ВОЗВРАТ                                             

 
   
Февраль 2006, №2     

         Израиль: на пути испытаний________ 
                                                                                     Феликс-Азриэль Кочубиевский,
                                                                                                          Узник Сиона

 

      

 

       БЛАГОДАРНЫЙ ШАРОНУ, ПОЙДУ НА ВЫБОРЫ-2006
                
          (чувства противника «итнаткута»*, которому Ариэль Шарон прояснил
                                 
                 внутриполитическую обстановку Израиля)


                                                                                                          «Погоди, читатель-дока,
                                                                                                       
   Окажи такую честь:
                                                                                                       
    Осуди меня жестоко,
                                                                                                       
    Но сперва изволь прочесть».
                                                                                               А.Твардовский
. Теркин на том свете
                                                                                                  
        (цитируется по памяти)

      Эпиграф "из самого себя": «Чем больше постигаешь особенности государственного устройства Израиля и его практическую реализацию, тем больше восхищаешься, насколько продумана и прочно внедрена в практику эта система удержания власти в руках узкой кучки политиканов».

      
Знакомые все лица… Я в определенной мере благодарен Советскому Союзу за тот опыт, который он мне дал, завершив его годами отказа, тюрьмой и лагерем. Все это хорошо помогает отчетливо различать аналогичные признаки политической системы Израиля. В частности, выборы…
        Вот как это было отражено в советском уголовно наказуемом фольклоре того времени:
Двое возвращаются с избирательного участка. «Дай закурить», - просит один из них. Второй протягивает ему раскрытый портсигар, где лежит единственная сигарета и щедро предлагает: «Выбирай любую!». Первый удивляется: «А что тут выбирать?» На это второй замечает: «А как мы с тобой только что выбирали?!»
       В Израиле, где перед избирателями разнообразные партийные списки, мы, по сути, находимся в том же безальтернативном положении - любой наш выбор оставляет в силе порочную коррумпированную государственную систему, перетасовывая лишь партийные масти. А играем мы, избиратели, всегда против шуллера-профессионала, у которого в любой ситуации на руках будут козыри в нужном ему количестве, гарантирующие нужный ему результат.
        Вынужденное отступление от темы.
      Эта статья была окончена накануне нового тяжелого инсульта Ариэля Шарона, превратившего его в «цемах», т.е. растение, признаки жизни в котором поддерживаются только совершенством медицинской аппаратуры, стимулируемой политическими соображениями. Давно нет оснований ожидать, что бывший глава правительства Израиля сможет вернуться не только в свое прежнее кресло, но и к роли живого дедушки.
        У меня, да и у многих других, нет желания, чтобы Израиль продолжал капитулировать перед своими смертельными врагами.
       У меня, да и у многих других, нет желания, чтобы и впредь наша армия, прежний предмет любви, уважения и гордости евреев всего мира, продолжала использоваться против своего народа, а не против внешнего врага.
      
У меня, да и у многих других, нет желания, чтобы евреи продолжали гибнуть в регулярных террористических актах наших, извините, «партнеров по мирному процессу», а ответные действия Израиля и дальше выражались бы в бездарной растрате дорогих снарядов при обстреле пустырей в полосе Газы и в единичных отстрелах террористов среднего и младшего звена. Высшие руководители террористов при этом остаются неприкосновенными персонами, партнерами в мирных переговорах.
       
У меня, да и у многих других, нет желания, чтобы Израиль, так и не став страной евреев, превратился в диктатуру сильной личности, сила которой направлена только внутрь страны, а окрик из Вашингтона для «сильной личности» был бы гораздо весомее страха наказания за пренебрежение интересами страны.
       Поэтому у меня, да и у многих других, нет и не может быть желания, чтобы Ариэль Шарон вернулся в кресло премьера.
       Однако Израиль продолжает жить, выборы состоятся в конце марта, так что приходится определять и свою позицию на них. И в этом Шарон мне помог.
      
