ВОЗВРАТ                                      

   
   
Июль 2005, №7     
   
Таланты и психиатры__________________        
     
                 
                                                                                                  
 
 

                       ПОД ПРИЦЕЛОМ - КУМИРЫ ДЖАЗА  

     В первой половине 20 века многие великие джазовые музыканты, среди которых Билли Холидей, Бад Пауэлл и Чарли «Берд» Паркер, начали употреблять героин и незаконные наркотики, чтобы заглушить воздействие, которое на них оказывал расизм.
   
Часто людям искусства прописывали мощные транквилизаторы, которые оказывали затормаживающее воздействие на разум, и к которым развивалось более мощное привыкание, чем к тому веществу, от которого они пытались отвыкнуть.
     Песня «Странный плод», ставшая визитной карточкой Билли Холидей, была мощной отповедью злодеяниям расистов убийствам чёрных парней в южных штатах белыми линчевателями. Холидей говорила о последствиях расизма: на гастролях в Детройте с группой «Count Basie» хозяева клуба для белых заявили, что её лицо «слишком жёлтое, чтоб петь вместе с чёрнокожими музыкантами. Когда в тени стояла я, могли решить, что белая. Принесли они краску, говорят, мол, давай, перекрасим тебя… а я ни в какую. Но контракты у них, отказаться - испортить всю малину, гастроли сорвать. Так что не для себя, ради этих ребят…»
  
   Автор статей для журнала «Jazz Education» Скотти Райт писал, что даже самые известные афро-американские джазмены терпели ужасные оскорбления из-за цвета кожи. В результате, «как это ни прискорбно, очень многие музыканты погружались в омут наркомании в попытках забыть о боли и унижениях, преследующих их вне сцены, чтобы полностью отдать себя своему искусству на сцене».
    
 В 30-е и 40-е годы героин стал для джазменов тем, чем психоделические наркотики и транквилизаторы были для рок-музыкантов в 60-е годы.

   
 
Героин угнетает нервную систему и создаёт иллюзию «бесстрашия и уверенности, музыканты начинают считать себя способными на крутые ходы в полной отвязке».

                                              ОБРАЩЕНИЕ ЧИКА КОРИА  

   
  Легендарный джазовый композитор и пианист Чик Кориа 31 раз номинировался на премию Грэмми и 11 раз становился ее обладателем. В своём альбоме «Вспоминая Бада Пауэлла» Кориа исполняет его произведения.

 
     "Первые годы своей творческой жизни артист обычно проводит в поисках художественной формы. Упражняется, пробует, стажируется, исследует нехоженые тропы, учится всеми доступными способами. Он не получает денег за свой тяжёлый труд. Это его вложение в будущие победы.
     Отличительная черта настоящей звезды - настойчивость, способность не обращать внимания на неудачи, падения, житейские трудности вроде скудного питания или отсутствия крыши над головой. Артист упорно стремится к своей изначальной творческой цели. Он помнит о воздействии, которое хочет создать своим искусством, и движется вперёд, несмотря ни на что.
     
 Артист должен нести людям своё искусство, в каких бы тяжелых условиях ему ни приходилось работать. Он обязан оставаться честным и при этом достаточно зарабатывать, чтобы обеспечивать себя. Та ещё задача, доложу я вам.
       Это трудный путь, вам скажет об этом любой артист. Поэтому очень немногим удаётся выделиться в толпе и создать яркое, неповторимое произведение, которое по праву считается гениальным.
        Однако очень часто успех артисту обходится слишком дорого, и дело здесь не в искусстве, а в сознательной манипуляции и намеренном разрушении личности артиста всеми средствами. Такова трагедия Бада Пауэлла - гения джазовых инноваций.
       
Моё краткое послание посвящено не его выдающимся заслугам, которым я не устаю отдавать должное, а бесполезному и бесчеловечному психиатрическому вмешательству, погубившему сначала его карьеру, а затем и перекрывшему сам источник его творческих способностей.
    
