ВОЗВРАТ                                         

   
  
Март 2011, №3    

        Ракурс Истории_____________________                              Вилен Люлечник    

 

 Американский брат.                                    
 Джойнт в России, СССР, СНГ                             
 

 

             Так называется книга, авторами которой являются два чрезвычайно интересных человека - Михаэль Бейзер и Михаил Мицель. Строго говоря, это даже не книга, а альбом иллюстраций с сопроводительными текстами о деятельности еврейской организации Джойнта. Это рассказ о тех, кто помогал, порой в невероятно трудных условиях, рискуя своей жизнью и здоровьем, евреям всего мира, особенно России-СССР-СНГ. Это исследование, выполненное на высоком научном уровне, о малоизвестных для многих страницах истории советского еврейства. К сожалению, и я это отмечал не раз, в Америке на русском языке нет пока серьезных научных работ, посвященных этим проблемам. Исключением являются книги М.Мицеля «Евреи Украины в 1943-1953 г.г.: Очерки документальной истории» и книга-альбом, о которой сейчас идет речь. Работа Бейзера и Мицеля - о подлинных героях своего народа, которые почему-то остались за кадром, но о которых все должны узнать. О чем же рассказали нам авторы этого уникального исследования?

                                                 
       Джойнт начинает работу

            Бейзер и Мицель отмечают, что уже Первая мировая война принесла огромные бедствия евреям Европы и России. Особенно тяжелым было положение еврейского населения западных губерний Российской империи, оказавшихся в зоне военных действий. Они и запросили помощь у американских евреев. Их призыв был услышан. 27 ноября 1914 года образовался Объединенный Распределительный Комитет Американских Фондов Помощи Евреям, Пострадавшим от Войны, под председательством Феликса Варбурга, известного банкира и филантропа германского происхождения. Этот комитет, впоследствии переименованный в Американский Еврейский Объединенный Распределительный Комитет и ныне известный всему миру под названием «ДЖОЙНТ», поначалу только распределял фонды, собранные тремя другими комитетами помощи (отсюда и название) - ортодоксов, реформистов и социалистов. Со временем он превратился в самостоятельную организацию. В Россию в то время Джойнт переводил деньги Еврейскому комитету помощи жертвам войны (ЕКОПО), образованному в Петрограде в 1914 году и распределявшему помощь во всей стране. К 1917 году ЕКОПО помогал почти 240 тысячам беженцев и выселенным из прифронтовой полосы, солдатским вдовам, сиротам. Помощь передавалась и трем общероссийским еврейским организациям - Обществу ремесленного и земледельческого труда евреев России (ОРТ), Обществу распространения просвещения между евреями России (ОПЕ) и Обществу охраны здоровья еврейского населения России (ОЗЕ). До 1 июля 1917 года ЕКОПО израсходовал более 30 миллионов рублей на эту помощь, из которых 7 миллионов были передано Джойнтом. Остальные средства были собраны российскими евреями, выделены российским правительством и еврейскими организациями Англии.
         