 Ясная, наконец, ситуация и есть ли за что благодарить Ариэля Шарона?
        Политического лицемерия, именуемого почему-то политкорректностью, в нашей стране издавна было более чем достаточно. К этому привыкли. Партийные лозунги и программы давно уже перестали быть чем-то, хотя бы формально уважаемым членами этих же партий. Но сегодняшняя ситуация и вовсе беспрецедентна. Благодаря Шарону маски большинства израильских политиканов были срочно и беззастенчиво сброшены. Политиканы боялись опоздать к раздаче хлебных должностей и иных личных благ, ожидавшихся от вскоре ушедшего от дел Ариэля Шарона, бывшего тогда главой правительства.
      …Скоропостижно созданная партия получила абстрактное, но звучное название «Вперед» - «Кадима». А куда «вперед», это политиканам-интересантам, слепо бегущим к новой кормушке, вовсе не существенно.
      (И опять из советских анекдотов. Петька в панике кричит Чапаеву: «Василий Иванович, белые сзади!» На что следует боевая чапаевская команда: «Вперед, Петька, только вперед!!!»)
       В новую партию, не имеющую ни ясных целей (кроме обещания власти), ни программы, ни устава, поспешно кинулись интересанты, даже не беспокоясь о том, что на ходу теряют привычные маски борцов за идею, за какие-то общие цели и задачи своей прежней партии. Даже Цахи Анегби, временный председатель брошенного Шароном Ликуда, задержавшийся на старте, как только полиция рекомендовала передать его давнее уголовное дело в суд, кинулся под защиту Арика-бульдозера. Не стоит упоминать и многих других «вперед-овцев».
      Отчего же у меня чувство благодарности Шарону, затеявшего беспрецедентный политической хаос в Израиля? От того, что он быстро и ярко показал, что при нынешней государственной системе бессмысленно на выборах перетасовывать партийные списки в надежде найти такую партию, которая, придя к власти, радикально улучшит положение в стране. Поиски бесплодны! За это ему, Ариэлю Шарону, большое спасибо. Самое искреннее.
        Исключения, не опровергающие правило. Хочется верить, что есть и те, кто в составе фейглинской группы «Еврейское руководство» почему-то еще так и не расстались с мечтами сделать из Ликуда партию, полезную Израилю как будущему еврейскому государству. Эта группа, точнее, ее руководитель, для меня пока еще представляет тяжелую загадку. Моше Фейглина пригласили в Ликуд с целью коренным образом реорганизовать эту партию изнутри.
        Трудно что-либо возразить тем, кто считает, что политтехнологи прежнего Ликуда этим попросту умело нейтрализовали Фейглина и его единомышленников. И не только нейтрализовали, но и использовали как приманку для тех, кто без этого в Ликуд не вступил бы. Религиозный еврей, Фейглин должен был знать строки, с которых начинаются книга Псалмов:
       «Счастлив человек, который не ходил по совету нечестивых и на пути грешников не стоял, и в собрании легкомысленных не сидел».
        А когда Фейглин отказался от борьбы за место в списке Ликуда на предстоящих выборах в Кнессет, его загадка стала еще тяжелее. Независимо от того, что представляет собою его группа, общую постыдную картину политической системы Израиля и начавшейся предвыборной возни это, к сожалению, не изменяет ни качественно, ни, тем более, количественно.
       Религиозные партии. На делёж личных благ не кинулись в «Кадиму» функционеры так называемых религиозных партий. Дать объяснение этому явлению я беру на себя смелость.
       Полагаю, что религиозные партии не питают иллюзий относительно государственной системы Израиля. Они в полной мере отдают себе отчет в бесперспективности попыток без коренной ее реорганизации сделать наше государство еврейским. Также они отдают себе отчет в нулевом результате усилий мирного сотрудничества с арабами, живущими в Эрец Исраэль. Поэтому их задача, как я понимаю, - с минимальными потерями пережить затянувшийся тяжелый период, в котором большинство (пока еще) населения нашей страны готово заискивать перед кем угодно, включая и наших смертельных врагов, но не готово к единственной альтернативе этого - создавать еврейское государство.
     
