ВЕНОК СОНЕТОВ
Вечные спутники 1. Пирамиды Древнего Египта Громады легендарных пирамид, Сработанные рабскими руками, Украсили величественный вид Пустыни с раскалёнными песками. Хеопс с Тутанхамоном говорит У Нила бесконечными веками, Где, скрытая тяжёлыми камнями, Прелестнейшая Нефертити спит. В колоссы превращаются года Неимоверно тяжкого труда, Рождающего горестные стоны. Красоты этих каменных гробниц (Пред ними даже время пало ниц) Прославили навеки Фараона. 2. Акрополь. V век до н.э. Прославили навеки Фараона Старания безропотных рабов, Но человечней музы Аполлона У греческих свободных городов. Прекрасное нас трогает без слов: И правильность пропорций Парфенона, И красота скульптурного фронтона, И «фидиевы» статуи богов. Веками человека удивляли Античности великой идеалы И грустные глаза Кариатид. Пропитанные гением Эллады, Оформили поэму колоннады Резцу покорный мрамор и гранит. 3. В мастерской римского скульптора I век н.э. Резцу покорный мрамор и гранит В портреты Агриппины и Нерона Ваятель италийский превратит. Вот бюст разбогатевшего патрона Уже почти законченный стоит. Сюда для мужа старого матрона С любовником и «Скорбями» Назона Надгробие заказывать спешит. Античные портреты хороши Слиянием характера души С умением ваять непринуждённо. Безвестные порою мастера, Работая с утра и до утра, Возвышенного создали законы. 4. Византийская икона IX век н.э. Возвышенного создали законы Творцы константинопольских церквей, Где гордо православная икона Пленяет аскетичностью своей. История Иисусовых страстей Написана по правилам канона - В нём линии и краски полутона Спасителя распятого мертвей. Но гамму чувств: печаль переживаний, Порыв любви, болезненность страданий Суровая иконопись хранит. Смиренный инок кистью неумелой, Расширив вдохновению пределы, С потомками о счастье говорит. 5. Готический собор XIII век С потомками о счастье говорит Ажурное величие собора, Что вырвалось из лона мощных плит Стрелою в небо, требуя простора. Луч солнца заходящего скользит По радуге витражного узора, И пение таинственного хора Молящемуся душу ворожит. Как лёгкие фламандцев кружева Собора плоть воздушна, и жива Как раковины чуткая корона. Завидую французским городам, Где Сен-Шапель и гордый Нотр-Дам - Творенья рук и мысли изощрённой. 6. Микеланджело. XV-XVI век Творенья рук и мысли изощрённой Имеют вдохновенного отца - В фактуре камня, фрески и картона Титана страсть и гений мудреца. Что золото наследственного трона И украшенья папского венца - Нам дарит наслажденье без конца Из горьких мук рождённая «Мадонна». Сикстинский плафон, «Брут» и «Моисей» - В них отголосок бешеных страстей, Наружу выходящих исступлённо. О, Анжело, ведь ты не ангел, нет! Ты мрамора бунтующий поэт, В Прекрасное так искренно влюблённый. 7. Леонардо да Винчи. XV-XVI век В Прекрасное так искренно влюблённый - Философ, математик, музыкант, Наездник, фехтовальщик и учёный - Был в живописи подлинный гигант. Его глаза мудры и утомлённы, Он строен как мифический Атлант. Какой нечеловеческий талант Мог написать божественную «Монну»! Волшебник кисти, красок чародей, Пленяющий по-прежнему людей, При жизни был и чтим и знаменит. Понёс невосполнимую утрату Тот, кто не видел грустное «сфумато» - Картину мастер чувствами творит. 8. Тициан. XVI век Картину мастер чувствами творит! Богатство форм, без всякого изъяна, Сверкающий, могучий колорит - Кто не узнает руку Тициана? В тончайшей дымке чувственность ланит И пышные тела венецианок. Нескромный взгляд спускается с лица на Грудь, где мазок как радуга горит. В его холстах евангельский сюжет Огнём любви и радости согрет, Его портреты - летопись живая. Любимый живописец королей, Он нам стократно кажется милей, Нерв бытия без устали вскрывая. 