить Максима поместили в Чудовом монастыре в Кремле, неподалеку от великокняжеских палат. Сделанный им перевод Толковой Псалтири
- огромной книги в полторы тысячи страниц - вызвал всеобщее восхищение. В работе Греку помогали болгарин и несколько сербов, которые знали славянские и, как бы мы сейчас сказали, классические языки - греческий и латинский.
      Первое время Максиму удается оставаться вне различных церковных и политических партий. Но это только первое время. Уже в 1522 году Грек подверг критике процедуру избрания Московского Митрополита. Этот шаг, как показало время, стал для него роковым.
      Все более и более погружаясь во внутренние проблемы Московского государства, он увидел множество недостатков русской жизни и все чаще выступал против существовавших жестоких порядков. «Любя вступаться за гонимых, он тайно принимал их у себя в келье,
- замечает историк Н.М.Карамзин, - и слушал иногда речи, оскорбительные для государя и митрополита…»
      Постигая русскую действительность, у Максима сначала появилось, а затем и окрепло, желание покинуть эту страну. Но ему в этом было отказано. Билет оказался в один конец. Такие уж были в те времена порядки - бывший литовский вельможа князь Михаил Глинский только за попытку отъезда на родину в Литву провел в тюрьме 12 лет.
      Дело усугублялось и положением на международной арене. После падения Византийской империи в 1453 году на Руси стала преобладать мысль о превосходстве русского православия над греческим. Теперь Москва должна стать центром православного мира. Этот догмат был вскоре озвучен в известной формулировке: «Два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не бывать».
      Вскоре стало известно и о католическом прошлом Максима Грека…
     Но особенно сильно Максим Грек настроил против себя Митрополита Даниила своим заявлением о том, что считает его избрание «безчинным», т.е. незаконным.
      Последней же каплей, скорее всего, стало написание довольно злого трактата «Слово к оставляющим жен своих без вины законныя», который был посвящен разводу государя с Соломонией Сабуровой (после 20 лет брака она так и не имела детей, что явилось формальным предлогом к его расторжению) и женитьбы Василия III на Елене Глинской.
     После всего этого судьба Грека была решена. Его обвинили в умышленном искажении сути Священного Писания и осудили как еретика. Произошло это в 1525 году… Нет, его не сожгли, как когда-то Савонаролу, а по приговору церковного суда держали на положении заключенного сначала в Иосифо-Волоцком монастыре, а затем в течение 20 (!) лет с 1531 по 1551 в тверском Отроч монастыре.
      Здесь в сырой и тесной келье уроженец солнечной Греции терпел голод и холод, угар и смрад. Ему не позволялось даже на несколько минут выйти на свежий воздух… Но сила веры и сила духа не позволили сломить бренную плоть. Максим Грек с достоинством выдержал этот удар судьбы.
      Лишь в 1551 году, проведя в общей сложности более 25 лет в заточенье, он был освобожден и переехал в Троице-Сергиев монастырь, где спустя несколько лет, в 1556 году, наконец-то обрел вечный покой. В Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры над могилой святого Максима возвышается ныне каменный саркофаг, сооруженный в знак признания его заслуг, с высеченным на камне тропарем (текстом торжественного песнопения) в честь святого афонца. Церковь отмечает память его 21 января (3 февраля).

                                            

      Творчество Максима Грека многообразно, а его литературное наследие огромно - трактаты, диалоги, повести, послания, толкования, полемические сочинения вместе с переводами различных тексов и их объяснениями - всего свыше 300 оригинальных и переводных произведений. И очень многое было создано им на тверской земле.
     Такая личность, как Максим Грек, не могла не найти своего отражения в древнерусской литературе, где сохранилось целых четыре сказания, посвященных ему: «Сказание о преподобном Максиме философе, иже бысть инок святые горы Афонския преславныя обители Ватопедския, иже зде пострада довольна лета за истину» XVII в.; «Сказание известно о приходе на Русь Максима Грека и ткако претерпе до скончаниа своего» XVI в.; «О премудром и многотрудном Максиме иноке Святыя горы….» XVII в.; а также житие Максима Грека, составленное в XVIII веке…
      Но, как это ни грустно говорить, свято место - пусто не оказалось, а, может быть, к тому времени у тверского Отроч монастыря уже сложилась соответствующая репутация. Прошло немногим более 15 лет, и здесь появился новый заключенный, и ни кто - нибудь, а только что низложенный Митрополит Филипп. Личность яркая, смелая и несгибаемая…
      Митрополит Филипп II, в миру Фёдор Степанович Колычев, родился 11 февраля 1507г. в Москве. Митрополитом Московским и всея Руси он был недолго - с 1566 по 1568 год, но память о его пастырском служении навсегда останется в памяти всех православных. Ведь не так много в истории нашего государства было людей, которые говорили в глаза правителям все, что они о них думали. Тем более, когда речь шла о такой личности, как Иван Грозный.
     Филипп постоянно выступал против опричнины, в беседах наедине с царем пытался остановить беззакония, творившиеся в стране, просил за опальных.

