ВОЗВРАТ                                       

   
  
Январь 2012, № 

           Заметки об Искусстве__________          Валерий Койфман     
 

Гравюры, гравюры...                           

   

 

                                                 Гравюры, гравюры. Это интересно!

                                                           Альбрехт Дюрер "Меланхолия"
 

            Что такое рисунок известно каждому. А вот, что такое гравюра знают, пожалуй, не все, хотя они встречаются нам повсеместно. Между тем и рисунок, и гравюра относятся к одному и тому же виду искусства - к графике (греч. «grapho» - пишу, рисую). Действительно, гравюра и рисунок оперирует линией и штрихом. Правда, между ними имеется принципиальное различие.
           Гравер не рисует прямо на бумаге, а наносит изображение сначала на какую-либо твердую поверхность, а уже потом с нее переносит изображение на бумагу.
            Гравюрой (франц.«graver» - вырезать) называют оттиск рисунка на бумаге или другом материале, полученный с пластины, именуемой «печатной доской» или просто «доской». Она может изготавливаться из дерева, металла, камня, полимера и так далее.
             Гравюрой называют также и сам вид графики, включающий способы собственноручного нанесения художником изображения на печатную доску, ее ручной обработки и печатания оттисков.
            В зависимости от материалов и способа обработки различают разные техники гравюры: ксилография, офорт, литография, лавис, линогравюра, акватинта, сухая игла, меццо-тинто и другие.
            Гравюры могут исполняться в сочетании разных техник. Они бывают черно-белые или цветные.
             Главной целью художника, конечно, является оттиск на бумаге, или эстамп.
           Правда, эстампом (фр. «estampe» - оттиск) считается лишь тот оттиск, который изготовлен непосредственно под наблюдением автора и носит не прикладной, иллюстративный, а самостоятельный, как принято говорить, станковый характер.
            Но в чем же смысл гравюры? Почему художник выполняет сложную и трудоемкую работу, изготавливая печатную доску, а не рисует сразу на бумаге?
            Рисунок, акварель, картина по своей природе единичны, уникальны. Главным же качеством гравюры является тиражность, то есть возможность сделать с одной доски много оттисков. Все эти оттиски будут равноценными художественными произведениями.
             На любом из них автор может поставить свою подпись, ведь все они отпечатаны с доски, обработанной его рукой.
            Обычай вешать на стену репродукции основан на дороговизне произведений живописи.
             Однако репродукция - это не искусство. И не только потому, что в ней, как правило, искажается цвет, меняется формат и теряются многие тонкости оригинала.
            Репродукция - не искусство еще и потому, что в ней нет непосредственности подлинника, того неуловимого присутствия автора, которым именно и ценно подлинное художественное произведение.
         Фактически репродукция служит лишь напоминанием или воспоминанием о произведении искусства. В том-то и прелесть эстампов, что в них живет душа художника, чувствуется трепет его руки.
            Возможности гравюры чрезвычайно широки, ее художественный язык богат и разнообразен. Искусство гравюры привлекало к себе многих выдающихся мастеров: А.Дюрера, Рембрандта, П.Брейгеля, Ф.Гойю, А.Ван Дейка, Э.Делакруа, В.Ван Гога, С.Дали и др.
             Целый ряд художников посвятил свое творчество исключительно гравюре. Имена А.Доре, О.Домье, В.Фаворского, А.Остроумовой-Лебедевой, столь же знамениты, как и имена выдающихся живописцев.
             В Европе гравюра появилась относительно недавно - в XV веке. По сравнению, скажем, с фреской и мозаикой, существовавшими тысячелетия, это молодое искусство. Но ни один из видов изобразительного искусства не сумел сразу стать столь распространенным, как гравюры.
              Когда-то они продавались даже на ярмарках и базарах, и простой люд покупал их. Для неграмотных гравюры даже заменяли книги: в картинках раскрывалось содержание занимательных и нравоучительных историй, библейские сюжеты.
             Самая древняя гравюрная техника - это гравюра на дереве или ксилография (греч. «ксилон» - деревянная дощечка). Считается, что в Европе первый оттиск с деревянной доски был сделан в конце XIV века в Германии.
             Процесс создания ксилографии упрощенно выглядит следующим образом. Гравер, работая ножом и долотом, создает на доске выпуклый рисунок, где линии рисунка выступают в виде перегородочек.
              В качестве доски для ксилографии использовали древесину мягких сортов дерева, главным образом грушевого. На выступающие перегородочки валиком накатывают специальную краску, чаще всего типографскую, потом сверху накладывают лист бумаги и проглаживают его косточкой - фальцовкой. Рисунок переходит на бумагу. Гравюра готова.
             Таким же способом до изобретения книгопечатания «печатали» и книги. Каждая страница вырезалась целиком с текстом и иллюстрациями, а потом оттиски склеивали обратными сторонами. Надо отметить, что ксилограф работает только с контрастами черного и белого.
              Старые мастера умели в сплетении линий, контрастах черно-белых пятен передавать самые разнообразные оттенки чувств и переживаний.
              Вспомним хотя бы хрупкие пейзажи А.Альтдорфера, выразительную «Пляску смерти» Г.Гольбейна, мощный «Апокалипсис» А.Дюрера и так далее.
              К XVIII - началу XIX века относится расцвет японской цветной ксилографии. Эти гравюры печатались с нескольких досок - каждая другого цвета.
              Творчество художников Хокусай, Харунобу, Утамаро оказало значительное влияние на европейское искусство.
            