9. Рубенс. XVII век Нерв бытия без устали вскрывая, И полнокровность жизни на холсте Холёною рукой отображая, Великий мастер вторит красоте. Его богиня - женщина земная В чарующей и пышной наготе, Она рожает пухленьких детей И счастлива, страдания не зная. Он вечно за работой в мастерской, Заказы льются бурною рекой, Со славою богатство доставляя. Он дипломат, любезный кавалер, Он «в живописи подлинный Гомер»,** Характеры людские обнажая. ** Слова Эжена Делакруа 10. Автопортреты Рембрандта. XVII век Характеры людские обнажая Пастозной откровенностью мазка, Обходит холст от края и до края Дрожащая художника рука. Устало смотрит голова седая Как потекла забвения река: И молодость ужасно далека, И слава улетучилась былая. Страданий человеческих комок Он в светотень тончайшую облёк. В себе хранит его автопортрет Трагедию не сломленной судьбы И отголосок внутренней борьбы. Художник - самый искренний поэт. 11. Гойа. «Каприччос». XVIII век Художник - самый искренний поэт Любви, надежды, гнева и сомненья, И даже фантастический сюжет Является объектом вдохновенья: Уродцы, заполняющие свет, Ничтожества в священном облаченье, Звериные инстинкты сновиденья, Ослов и чудищ ханжеский совет. Печальный ум великого Франсиско «Каприччос» свой поставил обелиском Над пошлостью и глупостью людскою. Но «Тяжкий путь познанья»** всё же начат. О, сколько мук тому он предназначит В ком не было душевного покоя! ** Роман Фейхтвангера о Гойе 12. Роден. «Вечная весна». XIX век В ком не было душевного покоя, Но лишь страстей волнующий накал, Из мрамора холодного с тоскою Пылающую чувственность рождал. Вот юноша неистовой рукою В объятиях возлюбленную сжал, И долгим поцелуем удержал Девичье тело, нежное, нагое. Пленительная «Вечная весна», Чья форма изумительно ясна, А мрамор поражает белизною! Ваятеля отточенный резец Простые чувства взяв за образец, Являет миру правду с красотою. 13. Эдуард Мане. «Бар в Фоли-Бержер». XIX век Являет миру правду с красотою Предтеча новой живописи всей, Упорной и отчаянной борьбою Завоевав признание людей. Изящный «денди» с гордой головою, Мане искал нехоженых путей, Его палитра делалась светлей, Сюжеты отличались новизною. И всё-таки, желанью вопреки, Полотна, выходя из-под руки Художника, шокировали свет. Глупцы! Ведь только истинный шедевр, Как мой любимый «Бар в Фоли-Бержер», Горячим чувством творчества согрет. 14. Ле Корбюзье. XX век Горячим чувством творчества согрет Рациональный мир архитектуры, Что воплощён в причудливый проект Без колоннад, узоров и скульптуры. Ле Корбюзье! Его приоритет В созданье новой формы и фактуры Домов геометрической фигуры Неоспорим уже десятки лет. Построены жилищные массивы, Которые до странности красивы, Их простота конструкции дивит. Стекло и сталь, бетон и алюминий, Напоминают правильностью линий Громады легендарных пирамид. 15. «ARS LONGA, VITA BREVIS!» Громады легендарных пирамид Прославили навеки Фараона. Резцу покорный мрамор и гранит Возвышенного создали законы. С потомками о счастье говорит Творенье рук и мысли изощрённой - В прекрасное так искренно влюблённый Картину мастер чувствами творит. Нерв бытия без устали вскрывая, Характеры людские обнажая, Художник - самый искренний поэт - В ком не было душевного покоя, Являет миру правду с красотою, Горячим чувством творчества согрет.НАЧАЛО ПЕРЕВОДЫ ВОЗВРАТ |