ВОЗВРАТ                                         

   
    
Май 2006, №5         
   
Художественная Гостиная____________  
  Семен Сандомирский  
 
Искусство прочтения живописи       
В з г л я д                          
                         

Hieronymus van Aeken, Bosch
Около 1450-1516

       
Имя каждого выдающегося художника общественное сознание немедленно связывает с какой-то его общеизвестной картиной или некой обобщенной характеристикой. С Босхом связано выражение таинственности: «Мир Босха так и остается неразрешенной загадкой». Попытаемся ее разгадать.
        Под картинами он подписывался Jeronimus Bosch, а его настоящее имя - Йероен ван Акен, по-видимому, его предки были из Ахена. Псевдоним «Bosch» образован от названия города у бельгийской границы Хертогенбос, в то время одного из 4 крупнейших центров герцогства Брабант. Там Иероним, вероятно, родился около 1450г. и прожил, никуда не выезжая, всю жизнь. Город славился как торговый центр и производством органов и колоколов. Интеллигенция города объединялась главным образом Братством Богоматери и двумя школами Братьев Общей Жизни, выступавших против ереси и развращенности духовенства.
        О внешности художника можно судить по смотрящему на нас лицу у основания креста в «Восхождении на Голгофу» и голове в центре правой створки «Сада наслаждений». По портрету пером в «Аррасском сборнике» можно судить о его внешности в преклонном возрасте: лицо с живыми глазами изборожденное морщинами.
        Босх рос в семье потомственных художников. Его дед по отцу Ян Ван Акен, умерший в 1454г., расписывал религиозные принадлежности Братства Богоматери. Полагают, что он автор «Распятия» величественного собора Святого Иоанна. Из 5 сыновей Яна 3, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер в 1478г.), стали художниками. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Предполагается, что годы ученичества Иероним провел в мастерской отца или одного из дядей. Нельзя исключить влияние близко расположенных в южном Брабанте художественных школ Кампена, ван Эйка, ван дер Вейдена.
       Между 1478 и 1481г.г. Иероним женился на Алейт Гойартс ван дер Меервенне - девушке из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Точные факты из жизни художника известны только из книг счетов Братства Богоматери, с которым связана его жизнь и жизнь семьи Акенов. Светские братства были центрами религиозной и общественной жизни города. Братство Богоматери было основано группой светских и духовных лиц в 1318г. Они поклонялись чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна. Согласно документам Братства Богоматери «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в братство в 1486г., а годом позже стал его «почетным членом». В книге счетов за 1480г. зафиксирована покупка им двух створок старого алтаря, незавершенного его отцом. Символом Братства был белый лебедь, и его члены называли себя «братьями лебедя». Братья ежегодно собирались на пиршество, где основным блюдом была эта птица или гусь. Председателем на нем в 1498г. был Босх. Последнее упоминание о Босхе относится к 9 августу 1516г., когда в капелле Богоматери церкви Святого Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника».
       Босх творил в эпоху, когда символы являлись важными компонентами изобразительных средств. Картины, выставляемые на всеобщее обозрение - в основном в церквях,  - служили как бы воззваниями, предназначенными и доступными для каждого. Наша задача -расшифровать то, что средневековому зрителю было чаще всего совершенно ясно. Хотя исследователи не всегда сходятся во мнении по поводу толкования символики Босха, приведу наиболее возможные значения некоторых символов, встречающиеся в его картинах. Они почерпнуты исследователями из старинных голландских пьес, сказок, стихов, изречений.

      Воронка - обман и невоздержанность, лжедоктор.
      Двустворчатая раковина - неверность.
     Закрытая книга - тщетность знания в столкновении с людской глупостью. Просто незнание.
      Клубника - распутство, наслаждения, преходящие радости.
      Ключи - знание.
      Конькобежец - безрассудство.
      Крыса - ложь против церкви, непристойность, эротика.
      Летающие чудовища - посланцы дьявола, галлюцинации отравившихся спорыньей.
      Лютня и арфа - инструменты, служащие восхвалению Бога и завоеванию любви.
      Ножи - наказание, зло.
      Пламя - адский огонь, отравление спорыньей.
      Рыба - лжепророки, распутство, похоть.
      Свинья - лжесвященник, обжора.
     Сова - великая ученость, мудрость; демоническое значение, ведьмина птица, символ тьмы, опустошения, несчастья.
      Сухая ветка и шарик - разгульное веселье.
      Тюльпан - обман.
      Уши - сплетня. Висячие уши - глупость.
      Фрукты - плотские наслаждения.
      Черные птицы - неверие, смерть.
      Яйцо - размножение, алхимия.

      Сначала рассмотрим картины, которые не представляют сложности. Поскольку на Босха наброшена пелена таинственности, проявим осторожность. Впоследствии выяснится, что таинственности у него не больше, чем у любого другого хорошего художника. Постараемся проследить эволюцию взглядов и средств живописи Босха. Трудность в том, что картины Босха не датированы.
       В качестве полемического материала использована книга итальянского автора Доната Баттилотти «Босх» (Москва, Белый город, 2000).
      
НАЧАЛО                                                           
ПРОДОЛЖЕНИЕ                                                                     ВОЗВРАТ