ВОЗВРАТ                                         

      
Сентябрь 2007, №9    

Открытие Америки______________________     
Лев Борщевский       

Сезоны Флоренца Зигфелда                      

             Отец Флоренца был довольно известной личностью: он преподавал в музыкальной школе, стал ее директором, основал Чикагский музыкальный колледж. Собственных детей он воспитывал жесткими методами, буквально заставлял их любить классику. Когда маленький Фло позволил себе наиграть на пианино какой-то популярный мотивчик, он был подвергнут суровому наказанию. Естественно, такая система воспитания вызывала обратный эффект. Прививать насильственно интерес к Баху и Гайдну было нелепо. И Флоренц, может быть, из чувства протеста, а может быть, просто в силу природной предрасположенности, тянулся к более простым развлечениям.
            В шестнадцать лет он принял участие в стрелковом конкурсе, победил и уже готов был присоединиться к очень популярной в то время труппе «Дикий Запад Баффало Билла». Но отец решительно положил конец этим поползновениям: он просто выволок своего отпрыска из театра и потащил его домой.
            Однако родительские репрессии не охладили интерес Флоренца к шоу-бизнесу: в 22 года он организовал представление под названием «Танцующие цыплята». Радость была недолгой: вмешалось Общество по предотвращению жестокого обращения с животными. Дело в том, что цыплята танцевали не по собственной инициативе, а под действием электрического тока, пропускаемого через металлическую решетку.
            Когда Флоренцу исполнилось двадцать пять, отец послал его в Европу с поручением найти и приобрести сценарии для серьезных музыкальных спектаклей, которые должны были войти в культурную программу Всемирной выставки в Чикаго в 1893 году.
            Вместо этого Зигфелд-младший привез множество пьесок из репертуара парижских варьете. Отцу они не понравились. Однако на него все же произвела впечатление внушительная сумма, которую Фло заработал, поставив одну из этих вещей. Похоже, он смирился, что сын не пойдет по его стопам. А сын уже делал успехи как импрессарио. Во время чикагской выставки он представил публике Великого Сандоу - силача-гиганта, которого затем в течение двух лет возил по всему миру, зарабатывая на нем большие деньги.
             Его следующим открытием была француженка Анна Хелд, которую он впервые увидел на сцене в Англии. Собственно, эта актриса была открытием только для американской публики - у себя на родине она и так была достаточно популярна. Зигфелд, который стал менеджером и пресс-агентом Анны Хелд, «раскручивал» свою протеже умело и изобретательно. Он устраивал для журналистов рекламные прогулки на яхте по Нью-Йоркской гавани, приглашая заодно разных знаменитостей.
           Чтобы возбудить интерес к Анне, он инспирировал публикации о том, что она принимает молочные ванны. На самом деле никакого молока в ванне не было, но медиа охотно проглотили эту «наживку». Когда интерес к омовениям актрисы несколько ослабел, Зигфелд решил подогреть его, затеяв судебный процесс против компании, которая якобы поставляла скисшее молоко. Обвинение было совершенно необоснованно, но с точки зрения рекламы действовало без промаха.
             Весной 1897 года Зигфелд и Хелд устроили свадебную церемонию, хотя официально в брак не вступали. Творческий союз этой четы был весьма плодотворным: в течение почти десятилетия они ставили один за другим легкие музыкальные фарсы с характерными названиями - «Веселые обманщики», «Французская служанка», «Праздник цветов».
             Действовали они обычно по такой схеме - во время осеннего сезона короткое время прокатывали спектакль в Нью-Йорке, затем отправлялись на гастроли по Америке, а к лету приезжали в Париж. Деньги и успех сопутствовали этой паре, и так могло бы продолжаться и дальше, если бы Флоренц не проиграл в казино в Биарицце огромную сумму - два с половиной миллиона франков. Чтобы оплатить проигрыш, он продал на эту сумму контракт Хелд своим главным конкурентам - братьям Шубертам. В глазах многих, и прежде всего Анны сделка выглядела недостойно, к тому же при странных обстоятельствах пропали ее драгоценности, поползли слухи о том, что все это инсценировано, чтобы получить страховку. Союз Анны и Флоренца дал серьезную трещину и через несколько лет распался окончательно
Как раз в разгар всех этих передряг Зигфельд взялся за проект, который в дальнейшем обессмертил его имя.
             Когда первое представление Follies состоялось в нью-йоркском Theatre Roof , никто не мог предположить, что ревю будет продолжаться почти три десятилетия. Собственно, продюсерами первого спектакля был не Зигфелд, а совсем другие люди - Марк Кло и Эбрахам Эрлангер. Флоренц, был, что называется, «на подхвате», его наняли работать за 200 долларов в неделю.
