|
|
Джелал
ад-дин Руми (1207-1273) - "Наставник с Сияющим
Сердцем"
(А.Джами), великий мыслитель-суфий, вероучитель, философ, и поэт,
писавший на фарси.
Руми сыграл ключевую роль во всемирной истории, о чем хорошо сказал Лев
Гумилёв в книге "Древняя Русь и Великая степь", Глава XXIV, "В улусе
Джучиевом".
"... на рубеже XIII-XIV в.в. заметен, а
потом стал очевиден (разумеется для историков, а не для современников -
по причине
аберрации близости) мощный негэнтропийный импульс, или
пассионарный
толчок. Ось этого толчка прошла от Пскова до
Бруссы и дальше на юг,
до Абиссинского нагорья, где уже обратился в пыль древний Аксум. На беду
для греков, ось толчка прошла восточнее Константинополя; в Малой Азии
население, увлеченное мистическим
учением Джеляль ад-Дина Руми, отошло от православия, так что его пыл и
страстность
пошли на защиту ислама. Удивляться не надо: пассионарность определяет
силу, а доминанта (ментальность) - ее направление."
Руми похоронен в Конье (греч.
Икония) - столице средневековой Турции, султаны построили роскошный
мавзолей над его гробницей,
которая
ежедневно посещается 15 тысячами паломников уже 7 веков.
Руми уникален своей широтой. В Исламе он -
самый читаемый автор после пророка Мухаммеда. Руми синтезировал
Срединный (Арабо-Иудейский), Западный (Платон), и Восточный (Дзен)
философские методы. Этот синтез привёл Руми к созданию диалектики в её
современной форме. Гегель, по собственному признанию, взял у Руми (пер.
Рюккерта и Гёте) своё определение свободы, как "осознанной необходимости", и
"законы диалектики".
Руми очень популярен в
англоязычных странах. За последнюю декаду там издали больше книг Руми,
чем книг Шекспира. В 2000 году Журнал "Тайм" по результатам опроса
деятелей мировой культуры включил Руми в число 100 наиболее выдающихся
лиц минувшего тысячелетия.
Руми умел видеть все стороны
монеты. Он любил поставить слушателя перед парадоксом, показать зыбкость
здравого смысла и формальной логики. Многие его стихи содержат в себе
коан-дзенский парадокс (например, "хлопок одной рукой").
Об эзотерическом
подтексте
Неподготовленному
читателю многое кажется очевидным, но аллегории и подтексты суфийской поэзии
расчитаны на подготовленного читателя, знакомого с терминологией и тематикой
суфизма.
Этим стихам нужны
комментарии.
Хорошо известны,
например, такие аллегории как Опьянение/Вино или Возлюбленная, которые связаны
отнюдь не с вином и дамами, а с отказом от обманчивого материального мира и
полным посвящением себя Богу. Tакие призывы, естественно, обращались не к
дехканам, а к дервишам суфийских орденов.
Другой пример часто
используемой аллегории: очистка золота от шлаков. Эта аллегория используется в
суфийской философии, поэзии, в теологических и алхимических текстах. Философы
всегда любили использовать современные им технологические модели для объяснения
своих идей. Сейчас модно использовать компьютерные аналогии, было время
механических. Идея тривиальна: очистка от примесей.
Богословская
проблема стоящая за ней намного сложнее: Всесильность, как атрибут Бога.
Представим себе, что Богу нужна помощь. Аналогия - Бог, как садовник. Мы -
муравьи. Он нас создал с целью быть санитарами Его сада. Когда мы выполняем свою
функцию - в саду порядок, когда мы ленимся, или переусердствуем - хаос, и Ему
приходится вмешиваться. В порядке заинтересованы и Он и мы.
Вопрос
может ли Он "сделать" все Сам дискуссионен в рамках теологии. Например,
муравьи могут рожать муравьев, а "сделать" их не могут. Что если, Бог может нас
лишь "родить", и вынужден "растить" и "совершенствовать"? Еретическая, но вполне
законная мысль, которая занимает неортодоксальных богословов.
Подобно
тому как мы создаем машины, Он создал нас. Мы совершенствуем машины, Он
совершенствует нас. Почему Он не создал нас сразу совершенными - тайна. Его
материалы - тленная материя и нетленная душа. Он занят селекцией и отбором душ,
подобно тому, как мы селекционируем животных. Прошедшие отбор получают более
ответственные задания и новый отбор.
©С.Сечив
О РУМИ ПОЧЕМУ Я УВЛЕКСЯ РУМИ ПЕРЕВОДЫ
РУМИ
ВОЗВРАТ
|
|
|