                                             

      Знаковым для дальнейшей судьбы Филиппа стало 22 марта 1568 года, когда во время богослужения в Успенском соборе Москвы митрополит отказал Грозному в благословении и произнес речь против беззаконий опричнины.
      В ноябре 1568 года Филипп был низложен Собором епископов, обвинен в измене и заточён в темницу Богоявленского монастыря. Вскоре его ссылают в тверской Отроч монастырь. Не доверяя монахам, царь в качестве тюремщика и надзирателя велел поселить в обители дворянина Семена Кобылина.
       Это его послания, низложенного митрополита, разгневанный царь презрительно называл «филькиными грамотами». Неизвестно, как сложилась бы его дальнейшая судьба, но в конце 1569 года Грозный затеял свой поход на Великий Новгород, а по пути разорил и Тверь.
      23 декабря опричная армия вошла в Тверь. Вот как пишет об этом Н.М.Карамзин: «От Клина до Городни и далее истребители шли с обнаженными мечами, обагряя их кровию бедных жителей, до самой Твери, где в уединенной тесной келии Отроча монастыря еще дышал старец Филипп, молясь (без услышания) Господу о смягчении Иоаннова сердца: тиран не забыл сего сверженного им митрополита и послал к нему своего любимца Малюту Скуратова, будто бы для того, чтобы взять у него благословения. Старец ответствовал, что благословляют только добрых и на доброе. Угадывая вину посольства, он с кротостью примолвил: «Я давно ожидаю смерти: да исполнится воля государева!» Она исполнилась: гнусный Скуратов задушил св. мужа; но, желая скрыть убийство, объявил игумену и братии, что Филипп умер от несносного жара в его келии. Устрашенные иноки вырыли могилу за алтарем и в присутствии убийцы погребли сего великого иерарха церкви российской…» Произошло это 28 декабря 1569 года.
    Более 20 лет тверская земля хранила останки этого выдающегося подвижника Православия. Можно предположить, что он был захоронен в церкви Успения - трехглавой каменной церкви, построенной в 1269г. Это было одно из первых каменных культовых сооружений в Северо-восточной Руси, возведенное после нашествия Батыя на Русь.
      С первого взгляда может вызвать некоторое удивление, почему царь вдруг решил обратиться за благословением к человеку, которого сам низложил? Но это лишь с только первого взгляда. Дело в том, что поводом для похода на Новгород послужило и то, что во время суда над князем Владимиром Старицким в октябре 1569 года под пытками подьячий из Великого Новгорода Антон Свиязев рассказал об участие в заговоре новгородского архиепископа Пимена. Того самого, кто год назад возглавлял Соборный суд над митрополитом Филиппом. Но Грозный просчитался. Филипп оказался на редкость порядочным человеком и торговать своей совестью не стал, даже тогда, когда ценой в этом торге была его собственная жизнь.
     В отечественной литературе, посвященной этой трагической странице национальной истории, все авторы, практически, единодушны в описании, того, что произошло в Твери 28 декабря 1569 года. В подтверждение этого приведем еще одну цитату: «Жестокие удары судьбы не сломили Филиппа. Он не пожелал стать игрушкой в руках самодержца и своим авторитетом освятить его преступления. Узник не только не использовал случай, чтобы отомстить Пимену, но попытался образумить Малюту, напомнив ему о долге христианина и о страшном суде. Прения в келье закончились трагически. Согласно «Житию», Филипп начал читать отходную после первых же вопросов опричника, Малюта набросился на 62-летнего старца, повалил его на постель и задушил «подглавием» (подушкой)». (Р.Г.Скрынников «Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв.).