  Однако с приходом большевиков к власти и с началом гражданской войны настали тяжелые времена. В этот период Джойнт оказывал помощь евреям в районах, находившихся в тот момент по другую линию фронта - в Сибири, на Дальнем Востоке под властью Колчака, а также в оккупированных Польшей частях Украины и Белоруссии. Авторы сообщают, что только, к примеру, во Владивостоке скопилось 2000 беженцев, оставшихся без средств к существованию. Еще в худших условиях оказались 10 тысяч австро-венгерских и германских военнопленных-евреев. Оказанием им помощи и ведал представитель Джойнта д-р Фрэнк Розенблат. В мае 1920 года двое сотрудников Джойнта - врач Чарльз Спивак и Элькан Вурзангер, следуя за польскими войсками, наступавшими на Киев, добрались до этого города, передали евреям Киева 3 миллиона рублей и четыре вагона с вещами и продуктами. Такая помощь оказывалась под руководством и других представителей Джойнта. В июле 1920 года два из них при въезде в местечко Ярмолинцы кавалеристами 1-й Конной армии Буденного были убиты - профессор нью-йоркской еврейской теологической семинарии Исраэль Фридландер, реформистский раввин Бернард Кантор и их спутник - украинский еврей Гроссман. Красноармейцы их приняли за польских офицеров. Могилы погибших затерялись. Но в 2000 году с помощью Джойнта их удалось отыскать. Прах профессора Фридландера был перенесен в Иерусалим, надгробные памятники в Ярмолинцах восстановлены, а американские и израильские потомки Фридландера и Кантора посетили место трагедии. Далее авторы сообщают, что в июне 1920 года представитель Джойнта - чикагский судья Гарри Фишер и нью-йоркский профсоюзный лидер Макс Пайн подписали в Москве первое соглашение с московским правительством, по которому был образован Еврейский общественный комитет помощи пострадавшим от погромов (Евобщестком), где большинство было за коммунистами и который должен был распределять американскую помощь.
              В 1921 году начался страшный голод в Поволжье и ряде украинских губерний. В ответ на призыв о помощи к международному сообществу, в США по инициативе министра торговли Герберта Гувера была образована Американская Ассоциация Помощи - АРА, объединившая усилия всех американских организаций помощи голодающим России. АРА работала в районах, пораженных голодом, с 20 августа 1921 года до 15 июня 1923 года, порой обеспечивая пропитанием одновременно 10 миллионов человек. Представителем Джойнта в АРА был приглашен д-р Джозеф (Иосиф Борисович) Розен - выдающийся американский агроном российского происхождения. Джойнт пожертвовал в АРА около 4 миллионов долларов, и, кроме того, сам распределял помощь в районах большой концентрации евреев на Украине и Белоруссии. В августе 1922 года Джойнт кормил 2 миллиона человек. Одной из первых акций Джойнта была организация массовой отправки в Россию типовых 10-долларовых посылок с продуктами первой необходимости. Такая посылка включала:

10 фунтов сахара;
25 фунтов риса;
10 фунтов растительного масла;
3 фунта чая;
49 фунтов муки;
20 банок сгущенного молока.

             Для тех времен это было подлинное богатство. Таких посылок было отправлено более 90 тысяч. Ими питались целые семьи. Кроме этого, со складов и распределительных пунктов Джойнта нуждающимся выдавалась одежда, обувь, мануфактура, топливо. Большую заботу, отмечают авторы книги, Джойнт проявлял о детях, особенно сиротах и беспризорных. Сегодня уже подзабыли о том, что именно Джойнт создал на территории Советской России десятки еврейских детских домов. К примеру, в Петроград в 1921 году привезли 300 еврейских сирот. Их родители погибли во время войны и погромов. Детей обеспечили новой американской одеждой, обувью, отмыли, обогрели и накормили. Размещали их в детских домах по принципу землячества - детский дом или помещение в детском доме для выходцев из определенной местности. Так образовались в Петрограде Киевское, Житомирское, Белоцерковское и другие «коллективы». В больших и малых городах для престарелых, оставшихся без присмотра стариков создавались богадельни. Была развернута Джойнтом и сеть медицинских учреждений, оборудованная американской медицинской техникой. Этим самым сумели предотвратить массовые эпидемии среди еврейского населения голодающих районов. Джойнту приходилось восстанавливать и строить даже бани для вконец обнищавшего населения.
               При этом Бейзер и Мицель отмечают, что помощь Джойнта делилась на неотложную и «реабилитационную» (восстановительную), предоставляемую для того, чтобы превратить зависящее от помощи население в самостоятельное. «Руководитель российского отделения Джойнта Джозеф Розен, как и его товарищи, верил, что только в
«продуктивизации», то есть в переходе к производительному труду, кроется секрет оздоровления и счастливого будущего еврейского народа». - Отмечают авторы исследования. И они же сообщают, что в 1923 году Джойнт завез на Украину 86 тракторов из Америки, которые участвовали в восстановлении разрушенных войной еврейских сельскохозяйственных колоний на юге Украины, а также нееврейских хозяйств. Впоследствии американские трактора на советской территории были обычным явлением и завозились Джойнтом неоднократно.
             Опыт работы первой тракторной колонны оказался столь успешным, что Розен предложил масштабный план переселения на землю и превращения в крестьян сотен тысяч обнищавших местечковых евреев, многие из которых были к тому же лишены избирательных и части гражданских прав как «эксплуататоры». Превращение в «тружеников» восстановило бы их в правах. В результате с советским правительством был подписан договор о создании
дочерней Джойнту корпорации Агро-Джойнт, которая взяла на себя заботу о приобщении евреев к сельскому хозяйству, в то время как государство в лице специально образованного Комитета по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ) при ВЦИК - безвозмездно предоставляло переселенцам землю в Крыму и на Украине. Общество по землеустройству трудящихся евреев (ОЗЕТ) должно было рекрутировать добровольцев и заниматься агитацией.
          
