Басни Крылова как источник вдохновения
и сотворчества
В русской литературе есть три десятка
талантливых поэтов, которых знают почти все и стихи, которых
читают и перечитывают. Но есть всего несколько имен, которых
особенно чтят и строки которых часто цитируют в устной речи. Вы
уже, конечно, догадались: это Александр Пушкин, Иван Крылов,
Сергей Есенин и Владимир Высоцкий. И среди этих выдающихся
художников Слова можно выделить Ивана Андреевича Крылова как
единственного баснописца.
13
февраля 2019 года мы отмечаем 250-летие
со дня рождения Ивана Андреевича. Уверен, что и сегодня никто не
подвергнет сомнению высокую оценку его творчества.
Произведениями
И.А.Крылова восхищались как его современники, так и любители
литературы последующих поколений. Но, видимо, наиболее полную
характеристику его басен дал В.Г.Белинский. По его словам, Крылов «вполне исчерпал в них и
вполне выразил ими целую сторону русского национального духа: в
его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается
русский практический ум, с его кажущеюся неповоротливостью, но и
с острыми зубами, которые больно кусаются, - с его сметливостью,
остротою и добродушно-саркастическою насмешливостью, с его
природною верностью взгляда на предметы и способностью коротко,
ясно и вместе кудряво выражаться. В них вся житейская мудрость,
плод практической опытности, - и своей собственной, и завещанной
отцами из рода в род. И все это выражено в таких
оригинально-русских, непередаваемых ни на какой язык в мире
образах и оборотах; все это представляет
собой такое неисчерпаемое богатство русизмов, составляющих
народную физиономию языка, его оригинальные средства и
самобытное, самородное богатство, - что сам Пушкин не полон без
Крылова в этом отношении. Об естественности, простоте и
разговорной легкости его языка нечего и
говорить. Язык басен Крылова есть прототип языка «Горя от ума»
Грибоедова… Честь, слава и гордость нашей литературы, он имеет
право сказать: «Я знаю Русь, и Русь меня знает».
Мало кого из поэтов так часто перечитывают как
Крылова. Почему? Если ответить на этот вопрос одной фразой,
потому, что его басни - это проявление высшей степени
литературного таланта.
Многие строки из басен Крылова поднялись до
уровня афоризмов (не будем их цитировать -
они всем известны). Эти крылатые выражения вошли в речь каждого
из нас. Они способствуют тому, что мы можем кратко и
выразительно оценить чье-то поведение или
житейскую ситуацию. Басни Крылова заключают в себе мудрые истины,
взятые из жизни. Поэтому они всегда современны.
Сюжеты для своих произведений И.А.Крылов нередко
брал у Эзопа, басни которого звучали в прозе. И старые истории
обретали новую окраску, а вместе с тем и новую жизнь.
Одним из самых популярных образцов творчества
Ивана Андреевича является басня «Ворона и Лисица». Это
стихотворение написано настолько захватывающе, что
поэты-любители из простонародья, используя нередко и острое
словцо, переделывают басню на свой лад зачастую применительно к
сегодняшнему дню. Сюжет Крылов взял из басни Эзопа «Ворон и
Лисица». Вот эзоповский текст:
«Ворон унес кусок мяса и
уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это
мясо. Стала она перед Вороном и принялась его расхваливать: уж и
велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем
над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще
и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос;
выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А Лисица подбежала,
ухватила мясо и говорит:
«Эх, Ворон, кабы у тебя еще
и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб
царствовать».
Басня уместна против человека неразумного».
Согласитесь, художественная ценность басен
Крылова и Эзопа существенно разнится. Басня Крылова стоит
неизмеримо выше с точки зрения богатства
художественно-изобразительных средств. И как итог
- становится литературным шедевром.
Образно говоря, Иван Андреевич взял подходящий камень и сделал
из него великолепную статую, которой люди восхищаются уже двести
лет.
Можно привести немало примеров из истории
всемирной литературы, когда отдельные талантливые произведения
являлись источником вдохновения для писателей и поэтов при
создании своих текстов.
Для меня источником вдохновения нередко была
басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Однажды я подумал: «А что
если сыр будет не в клюве Вороны, а в пасти Лисицы? Ведь
зачастую человек с «лисьим» характером совершает глупые поступки».
И написал такую басню.
Голодная Ворона
Опушка леса. Дуб. Голодная Ворона.
Внизу бежит Лиса и в пасти держит сыр.
«Мне эта ситуация знакома, -
Ворона думает, - сейчас устроим пир».
- Красавица, я вижу ты с добычей,
Тебе сегодня крупно подфартило,
Устроишь пир горой, но я бы лично
На высшем уровне пирушку закатила.
Такой продукт! И есть в пыли - постыдно.
А насладиться сыром с высоты,
Откуда все, как на ладони, видно
И нет наземной пошлой суеты -
Вот высший шик!
Вот именины духа!
Не сомневайся, лезь сюда ко мне.
Лиса сначала слушала вполуха,
Воронью мысль не уловив вполне.
Но семя брошено - и появились всходы.
Лиса решила: «Что я, птицы хуже?
Конечно, нет! Ведь высшей я породы.
Да, наверху себе устрою ужин».
И, разбежавшись, прыгнула Лиса.