                         

                           Н.В.Неврев «Митрополит Филипп и Малюта Скуратов» (1898г.)

      В данном конкретном случае по меньшей мере два эпизода не могут не вызывать вопросов. Если есть столь подробное описание того, что произошло в келье Отроч монастыря, то, видимо, там был кто-то еще. Не сам же Скуратов описал содеянное им преступление.
      Кроме этого, при внимательном прочтении вышеприведенных описаний не может не сложиться впечатление, что в этой трагедии есть доля случайности. На самом деле, такого быть просто не могло. Единственное, что мог сделать Скуратов, так это выполнить волю своего господина.

                              

     Памятник митрополиту Филиппу напротив Успенского собора. Монолитная серая несгибаемая каменная фигура.

     В отечественной истории Филипп навсегда останется символом непреклонности в выполнении обязанностей, налагаемых на человека духовным саном.
      Только в 1591 году, по просьбе братии Соловецкого монастыря, где Федор Колычев когда-то принял постриг и стал игуменом, мощи московского святителя Филиппа были доставлены из Отроч монастыря и положены в церкви святых Зосимы и Савватия. А в 1652 году его мощи были торжественно принесены в Москву, где впоследствии были положены в серебряную раку в Успенском соборе Кремля около иконостаса…
    Кто знает, может быть, такие трагические страницы в истории монастыря как-то повлияли и на его собственную судьбу… В 1930-х годах при строительстве речного вокзала в Твери большинство монастырских сооружений было уничтожено. Сохранился только, как уже было сказано, главный храм монастыря - Успенский собор, построенный в 1722 году. Благодаря своим двум симметричным пристройкам с юга и севера храм имеет в плане форму креста…
      Что касается и Максима Грека, и митрополита Филиппа, то память о столь знаменитых людях так и осталось здесь не увековеченной.
      Справедливости ради надо сказать о том, что не только Отроч монастырь на Тверской земле выполнял функции политической тюрьмы. В Кашине некогда был Дмитровский Солунский мужской монастырь, где в начале XVII века в заточении провел последние годы жизни сын свергнутого с престола шведского короля Эрика XVI - Густав.
      Хотя все начиналось более, чем романтично. Густав приехал в Россию по приглашению Бориса Годунова, который хотел женить его на царевне Ксении с целью получить часть Ливонии, находившейся тогда под властью шведов. Но план рухнул в одночасье… Густав отказался принять православие, и наказание не заставило себя ждать - по царскому указу он оказался в ссылке сначала в Угличе, затем в Ярославле и, в конце концов, в Кашине, где и обрел вечный покой за оградой Дмитровского монастыря.

Библиография

1. Повесть о Тверском Отроче монастыре / Подг. текста и примеч. С.А.Семячко // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. М., 1988. Кн.1.
2. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Т.2, Л. «Наука», 1989 г.
3. Н.М.Карамзин «Об истории государства российского». М. «Просвещение», 1990.
4. МН.Громов, Н
.С.Козлов «Русская философская мысль X-XVII веков». Издательство Московского университета, 1990.
5.
Р.Г.Скрынников «Государство и церковь на Руси XIV-XVI в.в. Подвижники русской церкви». Новосибирск, «Наука», 1991.
6. АП.Шикман Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М.,
1
997.
7. А.Ю.Низовский. «Православные храмы и монастыри». М.,"Вече", 2005.
8. Александр Пронин «Муж зело мудрый». Сайт: Аргументы и Факты
9. Сайт «ВикипедиЯ». Свободная энциклопедия.
10.Иван Крылов «Заплечных дел мастер Малюта Скуратов и "тайная полиция" Ивана Грозного». Газета "Культура" №14 (7524) 13-16 апреля 2006 .
11. Кашин. Буклет. Автор И.А.Иванова. 2007.

                                                                                                              © В.Грибков-Майский

НАЧАЛО                                                                                                                                                                                     ВОЗВРАТ       

                                 Предыдущая публикация и об авторе - в разделе Страницы истории России