ВОЗВРАТ                                       

   
 
Август 2006, №8       
 
 
  Страницы истории России________                                                                      Виолетта Баша        


КАК ВОДКА СТАЛА                                     
 РУССКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ НАПИТКОМ                

       Что пить? Этот вопрос всегда был самым важным для человечества. Без еды человек может прожить больше недели, без питься - сутки-двое. Тысячелетиями человек пил воду и сок ягод. Но однажды случился переворот. 4-5 тысячелетий назад, когда еды стало хватать для того, чтобы сделать запасы, они часто сбраживали, и человечество открыло новое удовольствие: пьянящие напитки! В Средиземноморье появилось виноградное вино. В наших краях сбраживали ягоды, мед, березовый сок, зерно. Стены ям для хранения зерна обмазывались глиной, обжигались и ямы укрывали. Но с дождями туда все равно проникала вода, образуя пьянящую жидкость. Первыми сообразили что к чему древние жрецы и шаманы, стали делать это специально и использовать в обрядах. Но это была еще "прабабушка" водки.
        Вопрос, когда возникла водка на Руси, не праздный. В конце семидесятых годов сначала русские эмигранты с запада, а затем и поляки попытались запретить СССР именовать водкой наш национальный напиток под предлогом того, что там этот водка возникла раньше. За исследование вопроса усадили ведущих историков СССР. Самой популярной книгой в этом ряду стал труд В.Похлебкина "История водки". Суд наша страна выиграла, и теперь в любом уголке мира можно прочитать: "Лучшая водка из России - настоящая русская водка!".
                            
                 Кто оставил посуду... на поле брани?

        Наша цивилизация гораздо более древняя, чем принято считать. По версии профессора Чудинова, письменность на Руси возникла не с Кириллом и Мефодием , а за 3-5 тысяч лет до этого, одновременно с веселящим зельем. Из летописей известно, что после сражения в 1800 году до нашей эры между славянами и напавшими на них ордами готов и гуннов, наши предки, разбив захватчиков, праздновали победу. Археологи диву даются, откуда на поле брани столько кубков? Все просто! Живые пировали, а мертвых хоронили с ними в руках!
      Одна из самых древних "инструкций", как гнать зелье, имеется в "Весовой книге". Согласно ей, еще в IX веке до нашей эры вожди двух славянских племен приготовили священные пьянящие напитки, получив их тайну от бога Квасутры (однокоренные слова - квас, который был пьянящим, и "квасить", выпивать). Назывались напитки - хаома (хмель) и сурья (сурица, солнечный), и готовились при помощи хмеля и меда, который оставлялся на солнце, чтобы забродил. Хаома напоминал медовое пиво, сурица - крепкое вино. В состав напитков входили травы и даже коровье молоко. Это были напитки для празднеств. Но что пили каждый день?

                
             Священный напиток не валил с ног, но ударял в голову

        В языческие времена основным напитком на Руси был березовый сок. Но собирать его можно только весной. Огромными емкостями его заготавливали на целый год, и, конечно же, он бродил, получалась хмельная березовица, что, впрочем, вовсе не печалило наших предков. Но самым крепким напитком был приготовленный с ягодами и ягодным морсом, имевший многолетнюю выдержку питной мед. Он был очень вкусным, и покрепче, чем любой самое крепкое современное пиво и вино, считался культовым, священным, производили и распределяли его волхвы. Пили его только по большим праздникам - в честь богов Перуна, Волоса, Стрибога и Даждьбога, и на тризнах. Зато раздавали всем желающим бесплатно, испытывая перед его воздействием священный трепет. Никакого пьянства тогда на Руси не было и в помине, трудно было увидеть кого-либо, не твердо держащимся на ногах, или держащимся, покачиваясь спьяну, за дерево.
        Все изменилось в X веке, когда князья и воеводы сообразили, что его можно выгодно продать в заморские страны. Одновременно с этим пришло время крещения Руси, и князь Владимир, насильно крестивший киевлян, буквально в несколько часов не только разжаловал старых богов, и сбросил идолы в речку, но и разжаловал священный напиток - питной мед. В православии его место заняло церковное вино кагор, а в Византии - вино мальвазия. Нет, Великий князь Владимир не собирался ввести сухой закон, аналогично Горбачеву. Волхвов лишили монополии на мед, и мед стали продавать на экспорт. И, как сказал Великий князь, отвергая предложенную арабскими мудрецами для Руси магометанскую веру, запрещающую употребление вина: "Вино есть веселие для Руси, не можем быть без него". Это была настоящая, причем стремительная революция! Князья ввели медовые налог, по которому питной мед у народа принимали задешево, а за рубеж продавали за дорого, но зато народу разрешили его гнать. И началась "медовая жизнь". Такого пьянства Русь еще не видела! Мед стал основным национальным напитком на четыре века - до появления водки. Крепость его была такой, что греки даже считали, что пить его могут только варвары. Кстати, пьянство у греков с той поры так и называется "мэдэе" - в память о наших предках! Однако, питной мед был дорог, был и подешевле - вареный (его варили из остатков сырья) мед, но и он был дороговат для народа.

