ВОЗВРАТ                                         

   
  
 Август 2007, №8    

       Ракурс Истории______________________                              Вилен Люлечник     
         

                                     Евреи - поданные Российской империи
                                       
 (Размышления о книге Всеволода Вихновича)               
                                                             2000 лет вместе: евреи России

 

            В предыдущих статьях (1,2) речь шла о материалах, представленных Вихновичем и свидетельствующих о том, что евреи, проживавшие в Руси-России, являлись коренными жителями этих территорий. Наряду с Костырченко, Буровским, автор нового исследования ввел в научный оборот новые документы, которые, с умыслом или без оного, скрывали от рядового читателя многие авторы, публикующие статьи и даже книги по истории русского еврейства. Между тем, выводы Всеволода Львовича совпадают с мнениями авторов, которых справедливо считают классиками исторической науки и которые внесли неоценимый вклад в изучение истории русских евреев - М.А.Членова, Б.Н.Заходера, А.Н.Торпусмана, И.Берлина, Ю.Д.Бруцкуса, Ю.И.Гессена, С.М.Дубнова и многих других. Именно они сумели показать общность судьбы российских евреев с судьбами всех народов Российской империи и СССР. Мало того, Вихнович, опираясь на результаты исследований российских историков, пришел к выводу о том, что на территории России сформировалась особая этническая общность - «русские евреи». Это означало практически полный переход евреев с идиша на русский язык и усвоению ими русской культуры, «что означает возникновение русской эды». О том, как это происходило, нам поведал автор названной книги. Обратимся вновь к ней.