 Поэтому перед ними две задачи. Во-первых, даже в этой ситуации сохранить имеющуюся в стране систему религиозного образования и воспитания молодого поколения, без чего после несколько десятков лет евреев можно будет найти только в странах рассеяния, но отнюдь не в Израиле, даже если за этой страной сохранят ее название. Во-вторых, лично приспособиться (в этом они не отличаются от функционеров других партий) к существующей системе.
       
Нелепость идеи «плавильного котла». Государство Израиль создавали люди, одержимые уходящими в историю социалистическими идеями. При всем уважении к их вкладу в создание нашего государства, нельзя не признать, что они имели крайне отдаленные представления о действительных законах, установленных Творцом (кому это приятнее или понятнее, пусть применит слово - «Природой»), которым подчинены и человеческие индивидуумы и их сообщества. В том числе и народ еврейский.
       Примитивное представление социалистов о людях-винтиках породило и столь же примитивное и поэтому вредное представление о том, что Израиль, как плавильный котел, переплавит всех репатриантов в единый сплав - в израильтян, новый монолитный народ государства Израиль. Но если бы они были хоть металлургами, то понимали бы, что даже при переплавке стали технология прямым образом зависит от свойств того, что в конкретном случае загружается в печь. В частности, стальная стружка, предварительно не спрессованная почти в монолитный пакет, не плавится, а выгорает.
    
  Некомпетентно управляемое израильское еврейское общество представляет собою конгломерат разобщенных групп. Разобщенных не только естественным образом и по многочисленным признакам, но также тщательно и преднамеренно разобщаемых политиканами. Римское «разделяй и властвуй» остается одним из основных видов оружия также и наших политиканов. Нет смысла перечислять эти разобщающие признаки. Гораздо важнее для нас помнить то, что нас объединяет и при всем нашем сложном многообразии делает единым народом. Об этом необходимо вспоминать почаще. И руководствоваться этим.
         Евреи-белогвардейцы учат и нас. В СССР подпольно распространялся изданный в 20-е годы сборник статей «Евреи-белогвардейцы». (Точное его название я не помню.) Из него следовало, что в армии Деникина, войска которого устраивали еврейские погромы, служили и евреи. Евреи-белогвардейцы писали там, что им хорошо известно о еврейских погромах, учиняемых деникинцами, как известно им также и о еврейских погромах, учиняемых красными буденовцами.
     
 …Евреи-белогвардейцы писали более 80 лет назад (цитирую по памяти): «Мы - евреи, но не просто евреи, а российские евреи. И все, что плохо для России, то плохо для нас. Что хорошо для России - хорошо и для нас». И они убедительно показывали, чем именно был плох для России большевизм и поэтому чем он был и будет далее плох для евреев России.
      Мы, евреи-репатрианты, оставили насиженные места в СССР/СНГ и предпочли преодолевать неизбежные трудности репатриации в окруженном врагами Израиле, но не расхлебывать то, в чем по непонятливости активно участвовали наши отцы и деды. Кому, как не нам, быть живым подтверждением правоты предвидения евреев-белогвардейцев?
      
 В своем сознании нам, евреям Израиля, пора стать в Израиле не русскими евреями, а просто евреями. Или, как минимум, если еще не захотеть ими стать, то хоть захотеть узнать, в чем это заключается. И узнать не со слов ненавистников, а из чистых источников. Они ведь есть и на русском языке.
        