                                 
                  Кто только не "квасил" на Руси!

       Но не медом единым жив человек в стране, где в изобилии рожь, пшеница, ячмень! Народные массы пили кое-что попроще: сильно опьяняющий, твореный (то есть специально сделанный) квас, и простой, иногда слабоалкогольный, которого каждая семья (а тогда семьи были большие, до 35 человек с родней!) заготавливала по тысячи литров на год, не забывали и пьяную березовицу. Твореный квас был похожим на современное пиво, но погуще, а по крепости его можно сравнить с крепким вином. Особо "убойной силой" отличался квас "неисполненный", то есть сбродивший сам, невысокого качества, содержавший много сивушных масел, его называли "кисера", квасина или "кислое". Горьких пьяниц стали звать "квасниками". Оттуда же и пошло выражение "квасить". Квас искусственно сбраживали, называли "погибельным".
      Поначалу всякое питие называли пивом, а пиво в современном значении тогда называлось ол. Ол был похож на современное темное пиво типа портера или на эль, приготавливался он из ячменя с добавлением хмеля и полыни (!), то есть трав и зелий, и стал называться по-другому зельем. Народ уже вовсю экспериментировал с медом, добавляя в него ячмень, полынь, хмель, зверобой. И - главное - уже были напитки, полученные перегонкой зерновых продуктов: квас большой крепости, в ходе работы над которым получился хлебный спирт.

                                          
            Доисторические самогонщики

      Принято считать, что процесс перегонки стал известен человечеству вместе с появлением больших металлических емкостей только в XIV-XV веках. Мнение это, как доказали археологи, ошибочно. По их версии уже несколько тысяч лет назад славяне смастерили самогонные аппараты. Первый способ - "горячих камней". В корчагу - большой глиняный кувшин, заполненную на треть суслом, опускали камни, раскаленные на костре, и доводили сусло до нужной температуры. Корчагу накрывали "губкой" - овечьей шкурой. Испаряющийся спирт конденсировался на "губке", которую в процессе перегонки неоднократно выжимали, сливая спирт в сосуд. Второй способ - "вымораживания" - использовался зимой. Сусло в корчаге выносили на сильный мороз и по мере образования льда удаляли его кусочки из корчаги. Лед образовывался из воды, находящейся в сусле, а в корчаге оставался крепкий спиртовой напиток.

                                              
               За бутылку - три коня

        Считается, что водку стали производить в Московском княжестве в XI
V веке. Однако на основании найденных археологами новгородских берестяных грамот, можно предположить, что первенство в производстве водки все-таки принадлежит великому Новгороду, и произошло это на сто лет раньше. Новгородская берестяная грамота номер 65, датированная XIII веком, сообщает: "Аже водя по 3 рубля прода.". Словом "водя", по мнению историков, могла называться только водка. Это - первое упоминание водки в русской истории, по которому доверенный человек боярина отправился в хозяйские вотчины, где готовилась водя. Ее следовало продать по три рубля. Цена очень приличная по тем временам. На рубль в ту пору можно было купить хорошего коня.
      