                                                           КАК ЭТО ПРОИСХОДИЛО…

            На рубеже ХIХ-ХХ в.в. уже в среде ашкеназской эды возникает еврейская культура на русском языке. Этот процесс продолжался на протяжении всего ХХ в., особенно в советский период. Отметим, что наряду с ашкеназской на территории Российской империи и СССР существовали эда горских евреев, эда евреев среднеазиатских и эда евреев грузинских. Как это ни печально сознавать, но автор книги приходит к вполне обоснованному выводу, что бывшая ранее традиционная культура на языке идиш безвозвратно ушла в прошлое. Но хотя для представителей русских евреев характерно полное усвоение русского языка и русской культуры, но при этом сохраняется особое этническое самосознание, в которое иудаизм входит в качестве одного из компонентов. В истории евреев такие изменения происходили не раз. К этому добавим, что за годы советской власти распространение получили межнациональные браки, особенно между евреями и русскими. По данным за 1988 год две трети браков с участием евреев в РСФСР были межнациональными. Собственно говоря, то, к чему стремились русские цари, было осуществлено в СССР. Но этому предшествовали события, на которых Вихнович подробно останавливается.
           В начале ХIХ века центром еврейского Просвещения (Гаскалы) становится Одесса. Именно М.С.Воронцов в 1826 году открыл первую еврейскую светскую школу. В ней изучали общеобразовательные науки и иностранные языки. Её посещали и дети самых именитых людей общины. Впоследствии выпускники стали видными финансистами, купцами, общественными деятелями, а также медиками и фармацевтами. Сам Воронцов регулярно посещал это заведение. В 1837 году ее посетил и Николай I, на которого она произвела весьма благоприятное впечатление. В 1844 году открываются казенные еврейские школы с преподаванием общеобразовательных дисциплин и русского языка, а также два раввинских училища для подготовки просвещённых учителей и раввинов. В том же году издается указ о ликвидации кагалов как «оплотов религиозного фанатизма». Постепенно, отмечает автор цитируемой работы, шло вовлечение наиболее активной части еврейства, прежде всего молодежи, в общерусскую общественную и культурную жизнь.
            Разумеется, это стало возможным благодаря массовому усвоению русского языка. В 1897 году во время переписи лишь 1% евреев считали родным русский язык, но почти 25% уже владели им свободно. Вихневич приводит мнение современного исследователя русско-еврейской культуры В.Е.Кельнера, который утверждает, что «…к началу ХХ века сложилась русско-еврейская интеллигенция. Осознавая себя именно российскими евреями, её представители - врачи, журналисты, юристы, литераторы, инженеры, люди науки и культуры - обращались к своему народу на русском языке. Постепенно в стране возникла особая среда российского еврейства на русском языке со своими учеными и писателями, издательствами и органами печати, общественными и политическими организациями…». Несмотря на противодействие властей, введение процентных норм, еврейская молодежь стремилась в русские учебные заведения. Многие получали образование за рубежом, причем подавляющая часть возвращалась в Россию.
            В дореформенный период евреи практически не имели отношения к русскому освободительному движению. Но евреи не оставались вне поля зрения революционеров. Так, если Пестель предлагал создать на Ближнем Востоке Еврейское государство, то в проекте Конституции Муравьева евреям представлялось в будущей России полное равноправие.
            Начали появляться в стане борцов с самодержавием и евреи. Одной из участниц покушения на царя была Геся Гельфанд. Это уже были представители нового молодого поколения, решительно и даже оскорбительно порвавшие с прежней традиционной средой. В отличие от существующего мнения, что евреи входили только в партию большевиков и меньшевиков, Вихнович показывает, что они были представлены во всех политических течениях. Но, выйдя за рамки цитируемого исследования, отметим, что к 1917 года этнические евреи были представлены в высших эшелонах государственной власти По данным Вадима Абрамова евреем по происхождению был Борис Владимирович Штюрмер - ярославский губернатор, директор департамента МВД, министр внутренних дел и председатель Совета министров Российской империи в 1915-1916г.г. Дмитрий Констанинович Гершельман (генерал от инфантерии) был в 1907-1913г.г. начальником штаба Отдельного корпуса жандармов. Высочайшие посты занимали в жандармском ведомстве А.М.Гартинг (бывший Арон Мордухович Геккельман) и М.И.Гурович. (См. «Лубянка. Открытые архивы. Евреи в КГБ»). В околоправительственные круги входил и редактор правительственной газеты «Россия», приближенный премьер-министров Штюрмера и Столыпина, сын раввина И.Гурлянд. Этот список можно продолжить.
            Но вернемся к Вихновичу. Он отмечает, что были национально ориентированные еврейские революционные группы - прежде всего «Объединенный еврейский рабочий союз в России и Польше» - Бунд. Он претендовал на то, чтобы стать автономной частью РСДРП. Но, отмечает автор исследования, много евреев влились в общерусские политические партии. Максим Винавер участвовал в создании Конституционно-демократической партии (кадеты), многие тысячи евреев были активными участниками партии социалистов-революционеров (эсеры). В составе ЦК этой партии из 39 человек 10 были евреями. Среди руководителей меньшевиков большинство тоже были евреями - во главе с Мартовым. Много их было в партии анархистов. Вопреки распространенному мнению, в период первой русской революции меньше всего евреев было в руководстве большевиков. Среди деятелей общерусских партий были как сознательные сторонники ассимиляции евреев в русской среде, так и сторонники сохранения еврейской идентичности в будущей России. «Основываясь на недавно опубликованных исследованиях, - сообщает Вихнович, - можно сделать вывод, что подавляющее большинство политически активной части еврейства не представляло себе будущее вне российской цивилизации. При этом не получила поддержки идея западных поборников еврейского равноправия, утверждающих, что евреи - не народ, а только религиозная общность. Её сторонники, в частности, полагали, что в их странах можно говорить о немцах, поляках и французах «Моисеева Закона». Сионисты, естественно, были сторонниками создания независимого еврейского государства.
            В отличие от западных евреев, российские были страстно привержены тысячелетним религиозным устоям и традициям, особенно в провинции. С самых младенческих лет, независимо от благосостояния, дети ходили в хедер. А таковых в империи было более 25 тысяч! Во всех крупных городах империи были возведены величественные синагоги. В Вильно было 100 синагог и молитвенных домов!!! В Одессе - 7 синагог и 50 молитвенных домов. Синагоги появились даже в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока. К началу ХХ века в Петербурге проживало 30 тысяч евреев и сам город стал одним из духовных центров российского еврейства. «При этом евреи составляли большой процент несельского населения в огромной крестьянской стране. К началу 1914 года из 18,5 млн. человек городского населения Европейской России евреи, как правило жители больших и малых городов, составляли 6,8 млн. человек, т.е. 37,5%», - сообщает Вихнович. Это один из факторов, предрешивших активное участие в революциях, т.к. они, как правило, начинались в городах и культурных центрах. Замечу при этом, что численность евреев, на первый взгляд, автором завышена. Но все дело в том, что ни тогда, ни теперь не знают точно, какое же количество евреев проживает в мире и России.