В нашей стране основные интересы репатриантов из любой страны исхода аналогичны интересам других евреев Израиля. Об этом нам необходимо помнить. Если действия правящей верхушки страны враждебны интересам каких-либо репатриантов в целом как группы, то они почти в такой же мере враждебны основным интересам остальных групп евреев Израиля.
      Когда человеку внушается мысль о необходимости защиты только его группы во враждебном окружении, на второй план уходит понимание того, что те или иные действия представителя власти, ущемившего его права, это, прежде всего, - прямой результат уродливого государственного устройства в целом, которое позволяет подобные безнаказанные действия чиновника. Устройства, далекого от того, какое может и обязано иметь еврейское государство. Вот с ним-то, с уродливым государственным устройством, и необходимо бороться. Бороться с системой необходимо всем гражданам страны совместно, а не разобщенно, когда каждая группа - за что-то свое. А конкретного чинушу не следует оставлять в тени, нужно добиваться его наказания еще до исправления общей обстановки.
       Еще не изжитая галутная психология мешает нам чувствовать себя в Эрец Исраэль дома. А у себя дома мы не ожидаем, что кто-то придет и наведет у нас порядок. Это некому сделать, кроме нас самих вместе с другими евреями Израиля. Именно с теми, кто в Израиле уже жил до нашего приезда. И неважно, сколько поколений он здесь и/или откуда он репатриировался. При всем многообразии еврейского народа нам его не поменять. (Да и нужно ли?) Другого народа у нас нет, как нет и другого глобуса.
    
 Галутная психология выражается у слишком многих из нас, репатриантов, в позиции притесняемой группы, вынужденной коллективно обороняться от враждебного окружения. Это в себе нелегко преодолеть. В сочетании как с неизбежными, так и с совсем не неизбежными трудностями абсорбции эта галутная психология в нашем сознании порождает у немалого числа репатриантов стремление иметь свою «русскую» политическую партию. Свою «защитницу».
    
 
Русские партии и партия Либермана. Опыт «русской» партии ИБА, по-моему, был достаточен для того, чтобы такие попытки больше не повторялись. По-видимому, на новых выборах «русская» партия прежнего характера не будет иметь шансов на успех. Даже если будет создана кем-либо.
       К сожалению, рецидив этой попытки стал явно выраженным в партии НДИ Авигдора Либермана, чего не было как при создании им этой партии, так и в последующие годы.
     
 Я здесь не считаю нужным останавливаться на недостатках предвыборной программы НДИ, но хочу лишь отметить, что Авигдор Либерман отличается в лучшую сторону от остальных партийных лидеров, сидевших в Кнессете. Он отличный менеджер, умеющий организовать дело, за которое он берется. Но для того, чтобы в еврейском государстве стать деятелем государственного масштаба, этого никак не достаточно. К сожалению, у него пока еще нет чувства святости Эрец Исраэль, нет понимания того, что не только у руководителей страны, но и у всего еврейского народа в целом нет права отдавать любую часть нашей земли кому бы то ни было. Она нам дана в пользование, но не в безоговорочное владение.
        Поэтому недопустимой является идея Либермана об обмене территориями и населением между евреями и арабами в Эрец Исраэль. Арабы ничего не могут дать евреям в Эрец Исраэль, ибо вся она принципиально принадлежит евреям. Этот «обмен», по сути,
- вариант преступной формулы «территории в обмен на мир», которая в данном случае является точной копией требование бандитов: «кошелек или жизнь!». Она предполагает, что от арабского терроризма евреи не могут защититься, а могут только откупиться и таким образом временно (подчеркнем - лишь временно!) сохранить свою жизнь. У этой формулы есть единственный позитивный смысл, о котором говорил бывший начальник генштаба ЦАХАЛа покойный Рафуль: «Они нам - территории, а мы им - мир». Т.е. если арабы освободят еврейские территории, то они уйдут с миром.
       Очень жаль, что Либерман «съехал» с важнейших задач общеизраильского характера и «пошел по русской улице». Если он продолжит поход за голосами репатриантов-пенсионеров и за поддержкой несостоявшихся «русских» политиков, то он может оказаться и вовсе потерянным как полезный для Израиля государственный деятель. А жаль.
      На мой взгляд, если Либерман планирует стать масштабным политиком, чтобы возглавить партию общегосударственного значения, он должен принять во внимание, что Наш дом Израиль отнюдь не означает «русский Израиль». Ему необходимо подняться над временными (и, в общем-то, кажущимися, а не реальными!) электоральными шансами, осмыслить уникальную специфику еврейского государства и настроиться на стайерскую дистанцию.
       Настораживает то, что для Либермана предметом гордости является то, что его предложение поддержал «сам» Генри Киссинджер. Тот Киссинджер, который получил Нобелевскую премию мира за то, что способствовал поглощению южного Вьетнама его северным коммунистическим хищником. И вообще, в Израиле Нобелевская премия мира должна предельно настораживать евреев. Для нас она всегда была залогом тяжелых потерь.
        