             Но очень скоро он стал ведущей фигурой, и начиная с 1911 года его имя фигурирует в названии шоу-Ziegfeld Follies. И вполне заслуженно: структура спектакля, оформление, костюмы- все было придумано и продумано Флоренцем. Короткие драматические сценки чередовались с более продолжительными музыкальными номерами, в которых выступали роскошные красотки в красочных костюмах. В нужный момент появлялись комики, которые смешили публику остроумными репликами. Зигфелд старался угодить самым разным вкусам, так чтобы остался доволен и неотесанный техасский скотовод, пришедший поглазеть на «девочек», и интеллектуал из Новой Англии, любитель добротного европейского кабаре. Уилл Роджерс писал юмористические комментарии на актуальные темы, подсказанные свежими выпусками вечерних газет. Так создавался особый жанр американской сатирической комедии - с музыкой, танцами, с великолепными декорациями.
           Образцом для Ziegfeld Follies были представления знаменитого парижского варьете Folies Berger. Однако Флоренц отдавал себе отчет в том, что пуританское воспитание не позволит американской публике воспринять без сопротивления ту степень наготы, которая считалась вполне естественной для французских танцовщиц. Поэтому он дал задание художникам по костюмам так деликатно обнажить участниц ревю, чтобы зрители не восприняли это как порнографию. Он заботился, чтобы «девочки», которых отбирали для шоу, соответствовали выработанным им критериям: здоровье, привлекательность, сила, стиль, женственность. Движения, жесты - все было расчитано так, чтобы они выглядели более чувственно - слегка приоткрытый рот, мягкая, вкрадчивая походка.
            Зрителей восхищало богатство постановок, и Зигфелд это знал и не жалел денег на костюмы и сценические эффекты. Он понимал, что рецензенты охотно упомянут огромные суммы, которые тратятся на представления, и намеренно подкидывал им эту информацию.
            На него работали известные художники - Эрте из Парижа и модный американский портретист Бен Али Хаггин. Ему удалось привлечь к сотрудничеству одного из самых талантливых театральных дизайнеров ХХ века - Джозефа Эрбана. Музыку писали ведущие композиторы того времени - Джером Керн, Ирвинг Берлин, Виктор Херберт, Рудольф Фримль. В представлениях участвовали известные комические актеры - уже упоминавшийся Роджерс, Уильям Филдс, Эдди Кантор, Берт Уильямс, Фанни Брайс (это о ней фильм «Смешная девчонка» с Барбарой Стрейзанд).
            Многие артисты, которые начинали свою карьеру у Зигфелда, впоследствии стали звездами кино и эстрады - Мэрион Дэвис, Полетт Годдар, Барбара Стэнвик, Фред Астер, Морис Шевалье.
            Фло щедро платил исполнителям, но почему- то становился необъяснимо скупым, когда дело доходило до выплаты гонораров авторам и композиторам. У него вообще было немало странностей, и он их не скрывал, а напротив, подчеркивал в рекламных целях, стремясь, чтобы репортеры рисовали противоречивый и не всегда привлекательный образ - таланливый, но деспотичный импрессарио, ветреный муж, неуемный транжира и в то же время скупердяй, когда дело касается выплаты гонораров.
              Истинный шоумен, он знал, что все необычное работает на популярность. Например, все знали, что он любит диктовать длинные телеграммы, страниц эдак на десять. Почему? Разве не проще было позвонить или написать письмо? Ведь телеграммы намного дороже. А вот как раз поэтому он их и предпочитал - из любви к эффектам.
             Джозеф Эрбан спроектировал для Зигфелда театр, который был построен на Шестой Авеню неподалеку от Централ Парка. В свое время это была достопримечательность Нью-Йорка - великолепный образец архитектуры стиля art deco, с пышным интерьером, с лучшим по тем временам техническим оснащением. После смерти Флоренца здание постепенно начало приходить в упадок, одно время там был кинотеатр, а в 1968 году его снесли.
            Флоренц Зигфелд так в конце концов и не разбогател. Когда он умер в 1932 году, второй жене, Билли Берк, остались в наследство долги на полмиллиона долларов. Что не помешало вдове начертать на пышной гробнице прочувствованную эпитафию - строки из «Венеры и Адониса» Шекспира:

                                                         «Ты одарен такою красотой,
                                                         Что мир погибнет, разлучась с тобой».

           Мир, естественно, не погиб, но, к чести живущих в нем, не забыл человека, проложившего новые пути, по которым дальше развивалась массовая культура в Америке.

                                                                                                                              ©Л.Борщевский     
 

                        СЕЗОНЫ ФЛОРЕНЦО ЗИГФЕЛДА                                  "МАЛЫШКА ТОЧНЫЙ ВЫСТРЕЛ"                              ВОЗВРАТ

                                 Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделе "Открытие Америки"