 И хотя Похлебкин и другие историки относят появление водки на Руси к XIV веку, проблески гениальной русской мысли были видны уже в XII веке. Так, в 1147 году русские летописи писали о создании первых промышленных винокурен, использовавших самогонные устройства. Но было ли тогда пьянство в том виде, в каком оно есть сейчас? Было ли сочувствие к алкашам, ставшее позднее национальной традицией. Вряд ли!
        Описывая традиции россиян, известный историк Н.М.Карамзин писал: "Россияне, по старинному обыкновению, любили веселья, игрища, музыку, пляску; любили также вино, но хвалили трезвость как добродетель...". Владимир Мономах (1053-1125) в своих знаменитых "Поучениях", созданных им для своих сыновей, писал: "Бойтесь пианства ровно гибельного для тела и души", признавая достоинства культурного пития: "Всего же более чтите гостя, и знаменитого и простого, и купца, и посла; если не можете одарить его, то хотя бы брашном и питием удовольствуйте...".
       Эпоха Золотой Орды не отличалась трезвостью. Иоанн Карпини, посол папы Иннокентия IV, в 1242 году посетивший Золотую Орду, пишет об ордынцах: "любят пьянство до крайности, а мед, пиво, вино получают из других стран". Водку ордынцы включали на Руси в дань и вывозили в Орду. Была ли в то время водка или еще предшественница - вопрос спорный.


                                                                    Пьяная сторона

        В 1386 году генуэзское посольство, следовавшее из Кафы (современная Феодосия) в Литву, привезло с собой на Русь аквавиту - чистый виноградный спирт, изобретенную алхимиками Прованса в 1333-1334 годах на юге Франции. Русский царский двор ознакомился с этим напитком, решил, что применять его можно только как лекарство и только разбавленное водой. В начале XV века в Россию вновь в большом количестве поступают образцы аквавиты как из Флоренции, завезенные русскими и греческими монахами, так и генуэзские, из Кафы, транзитом провозимые через московское государство. Русские восприняли спирт как заморскую экзотику. Винный спирт не прижился тогда в нашей стране, где не было виноградников, но было много пшеницы.
        И главное - говорят, что ничего подобного не видели. Значит, то, что было раньше - не водка. Существует описание трагедии на реке Пьяной, когда 2 августа 1377 года перепившееся русское войско почти полностью было перебито татарским царевичем Арапши. В ходе этого сражения князь Иван Нижегородский утонул вместе с пьяной дружиной и своим "штабом". В летописи говорится, что перед боем, разбредясь по окрестным деревням, воины пили мед, брагу и пиво. Слова водка или "водя" не упоминается. Нечто похожее, случившееся позже, имело более печальные последствия. В летописи описывается сдача Москвы хану Тохтамышу в ночь с 23 на 24 августа 1382 года как следствие пьянства. При осаде Москвы люди "вытащили из погребов боярские меды и начали их пить. Хмель ободрил их, и они полезли на стены задирать татар". После двухдневного пьянства жители так осмелели, что открыли ворота татарам, поверив их обещаниям. Москва пала, и город был разорен. Характер пьянства был странным, невиданным, оно было тяжелее уже известного, и речь могла идти о хлебном вине, то есть о водке. Впрочем, и во время трагедии на речке Пьяной народ говорил, что за рекой лежала некая пьяная сторона, где все пьяны и где варят невиданное прежде, сильно пьянящее, хмельное зелье. Речь могла идти о водке.

                          
            Роль водки в становлении Российской империи

        Долгое время слово "водка" было уменьшительным от слова вода. Но очень скоро у этого слова появилось другое, судьбоносное для России значение. Водка станет не только национальным напитком, но и основой экономики, главной статьей налога, а значит и дохода государства на многие века. В XIV веке Московское княжество готовилось сразиться с Ордой. Для содержания войска и коней нужны были деньги. Были у Москвы другие нужды: подчинение удельных княжеств и феодальных государств - Твери, Рязани и Новгорода, война за выход к Балтике, за обладание Ливонией и морскими портами Нарвой и Ригой, и, наконец, освоение земель к югу от Оки, к востоку от Волги, к северу от Вологды. Не случайно промышленное производства водки, да и само слово "водка" родились в Чудовом монастыре, который располагался в Московском Кремле и был основан митрополитом святым Алексеем при Дмитрии Донском.
      