Психиатрия и её родственники (психология с психоанализом) принесла артистическому сообществу много боли, хаос и крушение творческих надежд. Поэтому пришла пора рассказать правдивую историю. Не обладая пониманием ни жизни, ни искусства, психиатры и психологи не могут ни исцелять, ни по настоящему помогать. Они чрезвычайно опасны для вашего творческого благополучия и роста. Обращаясь к ним за «помощью» в разрешении неизбежно возникающих у артиста стрессов и проблем, вы их только усугубите, а свои творческие способности ослабите и в итоге погубите. Я искренне даю этот совет всем талантливым людям творческих профессий, которым не безразличны их успех и сама жизнь.
"
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

       Потери оказались велики: Билли Холидей, Бад Пауэлл, Чарли Паркер и многие другие.
       Доверяться психиатрии в «излечении» от зависимости было роковой ошибкой.

     В 1946 году Билли Холидей попыталась освободиться от героиновой зависимости, обратившись в частную психиатрическую лечебницу и объявив при этом, что проходит лечение от нервного перенапряжения. За три недели «лечения» она отдала 2000 долларов - гигантскую по тем временам сумму. Однако не прошло и года после завершения «терапии», как она была арестована за хранение наркотиков, а её трудовая карточка, необходимая для выступлений в нью-йоркских кабаре, была аннулирована. Она умерла в июле 1959 года в городской больнице.
     
Чарли «Бёрд» Паркер родился в 1920 году. К 15 годам он уже стал концертирующим музыкантом и вносил новаторские идеи в джаз, а позже, вместе с другими музыкантами, создал стиль би-боп, который по задумке должен был отражать боль и отчаяние негритянских гетто. В 1946 году в Лос-Анджелесе «Бёрд» был арестован за хранение наркотиков и отправлен в психиатрическую больницу штата в Камарильо. Ему едва удалось избежать электрошока благодаря вмешательству доктора Ричарда Фримена, который сказал, что электрошок «может окончательно разрушить рефлексы Паркера, превратить его в управляемую личность и посредственного музыканта». Однако сильнодействующие психотропные препараты ему все же были назначены. Из психиатрического учреждения он вернулся всё в то же расистское, разъедаемое наркотиками окружение, в котором он вырос. 12 марта 1955 года Чарли «Бёрд» Паркер умер от сердечного приступа, вызванного смесью препаратов и алкоголя. Ему было всего 34 года.
   
  Бад Пауэлл так же виртуозно владел пианино, как Чарли Паркер - саксофоном. Он тоже участвовал в создании стиля би-боп. Бад родился в 1924 году в Гарлеме и был талантлив не по годам. Когда ему исполнилось семь лет, местные музыканты уже брали его с собой на концерты, и слушатели им восхищались. Свои первые записи он сделал в 19 лет.
  
 В 1945 году он был жестоко избит полицией и поступил на обследование в психиатрическую клинику Биллвью. При оформлении документов в графе «Род занятий» он записал: «Пианист, автор более 1000 песен». На основании этой записи психиатр поставил ему диагноз «мания величия» и поместил его в смирительную рубашку.
     Приходя в себя почти целый год после избиения и лечения, Бад страдал ужасными мигренями и приступами, был очень рассеян. В 1947 году, вскоре после написания песни «Силия», которую он посвятил своей дочери, его вновь поместили в больницу, на этот раз на 11 месяцев. Как вы помните, Чарли Паркер избежал электрошока, который нанёс бы непоправимый урон его музыкальным способностям, а вот Пауэллу не повезло. Его подруга Джеки Маклин рассказывала: «Бад мало что помнил о своей жизни до больницы, это из-за лечения электрошоком, которое ему провели… Я, бывало, назову ему кого-нибудь, он задумается и спрашивает - кто-кто?»
   
 В 1951 году Пауэлла арестовали за какую-то историю с наркотиками, поместили в психиатрическую клинику Пилгрим ещё на 11 месяцев и вновь подвергли электрошоку. Его здоровье стало быстро ухудшаться. В 1959 году он переехал во Францию, где ему продолжали давать торазин - мощный транквилизатор, известный как «химическая лоботомия».
    
 К 1964 году Пауэлл распух, его глаза были пустыми, походка его стала шаркающей, свидетельствуя о том, что он находится под воздействием препаратов. Его печень отказала, он страдал туберкулёзом и плохо питался. 16 августа того же года Пауэлл скончался. Чтобы проводить его в последний путь, на улицы Гарлема вышли 5 000 человек.

          
НАЧАЛО
                                        
         ПРОДОЛЖЕНИЕ                                                           НАЗАД                                         ВОЗВРАТ