Ну, а мы, избиратели, где же? То, о чем я пишу здесь, известно любому израильтянину, хоть как-то следящему за текущими событиями. Почему же необходимо напоминать об этом? А потому, что стало общим местом ругать руководителей нашего государства. Они, конечно, этого заслуживают, но не лучше наших политиканов выглядим в среднем и мы, израильский электорат. Корень проблемы именно в нас, ибо мы сами водружаем их на свою шею.
      
 Основание для такой печальной констатации дают регулярно публикуемые в СМИ опросы общественного мнения, если исходить из того, что они - не наглая подтасовка данных (что тоже не исключено), а хоть как-то отражают наше мнение, по которому прогнозируется распределения мандатов на выборах.
       
С большим отрывом от других партий лидирует эта темная лошадка - Кадима, продолжающая забег без жокея. И если в телефонных опросах люди не стыдятся говорить, что они сегодня голосовали бы за эту «сборную солянку» политических интересантов, то это - признак глубочайшего кризиса всего нашего общества. Кризиса не только политического, но и гораздо хуже - морального кризиса. А ведь для тех, кто хоть что-то знает, совершенно неоспоримо следующее:
1.
Еврейский народ сохранился и функционировал в веках только благодаря иудаизму. Известно выражение: «Не столько евреи сохранили субботу, сколько суббота сохранила евреев». Лучше не скажешь.
2.
Образование еврейского государства именно в Эрец Исраэль, а не где-нибудь в Уганде (на что был согласен Теодор Герцель) или на Мадагаскаре (как это сначала планировал Адольф Гитлер), - это исключительно заслуга только религиозных евреев. Других в давние времена просто не было! Именно они, религиозные евреи, упорно оставаясь здесь, все века сохраняли Эрец Исраэль для еврейского народа. И сохранили для возрождения в нем если не сразу еврейского государства, то государства Израиль. Какого? Это уже не их вина, а наша общая беда.
    Религиозные евреи продолжали не только оставаться на этой земле, но и стремились в нее, невзирая на жесточайшие режимы различных завоевателей. Еврейский ишув в Эрец Исраэль, не имея здесь какого-либо существенного заработка, мог хоть как-то продолжать существовать опять-таки лишь благодаря финансовой поддержке религиозных евреев диаспоры.
3. Без воспитания каждого нового поколение на базе духовного наследия своего народа евреи за каких-нибудь несколько десятков лет стали бы только предметом описания добросовестных историков. Причем, лишь только добросовестных.
       Пагубные последствия антиеврейской пропаганды в Израиле. Буквально антиеврейская пропаганда в Израиле широко не ведется. Как не велась и не ведется она в СССР, в нынешней России и во многих других странах мира. Там юдофобы заявляют, что они не против евреев, а против сионистов. Но все прекрасно понимают, что это - юдофобия.
         В Израиле она уже достаточно давно надевает маску борьбы с «засильем религиозных». Феноменально, но среди юдофобов немало и евреев. Все эти недоброй памяти «шинуи» и им подобные своей агрессивной борьбой с так называемым «религиозным засильем» опаснее для еврейского государства в Эрец Исраэль, чем любые арабские террористические организации. И они уже внесли немалый вредный вклад в раскол израильского общества.
        Что выбрать из партий, ныне представленных в Кнессете, чтобы этим можно было изменить к лучшему политическую систему Израиля? Скажем прямо: как в портсигаре с единственной сигаретой, ТАМ НЕТ ИЗ ЧЕГО ВЫБИРАТЬ. Все варианты качественно приводят к одному и тому же результату. К тому положению, которое мы уже имеем сегодня.
     