 С середины XV века перегонка хлебного спирта была поставлена на промышленную основу, и была введена монополия не только на производство и продажу хлебного вина, как в те времена чаще называли водку, но и на прочие спиртные напитки - мед и пиво, - ранее никогда не подвергавшиеся налогообложению. Производство алкогольных продуктов с 1474 года становится юридически зафиксированной в документах царской регалией. В некотором смысле именно доходы от "горькой" стали экономической основой объединения и расширения русских земель, основой будущей империи. Первые Государи России имели специальные службы для надзора за производством водки. В актах России XV-XVI веков часто встречаются названия государственных "путей", то есть промыслов, приносящих деньги в казну, среди которых "чашечный" (доход от водки) был одним из главных и заведовал всеми другими. Позднее ведомство, занимающееся надзором за производством водки, было переименовано в Сытенный двор, а позднее - в Сытенный приказ. Управляющие этим путем или приказом на протяжении веков в России считались самыми высокими людьми по должности, они были главными советниками и помощниками русских государей и правителей.
        Для собирания земель русских в единое государство державному Великому князю Иоанну III Васильевичу требовались огромные деньги на содержание мощной армии и закупки вооружения. В 1474 году он издал Указ о введении Первой Государственной Монополии на производство и продажу водки в России, а так же запретил ввозить водку ("вареное вино" или "корчму") в Псков. Отогнав хана Ахмета, уже с 1476 года царь, уже не испытывающий больше острой нужды в финансах, решил было бороться за трезвость как норму жизни. Государь вообще запретил производство водки. Однако, проконтролировать исполнение своего же указа он оказался не в состоянии даже в Москве. Заодно царь пытался лишить церковь, которая получала доходы от такого производства, привилегии на винокурение: это сокращало доходы казны.

                
      Шумные пиры , царевы кабаки... а налоговая служба не дремлет

        Государь Василий Иванович любил устраивать пышные и роскошные обеды, длившиеся порой по 8-10 часов до глубокой ночи. А любимой царской закуской под первую чарку водки были жареные лебеди, которых торжественно выносили в начале пира. При его правлении в 1505 году русскую водку начали экспортировать в соседние страны (Швецию, Эстонию, в земли Ливонского ордена). Сам любивший водочку, Василий Иванович запретил боярам держать корчмы и торговать водкой. Этот запрет на производство водки просуществовал недолго. Его сын Иван Васильевич в роскоши княжеских пиров переплюнул отца. Его особым хобби была серебряная и золотая посуда, на которой подавалась еда и из которой пили водку, так что дань с бояр всей Руси он собирал столовым серебром. Однако, и тогда еще нельзя было сказать, что Русь спилась водкой.
       Знаменитый путешественник барон Сигизмунд Герберштейн, посетивший Россию в 1517 и 1526 году, отмечает редкое трудолюбие россиян и их умеренное потребление водки: "В будни запрещалось им пить; одни иноземные воины, служа государю за деньги, имели право быть невоздержанными в употреблении хмельного; для чего слобода за Москвою-рекой, где они жили, именовалась Налейкой, от слова "наливай". Удивительно, что именно суровый Царь Иван Васильевич Грозный ослабил сухой закон и учредил царевы кабаки. Но их дозволялось посещать лишь на Святой неделе, в Рождество Христово и на Дмитриевской субботе. За употребление водки народом в другие дни сажали в тюрьму.
       Следующий царь Федор Иоаннович велел закрыть кабаки. Но не тут-то было! Водку стали продавать в питейных домах и с рук частные производители. В 1590 году царь Федор Иоаннович издает Указ о прекращении частной торговли водкой. Теперь родимую можно было попробовать лишь в корчмах, питейных домах и кабаках. Однако, царь пекся о здоровье народа: кабачникам запрещалось покупать некачественную водку. При этом приказал, чтобы налог за год, который кабачники сдавали в казну, должен быть больше, чем в предыдущий год.
        Когда к власти пришел Борис Годунов, наступила вольница. Он вновь открыл царские кабаки и разрешил частным производителям поставку в них качественной водки. Вопрос был очень важным, таким, что кабацкие головы, их помощники и целовальники (ларешные и рядовые) избирались общиной и отчитываются в своей деятельности перед наместником области. А поскольку речь всегда шла о государственной казне, целовальникам не рекомендовалось отгонять пьящий народ от кабаков. Финансовыке злоупотребления кабацких голов, резкое снижение качества хлебного вина (водки) из-за хищения сырья и фальсификаци, рост взяточничества и разорительные последствия пьянства для народа, в том числе срыв посевных за несколько лет (в период пасхального пьянства), вызвали в 1648 году "кабацкие бунты" в Москве и других городах России, начавшиеся из-за невозможности уплатить "кабацкие долги" городской (посадской) ремесленной голытьбой и перерасли в крестьянские волнения подгорного населения. Царь Алексей Михайлович созвал после подавления бунтов Земской собор, получившего наименования "Собор о кабаках", главным вопросом на нем была вопрос о реформировании питейного дела в России. Так дальше и пошло: водочные послабления сменялись водочными монополиями государства в зависимости от государственных проблем и пустоты бюджета.