  Результаты колонизации были впечатляющими. В книге приводятся следующие данные. Более 100 тысяч советских евреев переселились на землю с помощью Агро-Джойнта, образовав сотни сельскохозяйственных поселений. Но «Дальнейшему успеху, - отмечают авторы, - помешали коллективизация поселений, а затем «интернационализация» некоторых колхозов. Усилилась и антирелигиозная борьба, выражавшаяся, в частности, во внедрении свиноводства в еврейские колхозы. В результате молодежь потянулась в большие города на учебу и на стройки первых пятилеток. Число еврейских крестьян пошло на убыль. Те, кто не уехал тогда, не эвакуировался или не был призван в армию…были уничтожены в годы немецкой оккупации. После войны ни один еврейский колхоз не был воссоздан». К этому следует добавить, что в те годы был даже издан специальный плакат под названием «Свинью в еврейские колхозы!» Но, следует заметить, что значительная часть крымских земель, которые тогда были заброшены, а теперь используются в полном объеме, была введена в сельскохозяйственный оборон еврейскими земледельцами. При этом Джойнт работал и среди грузинских, горских и бухарских евреев, которых тогда немало было на Южной Украине. В городах Агро-Джойнт создал массу промышленных предприятий, мастерских, цехов, оборудованных новейшей техникой, где к промышленному труду приобщались тысячи и тысячи еврейских юношей и девушек.
             Те годы были пиком в развитии еврейского образования и просвещения. Вузы, техникумы, школы и курсы на еврейском языке были обычным явлением в городах с компактным проживанием еврейского населения. Даже еврейские отделения во многих ведущих университетах страны получили тогда распространение. И все это с помощью мощнейшей американской благотворительной организации, которая в 1938 году прекратила действовать на территории СССР. К тому времени Джойнт был единственной иностранной организацией, работавшей на территории Союза. Но и против нее начались репрессии. Был арестован, а затем расстрелян замдиректора Агро-Джойнта Самуил Ефимович Любарский - фантастически талантливый ученый в области сельского хозяйства. Большинство ответственных работников Агро-Джойнта репрессировали, расстреляли. А было в аппарате этой организации около 3 тысяч советских граждан, которые и пострадали. Джойнт из СССР изгнали и объявили шпионской организацией.