 Неужели - полная «безнадяга»?! Нет, не «безнадяга». Корень зла - в нашем сознании. И это - поправимо, хотя и не быстро. Реальный вариант будущего у евреев есть, был всегда и мог быть уже давно осуществленным. И непременно будет осуществлен, когда мы научимся воспринимать его всерьез и всерьез воспринимать все более близкую и усиливающуюся опасность для жизни нашей страны и для нас самих лично.
      Отказ осознать свое историческое предназначения, был причиной всех тяжких испытаний нашего народа в его истории. Мы это, в конечном итоге, не можем не понять, как не мог не понять фараон необходимость отпустить евреев из Египта. Но понял он не сразу, а лишь после десятой казни египетской. Вряд ли перспектива такого «обучения» столь уж заманчива для нас… Не пора ли осознать?
       Вот теперь можно (вспомним А.Твардовского) «осудить меня жестоко»… Можно и посмеяться над еврейской перспективой, хотя подобный смех неоднократно в нашей трудной истории дорого стоил не только нашим смертельным врагам, но и нам, евреям.
         В средние века перед важным сообщением герольды трубили в трубы и провозглашали: «Слушайте, люди города, и не говорите потом, что не слышали!». А мы не только слышим, но и видим, ибо о сегодняшней ситуации в этой статье изложено лишь только то, что все могут увидеть сами. И каждый год мы слышим звук шофара, напоминающего всем евреям о том, кем мы должны стать.
        Единственно реальная еврейская перспектива известна всему миру уже тысячелетия. Нам надо, наконец, перестать от нее отмахиваться и отнестись к ней с максимальной серьезностью.
        Три с половиной тысячелетия прошло с тех пор, как Моше-рабейну от имени Творца сказал еврейскому народу (Дварим, 30:19): «…жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятье. Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое…».
     