                                                    
              Кто споил Россию?

        Как видно из сказанного, периоды пьянства на Руси были давно и достаточно регулярно. Иногда они сменялись годами просветления (в основном это языческие времена), но полного отказа от веселящего зелья не было. Существует несколько распространенных мифов. Первый: народ споили евреи. Но в нашей истории ими и не пахнет. Второй: народ споили цари, среди которых, кстати, было много немцев. Без сомнения. Ведь говорила же "матушка" Екатерина, что "пьяным народом легче управлять". Таким странным способом мы заплатили за мощь нашего государства. Что лучше - трезвость и слабое государство, или наоборот, теперь решать уже поздно. Но и Екатерина, и другие цари немало доброго сделали для страны. Россия в целом, за исключением смутных времен, была сильным государством. Да и смутые времена как-то пережила. Значит, не тольво во власти дело. Вспомните Пьяную речку! Немцев и на горизонте не было видно, ни Екатерины, ни ее потомков, ни генсеков, ну разве что татары, так те не пили. Да и до водки, как мы говорили, были напитки не менее крепкие. С другой стороны, Россия с ее климатом вряд ли могла выбрать только вино, от которого и в жару не согреешься. По данным медицины, 20 граммов водки в день ничего не меняют в количестве ударов пульса в сутки. И даже полезны. Или знаменитые фронтовые сто граммов времен Отечественной войны.
          Были попытки ввести сухой закон. О некоторых мы рассказали. О последней вы знаете сами. Еще одна была в первое после революции время, когда, как писал Демьян Бедный, "вино выливать велено, а пьяных сколько ни будет увидено, столько и будет расстреляно", и окончилась с приходом НЭПа. Все такие попытки кончались плачевно - самогоноварением и смертями от фальсифицированной водки. Но главный миф - что мы - самая пьющая страна. Статистика утверждает обратное. В начале XX века Россия была на 18-м месте в мире, по количеству потребленного чистого алкоголя почти в 7 раз уступая лидеру - Франции. Сейчас мы тоже не лидер. Например, идем после Англии. Какой же выход? Производство качественной водки и государственный контроль за качеством. А также разъяснение, что не надо жалеть пьяниц, или считать их несчастными больными людьми. Да, у хронических алкоголиков нарушен обмен веществ, но ведь это не СПИД в конце концов, к пьянству человек приходит сам, по собственной воле и от собственной распущенности.
                                                                                                                         ©
В.Баша
Иллюстрации: http://www.forumsostav.ru/60/11339/2/        
                         
  http://www.wassup.ru/content/2006/07/
                                                                           НАЧАЛО                                                                                                                                                                                       ВОЗВРАТ

Публикации и об авторе - в РГ №10 2005, а также в разделах "Страницы истории России" и "Глобус 'Русского Глобуса''