ВОЗВРАТ                                         

    
Ноябрь 2007, №11    
 
Окно астролога__________________________      
  Анна Фалилеева         
   
Подсолнухи                                                              
для                                                                                  
Лучано Паваротти                                                             
 

                                    

         6 сентября в итальянском городе Модене от рака поджелудочной железы умер один из величайших оперных теноров в мире Лучано Паваротти…
            Когда умирают великие люди, вместе с ними уходит целая эпоха... Умер Лучано Паваротти, и вместе с ним ушла эпоха Паваротти - прогремевшие на весь мир концерты «Трех теноров», его блистательные и неподражаемые верхние ноты, его «звездная» популярность. Такой гений рождается раз в столетие, и его смерть уносит целый пласт культуры, который невозможно будет заменить никем другим.
             Точно также безвременно умер Карузо, оставив за собой неутоленную жажду по его прекрасному голосу. И Паваротти, и Карузо были не просто оперными певцами, они стали явлениями массовой культуры, своеобразными идолами своего времени, звездами, которым поклоняются, как божествам.
            В чем же заключался секрет их успеха? Ведь опера - это музыкальный жанр, популярность которого очень ограничена и падает с каждым годом. Современной молодежи могучие оперные дивы и теноры кажутся доисторическими петикантропами, которых давно пора отправить на свалку. Однако Паваротти, как и Карузо, любили и любят миллионы.
            Он вышел их рамок ограниченного жанра и сделал оперу ультра-современной, потому что он пел не голосом, а Сердцем. Именно это ценили в нем те, кто имел счастье слышать его исполнение. Вспомните как он поет свою знаменитую песню о Карузо. Слезы сами льются из глаз от одного звука голоса Лучано. Он умел затрагивать самые глубокие чувства и пробуждать эмоции, как никто другой. Это и неудивительно, если учитывать, что родился он под знаком Весов - знаком артистизма и большого исполнительского таланта. Меркурий и Юпитер в Скорпионе подарили ему возможность передавать свои чувства и переживания зрителям и делать их сопричастными его переживаниям.
            В нем было что-то трогательное и живое, так и хотелось назвать его большим ребенком, несмотря на груз годов и славы за плечами. Его реакции всегда были искренними и неискусными, его нельзя было представить высокомерным, замкнутым или циничным. Он был настолько обаятельным даже когда пел ветреного Герцога в «Риголетто», что все невольно поддавались его обаянию и понимали, почему Джильда пожертвовала собой ради него. На мой взгляд, роль Герцога была лучшей в его карьере, потому что она как нельзя более соответствовала его жизнелюбивой натуре. Он искренне и страстно старался передать страдания Радамеса и Каварадосси, но его лучезарная улыбка то и дело прорывалась сквозь их мрачную обреченность. Роли трагических героев идеально подходили Пласидо Доминго с его огромным драматическими талантом и способностью перевоплощаться, но не Лучано, который прежде всего был музыкантом, а потом актером.
             В 1992 году он навсегда покинул Ла Скала, обиженный холодным приемом его новой роли в Дон Карлосе. Экспрессивные зрители-итальянцы пытались согнать его со сцены, а критики написали уничтожающие рецензии о его игре. Как ни странно это звучит, он был успешным американским тенором, а отнюдь не итальянским, поскольку не подходил под выработанные веками иполнительские каноны своей родины. Его успех - это успех итальянца в Новом свете, подарившем миру красоту своей национальной культуры.
              Он не исполнял оперные партии и не перевоплощался в архаичных героев. Он жил музыкой также естественно, как птица. Поэтому он сумел выйти из своего узкого жанра и выплеснул мир своих искренних мелодий в мир - создал блестящее трио Трех теноров, которые не уставая пели мелодию за мелодией, как птицы на лесном концерте. Он стал самым популярным оперным певцом в мире и превратил Nessun Dorma из «Турандот» в популярный хит и футбольный гимн.
              Его «обреченность» на успех выражена в гороскопе сильным Марсом в Стрельце и Луной в Овне, которая не могла примириться с ролью неудачника. Лучано родился 12 октября 1935 года в итальянском городе Модена в бедной семье булочника и прошел через голодное детство, полуголодное отрочество и очень трудную юность прежде, чем к нему пришел настоящий успех. Воля, выраженная Марсом в Стрельце, и вера в победу (Луна в Овне) вели его через испытания и укрепляли в часы отчаяния. Его жизнь никак не назовешь легкой, он много лет отчаянно дрался за успех, как футболист дерется на мяч во время решающего матча. Кстати говоря, он в детстве мечтал стать футболистом. Но стал певцом, потому что пение оказалось более близко его романтичной весовской натуре.