 Попытка сионизма построить еврейское государство, лишенное духовного наследия евреев, «государство как все», ускоренными темпами приходит к неутешительному финалу. Это уже достаточно явно.
         От нас всех зависит, станет ли это только агонией нынешней государственной системы Израиля, или же этот процесс без длительной паузы перейдет в родовые схватки будущего еврейского государства.
         Ну, а как быть с выборами-2006? И стоит ли вообще в них участвовать? Прежде всего, надо отдавать себе отчет, что неучастие в этих выборах будет фактором, еще более усугубляющим нынешнюю ситуацию, ибо здоровые политические силы Израиля это лишит ориентировки. Наоборот - активное участие тех, кого удручает нынешняя политическая ситуация в Израиле, будет стимулом активизации этих здоровых политических сил.
        Максимально возможный положительный результат от этих выборов - хоть частичное внедрение в сознание еврейского электората понимания драматической ситуации в стране. Хорошо, если сейчас будет положено начало понимания и того, что путь выхода из нее - построение в Израиле еврейского государства, невзирая на мнение так называемого «прогрессивного человечества», киссинджеров и даже мировых политиков более крупного калибра.
        Именно такую постановку вопроса - ориентировку на будущее Израиля как на еврейское государство - надо искать среди программ тех партий или объединенных списков, которые будут фигурировать на предстоящих выборах. Среди ныне представленных в Кнессете таких нет.
        Не надеяться на мгновенный результат. Разумеется, сторонники построения в Израиле еврейского государства (если таковые будут), фигурирующие на этих выборах, не станут решающей силой в новом Кнессете, ибо, прежде всего, до этого не доросли мы сами, избиратели. Но пропаганда этих взглядов, возможная в ходе избирательной кампании (когда СМИ не в состоянии полностью предать молчанию такую программу)
- сам по себе положительный результат. Тем более результативными будут эти выборы, если те, кто стремится к построению в Израиле еврейского государства, получат депутатские мандаты и с трибуны Кнессета смогут эти задачи регулярно доводить до нашего сознания. Они будут работать на наше ближайшее будущее. И это будет означать, что мы все-таки не безнадежны.
Еще раз подчеркнем, что в выборах необходимо участвовать всем, кому дорог Израиль. Иначе, даже если бы в стране они были бы в большинстве, об их мнении не будет никому известно, и станет еще хуже.
        А ты, Василий Иванович, за большевиков али за коммунистов? (Вспомните вопрос из кинофильма «Чапаев».) Подобный вопрос читатель вполне обосновано может задать мне: «А за кого автор статьи предполагает сам голосовать в соответствии с изложенными принципами?». До выборов еще порядка двух месяцев. В них предполагается участие новых партий и блоков. По меньшей мере, для решения того, за кого голосовать, необходимо ознакомиться, с чем именно все они обращаются к избирателю, какие задачи ставят, как понимают сегодняшнюю ситуацию. Соотнести все написанное и сказанное ими с теми личностями, которые фигурируют в их списках, ибо обещать у нас горазды все политики, но далеко не каждый из них известен как человек, у которого слово не расходиться с делом.
       «Огласите, пожалуйста, весь список», - так просили осужденные 15-суточники в кинофильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». И я со своим окончательным выбором подожду, когда будет «оглашен весь список».
        Не бойтесь потратить свой голос себе во вред - так не бывает. Вниманию тех, кто не боится элементарной арифметики, в Приложении дается простой расчет, который облегчает понимание, что на выборах в Кнессет можно голосовать по своему выбору, по своей совести, не боясь тем самым усилить нежелательную вам партию, если партия, за которую вы голосовали, не пройдет электоральный барьер.


Приложение: СТРАТЕГИЯ ИЗБИРАТЕЛЯ В ИЗРАИЛЕ
(оказывается, можно голосовать по своему убеждению)

       О чем речь. Перед каждыми выборами многие избиратели в Израиле задаются вопросом: за кого голосовать? Речь идет о тех избирателях, кто не является хроническим или бездумным сторонником одной большой партии. О тех, кому по тем или иным причинам наиболее подходит некоторая небольшая партия. Обозначим ее - «ХХ». Подходит она, но есть опасение, что на ближайших выборах она не наберет количество голосов, позволяющее ей преодолеть избирательный барьер. Да и всевозможные комментаторы убеждают избирателей в этом. И регулярно публикуемые прогнозы - тоже.
        Разумеется, эта партия может и не пройти, ибо не имеет достаточное количество денег для пропаганды своих целей, для покупки СМИ и политтехнологов, ибо она еще не на слуху у массового избирателя, ибо ее долго замалчивали, а сейчас на нее злобно накинулся пропагандистский аппарат некоторых больших партий, учуявших в ней конкурента в борьбе за голоса (а у них-то чутье гораздо лучше, чем у рядового избирателя, да и настоящую цену прогнозов, заказываемых ими самими, они хорошо знают) и др.
        Если партия «ХХ» не преодолеет барьер -  тогда голоса, поданные за нее, пропадут, пугают нас: поданные за нее голоса распределятся между теми партиями, которые этот барьер преодолеют. И это - правда, но не вся...
       Политтехнологи (точнее - политмахеры) вбили в головы колеблющегося избирателя ничем не обоснованное мнение, что в таком случае ему не следует рисковать своим голосом, и предпочтительнее голосовать за партию «УУ», которая хуже «ХХ», далека от желаемых свойств и давно надоела... Но она гораздо лучше партии «АА», усиление которой избиратель считает смертельно опасным для государства и для него самого.
        Примером партий «АА» для избирателя-еврея (да и для нефанатичных неевреев-граждан Израиля - тоже) могут служить арабские партии, откровенные сторонники ликвидации еврейского государства.
   