И не на ветку. Прямо в небеса.
Но мерзкое земное притяженье
Не поддержало лисьего решенья.
Кружилась от паденья голова.
Сыр выпал - с ним была Ворона такова.
И хитрость, к большему стремясь,
Ударить может мордой в грязь.
На этом мое «увлечение»
сыром, Вороной и Лисой не закончилось. И на свет появилась и
такая басня.
Старая история
Сюжет известен всем: Лиса, Ворона, сыр,
Но диалог другой - ведь изменился мир.
- Когда б читала ты творения Крылова,
То хоть одно произнесла бы слово.
«Жди, - думает Ворона, - я не дура…»
- Но у Ворон столь низкая культура,
Что ты и букв знакомых не найдешь.
Куда тебе читать!
- Какая ложь!
И не стерпев последней лисьей фразы,
От возмущенья потерявши разум,
Ворона каркнула, лишив себя обеда…
Без выдержки не может быть победы.
Жизненные ситуации, которые приходилось наблюдать,
вновь и вновь возвращали меня к знаменитой басне Крылова и
порождали новую «порцию» вдохновения. Так были написаны еще две
басни с обсуждаемыми персонажами.
Плата за лесть
Лиса. Ворона. Сыр. И сырный аромат,
Которым дуб с Вороною как облаком объят.
Лиса от сыра млеет
И льстит Вороне, аж язык потеет.
Ворона ж, стиснув клюв, молчит себе и ждет,
Что рыжая еще изобретет.
Лисица - ас в словесных пируэтах
-
Давно оставив сзади всех поэтов,
Плетет рулады, не жалея силы.
Слова Лисы Вороне гладят уши:
Какое счастье вновь и вновь их слушать.
И море лести птицу подкосило.
И знала ведь, что сыр - похвал причина,
Его добившись, скроется Лиса,
Но каркнула от счастья дурачина,
На суть вещей закрыв на миг глаза.
Что тут поделать - так устроен мир,
Нет даже слова правды в райском пенье,
Но все же мы льстецам кидаем сыр
В награду за блаженные мгновенья.
Бесплатный сыр
Мышь как-то утром рыскала в лесу,
Чтоб к завтраку найти себе съестного.
Вдруг видит сыр, Ворону и Лису -
Совсем как в басне дедушки Крылова.
Ворона держит сыр. Лиса слюной исходит,
С куска заветного горящих глаз не сводит
И пудрит хитрой речью птице мозг.
Ворона слушает и тает, словно воск.
В конце концов глупышка клюв раскрыла
И потеряла бдительность и сыр.
Мышь этот сыр, естественно, схватила,
Подумав радостно: «Устрою нынче пир».
Лиса с Вороной - старые плутовки
-
Вновь получили завтрак в мышеловке.
«Образ» сыра не давал мне покоя и после
реставрации капитализма в России. Я все размышлял, что и как бы
Иван Андреевич, окажись на моем месте,
написал, если взял бы на «вооружение» Ворону, Лисицу и сыр? И у
меня получилось вот что.
Лиса и сыр
Лисица как-то раз, учуяв запах сыра,
По старой памяти немедленно решила:
Опять Вороне Бог послал презент.
Какая все-таки удачливая птица!
И я благословляю сей момент,
Ведь Бог велел, как помнится, делиться.
Горя надеждой, понеслась Лиса
Туда, откуда сырный аромат
Все продолжал заманчиво струиться.
Вдруг видит: на поляне елок ряд.
И сыр на каждой в фирменных пакетах.
Под ними россыпь красочных буклетов
И надпись на плакате: распродажа.
Лиса дар речи потеряла даже.
Зато Ворону просто понесло.
Она хвалила сыр и так и этак,
В запале шустро прыгала меж веток,
Лисицу захлестнув потоком слов.
Ворона каркала, шептала, даже пела.
В конце концов Лисица ошалела,
И в результате весь скупила сыр.
Два дня к себе в нору его носила
И всех своих знакомых пригласила
На уик-энд пожаловать на пир.
С тех пор Лисица к сыру охладела.
И все твердит: вот бизнес
- это дело.
Как это ни парадоксально выглядит, но Иван
Андреевич подтолкнул меня к написанию и такой басни.
Корона и Сир
Короне как-то Бог
Послал такого Сира,
Который лишь и мог,
Что говорить красиво.
В делах же Сир был слаб.
Корону водрузя
И скотчем укрепив, чтоб не сползла до плеч,
Кого хваля, кому грозя
Сир закатил пред подданными речь.
И Сиру зал
Рукоплескал.
И в каждом слове мудрость видел.
Корону этот пыл обидел.
«Да что он стоит без меня? -
Она воскликнула в запале. -
И почему сидящих в зале
Носитель мой очаровал?
Возьму я и уйду к другому!»
В ту ночь она ушла из дому.
И где-то бродит до сих пор.
А Сир народом сброшен с трона.
Кому он нужен без короны?
Вы будете смеяться, но вот такой неизгладимый
след на всю жизнь оставила в моей душе басня Крылова «Ворона и
Лисица». И, думаю, не я один попал под
влияние классика.
© В.Румянцев
Предыдущие публикации и об авторе - в РГ №4 (1,2) 2017, №12, №10, №6 2016г.