Глобус
Русского Глобуса_______________
Виолетта
Баша
Флорентийские
грёзы
Искушение поэзией
Умирая, вспыхнула грезой -
Бирюзовой, белой и розовой.
Как к лицу вам сегодня, синьора,
Отблеск Санта Мария де Фьора!
Скоро осень. Опять над Италией
Птицы белые в небо взлетают.
Отчего же я плачу, завидуя
Им, парящим над статью Давидовой?
Может быть, это я прилетаю
Из полей, что левее Китая,
Из пространств суровых, заснеженных,
Птицей раненой, птицей нежною?
Искушение
поэзией
Если вы не поэт, если вы
не готовы плакать над ослепительной, бирюзово-бело-розовой грезой собора
Санта Мария де Фьоре, неожиданно вынырнувшей из узких темных
средневековых
каменных улочек в окружении залитой солнцем площади, не приезжайте в
Флоренцию! Не приезжайте сюда, если вы не готовы смеяться от счастья и
безысходной краткости земного бытия у подножия скульптуры Нептуна,
подставляя ладони и плечи голубям, взмывающим в лазоревое небо над
площадью Синьории! Если вы все же однажды ступили на улочки, где бродят
тени Беатриче и Данте, вы пропали. Потому что уехать отсюда вы сможете
только с разбитым - от невозможности остаться здесь - сердцем. И станете
поэтом.
Если вы оказались в
Италии, непременно отправляйтесь во Флоренцию автобусом, чтобы
почувствовать всю прелесть этого края, где у подножия Северных Апеннин в
живописной долине, пересекаемой рекой Арно сходятся две итальянские
области - Тоскана и Эмилия. В 59 году римляне основали здесь укрепленную
крепость квадратной формы - каструм. В 405 году сумрачная мощь
варварских племен вестготов подвергла осаде этот город и окрестные
селения. Но одна из немногих, Флоренция выстояла. И все же полтора
столетия спустя готы овладели ей, оставив след своего пребывания
в сумраке узких улочек…
Искры
флорентийской осени
Уютный
автобус высадит вас на набережной реки Арно. Добро пожаловать в «город
лилии», как стали называть Флоренцию с начала нашего тысячелетия, когда
история смела готов, образовав здесь независимую коммуну.
Первое, что
вы увидите - необычный порог, срезавший поток воды по диагонали под
углом к берегу, ослепительно сияющий в лучах осеннего солнца. Гул этой
маленькой итальянской Ниагары, полные солнца брильянтовые брызги,
летящие над потоком долго будут вспоминаться по приезде морозными
зимними российскими вечерами, как и полукилометровый вернисаж на берегу
речки Арно.
Картины с видами Флоренции и
репродукции известных мастеров, забавные календарики с милейшими
мордашками флорентийских пуделей или лошадок, а, если захотите, то и
ваша счастливая личность, увековеченная минут за двадцать на холсте
каким-нибудь потомком Леонардо, украсят ваш дом, напоминая эту
великолепную всегда теплую флорентийскую осень.
О мостах
Флоренции можно писать тома и поэмы. Мостов во Флоренции девять.
Самый
древний и самый известный - Понте Веккио построен на месте предыдущих
трех, первый из которых был древнеримским канул в историю, второй
обрушился в 1117 году, третий снесен наводнением 1333 года. Кроме
изящной архитектуры из трех арок творения Нери ди Фьюраванте, он
известен удивительной расположенной прямо на мосту по обеим его сторонам
чередой домов с многочисленными ювелирными магазинчиками и мастерскими в
них. Не забудьте купить знаменитое разноцветное флорентийское стекло в
виде женских украшений и нарядной экзотически несовременной посуды.
Над мостом идет
коридор Вазари, построенный им специально для того, чтобы Козимо 1-й,
родоначальник могущественной семьи банкиров Медичи, фактически
управлявшей Флоренцией с 15 по 18 век и сделавшей ее колыбелью эпохи
Возрождения с ее гениями Микеланджело и Леонардо да Винчи, чтобы этот
давно ушедший Козимо 1-й мог незаметно для посторонних пробираться из
Дворца Питти в Палаццо Веккиа.
Увидим
же его тень и войдем следом за ней в заповедную часть города.
Дворец
Палаццо Веккиа - мощное квадратное здание, словно впивающееся в небо
зубчатым завершением, созданное как крепость в 1294 году для защиты
резиденции приоров, выходит на одну из самых прекрасных площадей Европы
- площадь Синьории, такую летящую и легкую на фоне тяжелого и массивного
дворца.