                                                              СОВЕТСКИЕ ЕВРЕИ

             Естественно, смешно отрицать активное участие евреев в революционных событиях 1917 года. Так, в составе избранного на Первом Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов (июнь 1917, до Октябрьского переворота) руководящего Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК), евреев было 22%. Правда, многие из них давно себя евреями не считали. Но факт есть факт. После образования СССР в жизни еврейского населения произошли колоссальные изменения. Уже к 1939 году около 40% еврейского населения проживало в Москве, Ленинграде, Одессе, Киеве, Харькове и Днепропетровске. Из нации мелких ремесленников и торговцев еврейство превратилось в интегральную часть инженерно-технической, научной, творческой и военной интеллигенции страны. В подтверждение, автор приводит итоги переписи населения СССР в 1939 году. Тогда служащие составляли 40% самодеятельного еврейского населения В эту категорию входили 106 тысяч инженерно-технических работников, что составляло 14% всех работников этой категории, 139 тысяч руководителей самого различного ранга, 39 тысяч врачей (примерно 27% врачей страны), 15 тысяч научных работников и преподавателей (почти 16% все занятых в этой сфере) и т.д. При этом не следует забывать, что евреев в конце 1930-х г.г. было в СССР примерно 3 млн. человек. Это потом их стало больше, после присоединения ряда территорий к Советскому Союзу. Культура на идиш развивалась. Но все-таки большинство деятелей культуры еврейского происхождения не только писали на русском языке, но и обращались к совершенно иной аудиторией и тематикой - О.Мандельштам, Л.Пастернак, И.Эренбург, И.Ильф, Э.Багрицкий, В.Гроссман и многие и многие другие.
             Во время Великой Отечественной войны в Красной Армии и партизанских отрядах служили более 500 тысяч евреев, 200 тысяч из них погибли. По данным А.Шульмана 305 евреев служили в звании генералов и адмиралов, почти 72% из них принимали непосредственное участие в военных действиях По этим же данным 157 евреям были присвоены звания Героев Советского Союза, три - получили это звание дважды, а 14 - стали полными кавалерами ордена Славы, что не менее почетно, чем звание Героя. Всего за годы войны боевые награды получили почти 124 тысячи евреев.
              По данным Вихновича, из 41 директоров крупнейших предприятий, производивших вооружение и технику, 9 были евреями, в том числе И.Зальцман, которого называли «Танковым королем России»: из 33 главных инженеров, 17 - тоже евреи; из 10 руководителей КБ и НИИ, 4 - еврейского происхождения. А один из ведущих органов идеологической войны «Совинформбюро» (СИБ) возглавлялось евреем Лозовским, главным диктором был Левитан, а из 154 сотрудников русских было 61, евреев - 74, представителей других национальностей - 19.
             Вихнович приводит и состав Союза писателей, Союза композиторов и прочих творческих организаций, в которых евреев был более чем высокий процент. К примеру, в Московской государственной филармонии в 1951 году из 312 штатных работников 111 были евреями, из 33 руководящих работников, организующих концерты, 17 русские, 14 - евреи. Ну а в классе скрипок еврейское лидерство среди студентов было абсолютным.
             Еще один факт, отмеченный автором. «Если в США, - пишет он, - в 1944 году уже работало 20 больших циклотронов, то в СССР - ни одного. Решение проблемы создания советского ядерного оружия было поручено отличавшемуся деловой хваткой… Лаврентию Берия. Он решительно отверг жалобы «национально мыслящих» идеологов вроде секретаря парткома МГУ Ноздрева «на еврейское засилье в физике». Одним из примеров деятельности Ноздрева, в частности, был «сигнал» о том, что «еврейская молодежь имеет процент, достигающий по некоторым курсам до 50%». Но именно эта «молодежь» сыграла важнейшую роль в создании атомного оружия в СССР. Во многих важнейших отраслях науки евреи занимали ведущее место. Все попытки привести в «соответствие» представительство евреев в самых различных областях деятельности окончились неудачей.
             В 1966 году евреями в СССР признавали себя около 1% населения страны. 15% из них были врачами, 8% - журналистами, 10% - судьями и адвокатами, 8% - актерами, музыкантами, артистами. На каждую тысячу евреев было 22 научных работника. «Для сравнения, - пишет Вихнович, - у русских - 4, у украинцев - 2. С 1941 по 1981 год десятая часть лауреатов Ленинской премии были евреями. Более того, согласно статистике, в среднем на каждые 100 советских граждан приходилось 7 членов КПСС, а на каждых 100 евреев - 14. Подавляющее большинство перешло с языка идиш на русский и практически полностью секуляризировалось. Массовый характер приняли межнациональные браки» (до 80%). И далее приводится мнение известного этнографа Н.В.Юхнева о том, что «в настоящее время происходит процесс осознания существования новой субэтнической общности «русских евреев», или, как считает Вихнович, «русской эды».