 Простой количественный анализ, основанный на элементарной арифметике, раскрепощает избирателя от навязанных ему колебаний и позволяет ему поступать по своей совести, не опасаясь роковых последствий своего эмоционального прямого поступка. Покажем это.
      
 Исходные положения. Максимально возможное число голосов, которые пропадут из-за того, что партия «ХХ» не преодолела барьер, будет в том случае, когда ей не хватит только одного голоса (!) до заветного числа голосов, которые давали бы ей три мандата. Только голос всего лишь одного избирателя - возможно, именно ваш голос, уважаемый сторонник партии «ХХ» (!), - и она получила бы все эти три мандата. А без вашего голоса эти три депутатских мандата из общего их числа -120 (120 членов Кнессета) разделят между собою все прошедшие барьер партии. Не одна какая-нибудь, а все вместе взятые! Т.е. к каждому из остальных 117 мандатов добавится 3/120 или 1/40 мандата.
       При этом каждая партия, преодолевшая барьер, за счет доставшихся ей части голосов партии «ХХ» получит добавку в 1/40 мандата, умноженную на число полученных ею мандатов.
      Анализ. Сторонника партии «ХХ», в первую очередь, интересует, какую выгоду в максимально возможном варианте получит враждебная ему партия «АА» из-за его «непослушания политтехнологам» - из-за того, что он голосовал за партию «ХХ».
        Проиллюстрируем ответ примерами.
Пример №1. Партия «АА» имела колоссальный успех и получила 40 мандатов. В этом случае она унаследует от партии ВСЕГО ОДИН мандат. В максимальном случае у нее станет 41 мандат, от чего ее влияние практически не изменится.
Пример №2. Партия «АА» имела некий средний успех и получила 5 мандатов. В этом случае она унаследует от «ХХ» 5/40 = 1/8 мандата, т.е. ничего не получит, если и без того она не была очень близка к 6 мандатам (5,875 мандата).
   
  Вывод из арифметики. Допустим, избиратель, следуя своей совести, проголосует за партию, относительно которой есть мнения, что она не преодолеет электоральный барьер. И она его, действительно, не преодолела. От этого вред для данного избирателя не может быть сколько-нибудь значительным, ибо ни одна другая партия из преодолевших барьер, ни большая, ни малая, не может от этого существенно увеличить свое влияние в Кнессете.
       Вывод принципиальный. Не следует обращать внимание на страшилки, малюемые для запугивания доверчивых избирателей политмахерами, не зря получающими колоссальные деньги. Разбойница лиса Алиса из кино про «Буратино», ведя деревянного простака в Страну Дураков пела: «...Какое небо голубое! мы не сторонники разбоя: на дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь, и - делай с ним что хошь!». Но думающий избиратель даже под нашим голубым небом может и должен голосовать в соответствии со своей совестью.
       Пройдет в Кнессет выбранная им партия - он будет морально вознагражден результатом. А если и не пройдет - он будет понимать, что своим честным голосованием никому (и себе - в первую очередь!) не причинил вреда.                                                      
                                                                                                             ©
Ф.-А.Кочубиевский

* Итнаткута - отделение от чего-либо (перев. с иврита)

                        Предыдущие публикации см. в Тематическом Указателе в разделе "Публицистика"

НАЧАЛО                                                                                                                                                                                       ВОЗВРАТ