Подождем гида,
присев на краешек Фонтана Нептуна, места встречи всех и вся в этой
Мекке
туристов. Украшенный скульптором Барталомео Амманати беломраморной
фигурой морского бога на колеснице, запряженной четверкой морских коней,
он привлекает не только притомившихся путников, но и несметные стаи
непуганых голубей. Вы не успеете достать булочку, как они сядут вам на
руки, плечи и голову! О неуважении же их к морскому божеству
свидетельствуют многочисленные следы. А если ваш гид задержался, можно
присесть в украшенные цветами летние кафе на другой стороне площади, при
этом, заказывая одно из десятка фирменных сладостей, не забывайте, что
Флоренция - один из самых дорогих городов Европы и заказ обойдется раза
в два дороже, чем в Риме. Но, право же, стоит потратиться, чтобы выпить
чашечку кофе, созерцая готическую линию Лоджи дей Ланци, где в глубине
спят скульптуры Персея Челлини и Геркулеса, и Кентавра Джамболоньи. А
невдалеке, рядом с фонтаном, застыла на веки символом власти конная
скульптура самого Козимо 1-го…
Дорога в вечность…
Кофе выпит. Итак, в
путь! Мимо торговцев дешевой кожаной обувью, мимо магазинчиков - в глубь
веков, узкими улочками, где вдруг столкнешься лицом к лицу с прекрасным
молодым человеком в средневековом бархатном камзоле, минуя площадь
Республики, мы пройдем с вами в 4 век к истокам христианства, к
загадочному восьмигранному из зеленого и белого мрамора - Баптистерию.
Откуда
пришла эта форма, из какой геометрии, из каких космических глубин?
Его
бронзовые ворота - вход в Вечность. Расположенные с трех сторон
Баптистерия,
они
содержат сюжеты из жизни Иоанна Крестителя, сцены из Нового и Ветхого
Заветов, Категории Добродетелей. Микеланджело назвал их «вратами рая». В
мозаике Баптистерия зашифровано почти все, что есть в христианском
учении, и даже если погибнет цивилизация и останется только эта мозаика,
тем, кто придет потом, она скажет все.
А теперь, пристегните ремни, мы совершим с вами скачок на машине времени!
Из 4 века - в конец 13-го и скользя вдоль временнόй
линии -до конца 14-го, где очнемся, ошеломленные.
Ибо не видели никогда ничего более близкого к небесному творению, чем
строившийся почти столетие с 1296 года по 1375 нежный, ослепительный,
бирюзо-бело-розовый собор Санта Мария де Фьоре - Святой Марии с цветком.
Он строился на месте церкви Санта Репарата, она умирала, рождая собор,
он как бы вырастал из нее, и когда был достроен, она была снесена, а он
все
продолжал
меняться, получив купол уже в 15-м веке, и только в 1434 году, то есть
спустя почти сто сорок лет от начала строительства, наконец был освящен.
И опять его дополняли деталями, в 1461 году закончив установку фонаря с
золотым шаром, и снова - уже в 19-м веке подарили ему фасад в стиле
флорентийской готики. Спешить было некуда - его создавали мастера не
одного поколения и не одного века, а впереди у них была Вечность.
Недаром колокольня Джотто, словно обнявшаяся с собором Санта Мария де
Фьоре, взлетевшая в высь всеми своими 84-мя метрами, поражает сюжетами
медальонов - «Жизнь Человека в Созидании и Искусстве», «Планеты», «Добродетели»,
«Таинства», «Свободные искусства». Ведь это - обращение к Космосу, не меньше!
Остановимся
здесь и мы и отложим на следующий визит и галерею Уфиццы с задумчивым «Благовещеньем»
Леонардо да Винчи, с райским садом с полотна «Весна» Ботичелли и его
златовласой Венерой, с картинами Микеланджело и Пьерро делла Франческа.
Может быть, эти сорок пять залов
бесконечного
маршрута по величайшему музею мира изменят ваше представление о смысле
бытия.
Оставим на следующий визит Капеллы Медичи с гробницами великих
герцогов и принцев, и томную женскую фигуру работы Микеланджело на
гробнице герцога Урбинского, и изысканную нарядность поздней готики
церкви Орсанмикеле, и - вот же наконец! - пламенеющую готику со странным
как стихотворная строка названием Табернакль Орканьи внутри.
Просто дай вам Бог
хоть когда-нибудь приехать во Флоренцию, чтобы стать на колени в Капелле
Маджоре церкви Санта Кроче перед распятым Христом и подумать о Планете
Людей.