             Данные социологических исследований потверждают выводы подобного рода. И они цитируются в книге. Проведенные исследования в России показали, что респонденты - евреи чаще всего определяли себя как «русские евреи» (41,3%) или даже просто «россияне» (21,6%), тогда как однозначно евреями назвали себя лишь 18,4%. При этом просто «русскими» себя не идентифицировал никто. «В общем, пожалуй, - отмечает автор книги, - можно говорить об исполнении намерений, высказанных еще императрицей Екатериной II и молодым Александром I, о максимальном сближении их подданных иудейского вероисповедания с «коренным» населением». Подобные выводы имеют веские основания, если взять во внимание и исследования иного рода. Вот результаты опросов, характеризующих отношение самих евреев к России. 99% считают русский язык родным, религиозными полагают себя только 16%. «Совершенно неожиданным, - сообщает Вихнович, - оказалось, что среди людей, считающих себя религиозными, придерживаются иудаизма только 24%, а православия 31% (!). Еще несколько цифр: 84% считают Россию своей страной, и большинство опрошенных не считают Израиль своей исторической родиной, а полагают его просто промышленно развитым государством Оказалось, что отношение американских евреев к Израилю гораздо более эмоциональное…».
             Но ведь важно знать не только это. Интерес представляют сведения об отношении русских к евреям. В данном случае используется работа известного в мире социолога, еврейки по происхождению Р.Рывкиной, опубликовавшей фундаментальную работу «Евреи в постсоветской России - кто они?». Автор обстоятельного социологического исследования приводит весьма показательные данные по этому вопросу. «Во-первых, оказалось, что население России весьма благосклонно относится к евреям. По долям ответов «с симпатией» они заняли второе место после американцев, занимающих неоспоримо первое место. Более того, оказалось, что только 14% россиян полагают, что евреи слишком влиятельны, в то время как подобным образом считает 21% американцев, 20% немцев, 19% австралийцев и даже 16% поляков, при том, что в Польше евреев практически не осталось. Эти показатели особенно интересны, поскольку на фоне острого экономического кризиса весьма заметна активность бизнесменов еврейского происхождения Среди 15% участников опроса, высказавших антиеврейские настроения, исследователи полагают только 5-7% убежденных антисемитов. Для сравнения можно привести данные аналогичного исследования в США (ноябрь 1993г.), который выявил, что по крайней мере 20% жителей США являются антисемитами», - отмечается в рецензируемой книге. Итак, в США антисемитские настроения, как минимум, имеют место не в меньшей степени, чем в России. Отсюда становится понятным, почему после массового выезда евреев из бывшего СССР их стало значительно больше в одной России, чем раньше во всем Советском Союзе. Просто перестали «стесняться» быть евреями. Даже стало модным! По вполне достоверным данным можно полагать, что среда, тяготеющая к русской эде, насчитывает на территории бывшего СССР, то есть в ареале российской цивилизации, около 3 миллионов человек. Будущее этого обширного образования трудно прогнозируемо. А если определять еврейство по израильским критериям, то численность евреев будет на порядки больше.
            На территории России наблюдается расцвет культуры русского еврейства. В российской столице, по данным автора, проживает не менее 200 тыс. евреев. По моим - значительно больше. Но ведь и до массовых выездов в столице их было столько же?! В России идет процесс восстановления организационных форм еврейской культурно-национальной автономии. Там есть Раввинский суд, синагоги, религиозные учебные заведения и Еврейский университет. В Санкт-Петербурге, в котором до массового исхода проживало 100 тысяч евреев, их сегодня не меньше. Там тоже есть Хоральная синагога, Еврейский университет, еврейские школы. Все это имеется и во многих других городах России. Так что те, кто сегодня кричат об обратном, и пытаются посеять рознь между русскими, евреями, американцами, вряд ли достигнут успеха в столь неблагодарном предприятии. Сама жизнь их накажет. Ну а мы поблагодарим Всеволода Львовича Вихновича за огромный труд, в результате которого мы получили уникальное исследование, своего рода энциклопедию еврейской истории, позволяющую нам по-иному взглянуть на мир и жизнь евреев в бывшем СССР.
                                                                                                         ©В.Люлечник
НАЧАЛО                                                                                                                                                                                        ВОЗВРАТ

                           Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделе "История"