                                                           Вторая мировая война

              С ее началом европейское еврейство оказалось в смертельной опасности. И Джойнт поспешил ему на помощь. И далее авторы приводят интереснейшие факты и примеры, которые почему-то нигде ранее нашими общинными исследователями не приводились. Уж не знаю, не специально ли это делалось!? Но обратимся к нашим авторам. Они сообщают, что в 1941 году представитель Джойнта в Каунасе Мозес В.Бекельман содействовал отправке беженцев-евреев из Литвы через Владивосток в Японию, в США, а также через Одессу в Палестину. Выезд в Палестину стоил 100 долларов, в Японию - 200 долларов. Джойнт обеспечивал финансовую поддержку. Первыми кандидатами на выезд были группы учащихся ешив и членов молодежных сионистских организаций. В годы войны Джойнт пересылал через Красный Крест в СССР значительную помощь, которая должна была распределяться в местах со значительным еврейским населением. Но к евреям попадала лишь мизерная помощь, направленная из США. На это обратили внимание руководства СССР Михоэлс и Эпштейн - члены ЕАК. Несмотря на огромную помощь, оказанную Джойнтом Советскому Союзу в годы войны, тем не менее, 13 января 1953 года газета «Правда», сообщая об аресте группы высокопоставленных врачей, в основном евреев, которые путем «вредительства» хотели загубить советское руководство, не постеснялась сообщить, что подобные «задания» «врачи-отравители» получали и через «шпионскую, террористическую сионистскую организацию «Джойнт». «Пожалуй, ни до, ни после евреи СССР не ощущали к себе такой острой ненависти со стороны государства и общества. Что касается Джойнта, то, несмотря на официальное объявление «Дела врачей» грубой фабрикацией в апреле того же года, в России до сих пор некоторые верят, что Джойнт - разведывательная организация», - сообщают М.Бейзер и М.Мицель. Но вернемся к Джойнту. Почти 40 лет эта организация поддерживала связь с евреями и оказывала им помощь на территории СССР, используя посредников. Как правило, посылки отправлялись через рассылочные фирмы в Великобритании, Швейцарии, Франции, Скандинавии, а также Израиля. Евреи боялись эти посылки получать, чтобы не быть обвиненными в «связях с западными разведками», в «низкопоклонстве перед иностранцами» и т.п. вещах. Но многие все-таки получали и благодарили тех, кто о них заботился. Об этом свидетельствуют интереснейшие письма и прочие документы, приводимые на страницах исследования.
             В 1989 году Джойнт возвращается в СССР. В Иерусалиме был сформирован Отдел СНГ, который возглавил Ашер Острин. Офисы Джойнта были открыты в крупнейших городах бывшего Союза ССР. Но в отличие от прошлых лет, деятельность организации сосредоточилась на двух главных направлениях - социальная помощь и общинное строительство. Базой оказания помощи стала система благотворительных центров (фондов) - Хеседов, главную роль в организации и финансировании которых играл Джойнт. Всего в 2003 году функционировали более 174 хеседа, 240 тысяч подопечных получали весомую помощь: продуктовые пакеты, одежду и обувь, денежные пособия, медицинское реабилитационное оборудование, медицинское обслуживание и культурные программы. Тысячам стариков в то время спасли жизнь активисты этой организации.
          «Создание и укрепление еврейских общин осуществлялось через организацию общинных центров, которых на сегодняшний день насчитывается 182. Реституция (возврат) синагогиальных зданий, ставшая возможной в постсоветский период, в значительной мере решила проблему постоянных помещений для еврейских общественных организаций. Около 100 синагогиальных зданий было возвращено общинам и отремонтировано зачастую при участии Джойнта», - сообщают авторы книги. Спонсируемая Джойнтом еврейская культура начиналась с московских концертов кантора Малованного, с хора Московской хоральной синагоги, с веселых петербургских пуримшпилей и даже празднования бывшими фронтовиками Дня Победы в Умани. Сегодня и такое событие, как открытие еврейского музея в Одессе или Еврейского общинного дома в Красноярске, никого не удивляет.
           
 Вот далеко не полный перечень того, что мы узнали из этой прекрасной книги о Джойнте, сыгравшем столь колоссальную роль в истории российского еврейства. В эпилоге авторы отмечают, что после Первой мировой войны Правление Джойнта не раз намеревалось распустить комитет как выполнивший свои функции. Однако это не случилось, что говорит, прежде всего, о том, какое трудное столетие пережили евреи. Вместе с тем почтенный почти 95-летний возраст «Джойнта» свидетельствует о постоянной готовности американского еврейства прийти на помощь своим страждущим братьям в любом уголке мира. Джойнт действует по древнему правилу: «Все евреи ответственны друг за друга». Вот на этом и закончим.

                                                                                                                ©В.Люлечник

                            НАЧАЛО                                                                                                                                                                                       ВОЗВРАТ

                                         Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделе "История"