ВОЗВРАТ                                         

   
    
Август 2004, №8     
   
Мистерии ноосферы_____________________ 
   Савелий Кашницкий   

                                               БУХАНКА ДОРИАНА ГРЕЯ


    Вспышка на Солнце, имевшая место 19-21 августа 1991 года, в Алма-Ате вызвала убийственную жару и духоту. Далекие от московских разборок жители столицы полусуверенного тогда Казахстана как могли спасались от пекла. Василий Павленко, художник-монументалист и дизайнер, как обычно, досуг посвящал живописи.
      Композиция и сюжет полотна «Второе начало», созданного в те три
"гэкачепистских" дня, незамысловаты, но остроумны в своем лаконизме. С дощатого стола сползает красная скатерть, оставляя под собой красные (кровавые?) пятна. На границе золотисто-коричневого и красного лежит буханка черного хлеба. Скатерть надорвана на углу стола, зацепилась: вдруг не сползет до конца, останется?.. Вполне откровенная символика переломных дней.
     Дописав картину, художник повернул ее
"лицом" к стене и перешел к следующему полотну. Буханка "бородинского" так и простояла всеми позабытая года полтора.
      Взяв картину, чтобы вставить ее в раму, Василий Кузьмич с изумлением обнаружил, что написанный им хлеб покрылся плесенью. Как настоящий. Противный
"мех" выступил на масляной краске - он хорошо различим на воспроизведенном на фотографии фрагменте картины.
     Раиса, жена, не вникая в абсурд увиденного, смыла плесень мокрой тряпкой, а затем протерла сухой.
     Через неделю-другую Павленко вновь обнаружил на изображенной буханке плесень…
На этот раз стало жутковато, повеяло какой-то чертовщиной.
     Василий с Раисой долго счищали с холста плесень. Как будто это самое обычное дело - смахивать ее с красочного слоя картины.
     Только через три года Василий Кузьмич отважился обратиться к уважаемому далеко за пределами Алма-Аты ученому, профессору Инюшину. Заведующий кафедрой биофизики Казахского университета, Виктор Михайлович известен смелыми исследованиями биополей, или, как он сам предпочитает их называть, биоплазмы. Первый вопрос, которым задался ученый в отношении "чертовщины", действительно ли это плесень?
    Прежде всего предстояло тщательно проверить химический состав красок и холста. Кадмий, охра, льняное масло, разбавитель и пихтовый лак, - все самое обычное, каждому художнику известное. Никакой особенной органики. Тогда подключили бактериологов. Сотрудники горсанэпидуправления исследовали взятый с картины смыв и выявили в нем плесневые мукоровые грибы класса зигомицетов. Попросту говоря, это была самая обычная хлебная плесень.
      Но почему она нарастает на корке "ненастоящего" хлеба?
     Профессор Инюшин полагает, что биоплазма - полевая структура, сопровождающая всякий живой организм, - в отдельных случаях способна привязаться к фантомным объектам, то есть якобы живым. Иначе говоря, скажи "халва
" - и во рту станет сладко.
      Замеры биопотенциалов этой биоплазмы при мне в доме Павленко проводил Валерий Александрович Спиглазов, оптыный оператор биолокации, или, говоря по-старинному, лозоходец. Работая с проволочными Г-образными рамками, он замерял энергетический уровень узлов условной сетки, нанесенной на холст.
     Оказалось, что буханка формирует глубокий провал в энергетическом рельефе картины. Она - своего рода патогенная зона, мощно отсасывающая энергию из окружающего пространства. Кстати, именно поэтому Спиглазов настойчиво рекомендовал Павленко не держать в жилом помещении столь опасный объект. Но тут уж, как видно, взыграло авторское самолюбие - расставаться со странным произведением Василий Кузьмич явно не собирается.
Феномен самонарастающей на масляной картине плесени настолько уникален, что профессор Инюшин включил доклад художника Павленко в регламент международной научно-практической конференции «Биофизика - XXI век».
     Многие съехавшиеся на конференцию ученые полагают, что постоянно возобновляющаяся на живописном хлебе плесень - явление сродни мироточивым иконам. Правда, возможно, это чудо "с обратным знаком".
    Один ощутимый удар судьбы Василий Кузьмич от своего детища уже получил: из мастерской, где художник работал, его попросили уйти, не скрывая, что причина - в сомнительной славе доктора Фауста. После этого семья Павленко покинула Казахстан и обосновалась в Петербурге.
     Несмотря на многочисленные уговоры новых русских, предлагавших за «Второе начало» десять тысяч долларов, продавать картину автор не намерен. Он следит за ней, как наблюдают за прирученным хищным зверьком: с опаской, не зная, чего от него ожидать.
     Этим летом картине исполнилось одиннадцать лет. Буханка "бородинского" продолжает плесневеть. И чем все это окончится, никто не знает.                                          

                                                                                                                                                 ©С.Кашницкий      

                                                    Другие публикации автора - в Тематическом Указателе в разделе                  
                                                 
         "Ноосфера. Парапсихологические явления и способности"

                                                                                                                                                                                                      ВОЗВРАТ
ДАРВИН ПРОИЗОШЕЛ ОТ ОБЕЗЬЯНЫ, А ОНА - ОТ ЧЕЛОВЕКА                           РАКОВЫЙ КОРПУС ЭРМИТАЖА
ШПИОНАЖ СПИСАН В УТИЛЬ                                                                                         БУХАНКА ДОРИАНА ГРЕЯ