ВОЗВРАТ                                         

   
    
Январь 2008, №1        
   
  Художественная Гостиная_____________       
  Семен Сандомирский       
 
Искусство прочтения живописи       
В з г л я д                          
                                                                                                                                                                                   
Salvador Dali

Портрет Поля Элюара

Картон. 35 х 25 см. Частное собрание.

1929г.

 

         В центре Поль Элюар, очень реалистичное медно-красное лицо. На лбу женская рука Галы, придавливающая кузнечика и бабочку его страхов, неуверенности. К его щеке прижимается светло-зеленоватая голова женщины. У нее дана шея, плечо, в профиль рука. Львиная голова на уровне ее груди (ее стремление к Элюару), русский лес елей и лип пониже. Черная тень одной липы выписана курительной трубкой. Рука Галы на плече Элюара и пальцем в высохшего кузнечика: Гала прониклась терзаниями Дали, данного слева. Вся эта конструкция висит в воздухе на фоне неба. Выше головы Галы оно синее в голубое внизу, ниже - серебристо-розоватое, внизу у кистей рук опять голубое.
         Внизу ладонь между двумя другими, пальцы зажимают прядь женских волос. Ниже она входит в лежащую на земле волнистую женскую прическу, справа переходящую в скалы. Слева одна прядь тянется в детство Дали, где он изображен маленьким с отцом. Получается, что все это воздушное сооружение родилось из земного единства женского (волос) и мужского (скал). Слева профиль Дали. Муравьи с морского ежа переходят на него. Кровь из носа - как в детстве. Эротика цветных травинок на щеке и красной головы рыбы - фаллоса. Дохлый кузнечик - символ его терзаний. Голова Дали соединена с Элюаром на уровне его груди.
   
  Под ним далеко вдали, в прошлом - малюсенькие Сальвадор с отцом, о которых уже говорилось. Из головы Поля, как его мысль, выходит справа огромная львиная голова (страсти) с алым языком. Лев соединяется со сложным образованием: неистовое женское, с красными губами скалящееся лицо Элюара, оно же - срезанный наполовину кувшин с надклеванным красноватым яблоком на дне его. Срез кувшина похож на зеркало (Венеры?). У кувшина-лица сверху желтоватые волосы, как у льва, с ними же и соединяются. Ручка кувшина в середине алая. Яблоко течет струйкой жидкости. В целом эту конструкцию можно трактовать, как терзающую Элюара страстное желание быть женщиной. Глубже, на земле - серый длинный батон-фаллос с иголками. Трое мужчин: отвернувшийся Дали с руками на лице, спиной к нему Некто в пиджаке и рукой на плече Дали, лицом к Некто (Полю?) обнаженный (Лорка?). Правее двое мужчин: Дали следует за женским Лоркой с треугольником и отверстием в нем. В целом получается эротическое переплетение Элюара, Галы, Дали, Лорки, смысл которых ясен.
         Не знаю и не хочу знать, какие были отношения между этими людьми в жизни. Может быть, это задача биографов. Если я называю имена персонажей картин, то эти имена дал им сам художник.

                                                                                                       ©С.Сандомирский  

ПОРТРЕТ ПОЛЯ ЭЛЮАРА              ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ               ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ

                                                                       ДЕВУШКА ИЗ АМПУРДАНА         САЛЬВАДОР ДАЛИ                    ВОЗВРАТ

                          Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделе "Художественная Гостиная"