 В наши дни получила распространение линогравюра, то есть гравюра на линолеуме. По технике линогравюра подобна ксилографии, но работать в ней легче.
            Почти одновременно с ксилографией, являющейся методом выпуклой гравюры, появилась резцовая гравюра на металле. Это уже, так называемая углубленная гравюра. Ее родиной считается Италия. Уже не нужно было вынимать большие плоскости дерева и делать очень тонкие перегородочки, обеспечивающие столь же тонкий контур при печати.
               В углубленной гравюре, вырезанные на металле линии, залитые краской, давали при печати рисунок из тонких штрихов. Имитация рисунка получалась более естественной.
              Материалом доски чаще всего служила медь. Истоки резцовой гравюры ведут к ювелирам, которым она служила вначале подсобным средством для сохранения узоров, вензелей, выполненных на ювелирных изделиях, оружии и т.п. В этой технике были созданы, например, «Мастерские гравюры» А.Дюрера.
               Вырезание линий требовало применения большой силы, и художники искали способ избежать длительной и утомительной работы. Таким способом оказался офорт (франц. «eau-forte» - азотная кислота или крепкая водка), появившийся в XVI веке.
              Чаще всего офорты делают на меди или цинке. Металлическую доску покрывают специальным лаком на основе воска и смолянистых веществ. Художник рисует иглой, которая свободно ходит по восковому лаку, обнажая поверхность меди. Рисунок проступает красным на черном фоне лака. Затем доску опускают в ванночку с азотной кислотой, которая разъедает медь, протравливая рисунок.
              Офорт ближе всего к рисунку пером - быстрому, динамичному, точному. Недаром Рембрандт использовал офортные доски и для создания мгновенных уличных или дорожных «зарисовок».
              И все же техники углубленной и выпуклой гравюры должны были отступить перед литографией. Литография (греч. «лито» - камень) была изобретена в конце XVIII века мюнхенцем Алоизом Зенефельдом (1771-1834). Он разработал эту чрезвычайно богатую возможностями технику гравюры, которая почти без изменений употребляется и сейчас.
               Литография относится к плоской печати и основана на взаимном отталкивании жира и воды. Художник наносит рисунок на литографский камень (тип известняка) жирным литографским карандашом или жирной литографской тушью. Эти составы, проникнув в поры камня, плотно пристают к его поверхности. Затем камень увлажняют окисленной водой, жирная поверхность отталкивает воду.
              Когда на обработанный таким образом камень накатывают типографскую краску, то она пристает только в тех местах, где нанесено изображение жирными литографскими составами, так как «пробельные» увлажненные места остаются невосприимчивыми к краске. Далее процесс изготовления оттисков идет, как и для других гравюрных техник.
              
Литография дает возможность делать огромное количество оттисков.
              Со второй половины XIX века литография начала свой триумфальный марш по Европе. Потом появилась цветная литография.
               В Европе первая цветная литография была сделана Э.Мане. Крупнейшим мастером цветной литографии был А.Тулуз-Лотрек. Легкий карандашный стиль, прозрачные штрихи пера, ровные заливки тушью часто сочетались у него на одном листе и давали великолепный эффект.
              Существует множество техник гравюры, достойных упоминания, но главными все-таки являются ксилография, офорт, литография и их разновидности.
              Гравюра является самым массовым, демократичным, а потому и современным видом искусства. Она вносит в нашу жизнь настоящее искусство и дает подлинное эстетическое наслаждение.
                                                                                                                  © В.Койфман 

НАЧАЛО                                                                                                                                                                                            ВОЗВРАТ
                                     Предыдущие публикации и об авторе -  в разделе "Художественная Гостиная"