ВОЗВРАТ                                             

 
 
Июнь 2021, №6     
  
Литературоведение______________    
            Александр Балтин     

 

Аполлон Майков                                                 

      
           1821-1897

                     

 

                                                                                          К 200-летию со дня рождения А.Майкова
1

       А.Майков был сложным поэтом: культурного сгущения, торжественности, будто ощущал поэзию, как драгоценный сосуд, доверенный, чтобы донести до цели: пусть мерцает она - зыбкою вечностью.
        Вот идут накаты античных волн, и переливается резцом тронутый мрамор, земное мясо, руда будущих творений:

                                              Срезал себе я тростник у прибрежья шумного моря.
                                              Нем, он забытый лежал в моей хижине бедной.
                                              Раз увидал его старец прохожий, к ночлегу
                                              В хижину к нам завернувший (Он был непонятен,
                                              Чуден на нашей глухой стороне.) Он обрезал
                                              Ствол и отверстий наделал, к устам приложил их,
                                              И оживленный тростник вдруг исполнился звуком
                                              Чудным, каким оживлялся порою у моря,
                                              Если внезапно зефир, зарябив его воды,
                                              Трости коснется и звуком наполнит поморье.

        Стихи Майкова твердые, слова крупны, и время не может изменить их, как не порастут мхом исполненные такого изящества стихи.
        …а потом… вдруг плеснет «Исповедь» такая задорная, как будто вся серьезность - не всерьез:

                                                    Так, ветрен я, друзья! Напрасно я учусь
                                                    Себя обуздывать: все тщетно! Тяжких уз
                                                    Мой дух чуждается... Когда на взор мой томный
                                                    Улыбку вижу я в устах у девы скромной -
                                                    Я сам не свой! Прости Сенека, Локк и Кант…

        Мир держится на полюсах: и человек, частица мира, но и сам мир: целостный, невероятный.
       Стих Майкова округлый, гладкий, овальный; распускаются муаровые вечера, пепельный покров набрасывают сумерки на тело дня…
        После возникнет образ «Барельефа»: двойственного: тут твердость совмещена с игрою: только тою мерою и можно дышать, писать и жить - совмещением - игрового и серьезного, величественного и земного.
         И Аполлон Майков хорошо это донес - потомкам.

2

         Какова мера А. Майкова?
         Двойственность - полюса высот: и жизненный плеск, данный во всем изобилии, ибо много земля предлагает разного, ибо юдоль юдолью, а пиры и женские улыбки никто не отменял, как высоту стиха, поющего искусство.
        Но Майков никогда не изменял высоте: и в стихах, льющихся земною, скоротечною радостью, и в стихах, прободающих мыслью пространство:

                                                                 Подъемлют спор за человека
                                                                 Два духа мощные: один -
                                                                 Эдемской двери властелин
                                                                 И вечный страж ее от века;
                                                                 Другой - во всем величьи зла,
                                                                 Владыка сумрачного мира:
                                                                 Над огненной его порфирой
                                                                 Горят два огненных крыла.

        Тут стих должен быть строг, будто вырублен из мрамора; тут и проклятое величье зла должно раскрываться двумя словами, помавая крылами чёрными, как нефть.
         Волшебные трубы Майкова всегда издавали райские мелодии, даже если касались темнот: метафизических, жизненных; и стих его - плавный и мелодичный, входил в жизнь чистотою…
         Отнюдь не украшения: но - важного элемента оной жизни, о чём нельзя забывать.
      Ибо слово Майкова призывает и к этому: не забывать значения слова, наиболее концентрировано дающегося в поэзии.

3

        …как привычен русской поэзии Рим, Италия, старые, прогретые солнцем камни, запах вечности…

                                                            Пора, пора! Уж утро славит птичка,
                                                            И свежестью пахнуло мне в окно.
                                                            Из города зовет меня давно
                                                            К полям широким старая привычка.
                                                            Возьмем коней, оставим душный Рим,
                                                            И ряд дворцов его тяжеловесных,
                                                            И пеструю толпу вдоль улиц тесных,
                                                            И воздухом подышим полевым.

        Так разворачивается римская панорама, созданная Майковым: чтобы жить и дышать в недрах пантеона русской поэтической силы.
        А.Майков был поэтом твердости: но и нежности: форма не могла нигде крошиться (в детских его стихах, а сочинял Майков с 13 лет, уже проявилось это, хотя рифма шаталась порой: поэт словно только начинал вслушиваться в ее переливы).
       Мощное видовое сгущение постепенно укрепляет римское стихотворение, в нем словно играют разной породы каменья, вспыхивая новыми смысловыми оттенками:

                                                           Сабинских гор неровные края
                                                           И Апеннин верхи снеговенчанны,
                                                           Шум мутных рек, бесплодные поля,
                                                           И, будто нищий с ризою раздранной,
                                                           Обломок башни, обвитой плющом,
                                                           Разбитый храм с остатком смелых сводов
                                                           Да бесконечный ряд водопроводов
                                                           Открылися в тумане голубом…

          …а рядом звучит и поет стих «Я б тебя поцеловала…» - нежный, как сама субстанция этого чувства, отдающий ароматами многих цветов…
          Майков природы - и острого, как края звезд, юмора:

                                                           Давно всеобщею моралью решено:
                                                           «Об мертвых говори хорошее одно».
                                                           Мы ж заключение прибавили такое:
                                                           "А о живых - одно дурное».

        Майков - мирового культурологического пространства: где Гафиз собеседует с Гёте на небесном наречие, и они спокойно понимают друг друга.
     Майков, даривший многие ягоды смыслов из различных  полей-областей жизни: классический, ясный, не стареющий, сочетающий столько поэтических качеств, сколько дарят глазу драгоценные каменья.
                                                                                                                          © А.Балтин
НАЧАЛО                                                                                                                                    ВОЗВРАТ

Предыдущие публикации и об авторе - в РГ №12, №8 2019, №9 2018, №3 2017, №9 2016, №9 2015, №6 2012, №2 2010, №5 2009, №4 2008, №3 2007 и в рубрике "Литературоведение"