              Сильные мужские планеты в его гороскопе говорят об умении бороться за себя и о жажде признания. Но это не значит, что успех мог сделать его абсолютно счастливым. В его гороскопе находится очень неприятная конфигурация, которая называется Крестом. Это какая-то тяжелая ноша, страдание, которое человек проносит через всю жизнь. Крест, сформированный на его Солнце, Луне и Узлах, был связан с его личной жизнью.
             Он был женат дважды, и оба раза неудачно. Его вторая жена Николетта представлена в гороскопе одновременно Луной в Овне и Венерой в Деве, что говорит о ее резком, вздорном характере и большой расчетливости. После того, как Лучано был «окальцован», она больше не трудилась выказывать ему свои нежные чувства и проявляла только жестокость и холодность. В течение всего времени его продолжительной болезни она находилась далеко от мужа, в Америке, и не разрешала ему видеться с дочерью. Перед смертью он признался своей первой жене, что глубоко разочарован в любви. Переполняемый эмоциями, он всю жизнь стремился любить, но никто, кроме публики, не смог оценить его пламенных эмоций. Рак поджелудочной железы был отражением его невыраженных эмоций, оппозиции Луны к Солнцу, которая впрямую оказывала отрицательное влияние на его здоровье и самочувствие. Это отразилось и на том, что несколько раз в жизни у него были моменты, когда он думал о самоубийстве.
              Чувство счастья и удовлетворенности приходили к нему только тогда, когда звучала его знаменитая нота Си верхнего регистра. И с этим не могло сравниться ничего земное, хотя он любил жизнь со всеми ее удовольствиями - и приготовленную им самим большую тарелку пасты со свежими помидорами, и прекрасные виллы, в которых жил, и деньги, которые тратил, не считая. Все свое 250-миллионное состояние он оставил своим женщинам - трем дочерям и второй жене. Теперь их забота решать, кому что достанется. Им предстоит все распределить и по возможности потратить.
              Его колоссальное состояние, как зеркало, отражает его ренессансную натуру. Быть может, он был последним Гаргантюа ушедшего века - обаятельным толстяком, любящим жизнь во всех ее проявлениях. Он обожал покер и всегда обыгрывал гордого Хосе Каррераса, который на это очень злился. А насчет Пласидо Доминго он говорил так: «Доминго, безусловно, великий тенор и продал больше дисков, чем я, но зато я более популярен, чем Ролинг Стоунс».
        На репетициях Трех теноров не умолкал смех, потому что Лучано очень любил смешить и разыгрывать своих коллег. В его натуре было что-то от клоуна и простодушного весельчака. В душе он всегда оставался простым парнем с не очень высокими запросами. Он влюблялся не в звезд и изысканных женщин, а в своих бесчисленных секретарш, изумительным французским блюдам он предпочитал итальянские макароны, роскошным розам - скромные подсолнухи. С Венерой в Деве он оставался верен своим пристрастиям и не любил менять раз заведенный порядок вещей. Несмотря на множество болезней, он не покидал сцены и перестал петь только тогда, когда уже не мог стоять. Получив известие, что болен раком, он сказал: «Жизнь дала мне испытать все, даже это...».

            Спекталь закончился. Герой убит. Сцена пуста. Опустился занавес. Но там, высоко, под потолком театра, всегда будет звучать его высокий чарующий голос...

                                                                                                               ©А.Фалилеева    

Фото:  http://politiken.dk/kultur/article374788.ece (by Srdjan Ilic ) /2/
             http://www.newchatter.com/category/pavarotti/ (by Guillermo Arias, AP) /3/
             http://www.etoday.ru/2007/09/luciano-pavarotti-rip.php /5/
             http://www.playbillarts.com/news/article/4848.html /6/

                                     Публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделах
                                            
                          
"Литературоведение" и "Окно астролога"

НАЧАЛО                                                                                                                                                          ВОЗВРАТ