|
|
РИФМА
|
|
Для начала
проиллюстрирую вот такой таблицей то, какие разнообразные типы рифмы
возможны в поэзии на русском языке (они уже все опробованы поэтами). Это
фото страничного разворота из моей книги "Современная рифма, ее теория и
предыстория".
Рифма может быть не
только привычная со времен Пушкина - заударная, но и предударная,
которая отражает ее, как в зеркале.
Заударная рифма - лишь
один из возможных в русской поэзии типов рифмы. Среди путей эволюции
русской рифмы сегодня можно выделить не только изменения точности/неточности,
грамматизации/деграмматизации и т. п., но и путь от заударной рифмы к
предударной. Это означает еще один аспект рифменной эволюции, возникший
лишь в XX в. Такого извива история русской рифмы XVII - XIX вв. еще не
знала. Возникновение предударной рифмы со всей определенностью ставит
вопрос о применимости к ней старых классификаций. Последние создавались
в эпоху, знавшую лишь заударную и предударно-заударную рифму. В
предударной же рифме правые части компонентов в предельных случаях
вообще не затронуты созвучием и их слоговой объем(равносложность/неравносложность
и т. п.) никак не влияет на рифму как таковую. В предударных созвучиях
обнаруживаются нерифмованные дактилические окончания (Вознесенский -
ДУмая/сДУнули, ЛИповым/веЛИкая, ПАРАбола/ПАРАграфы; Сулейменов - ПРОшлое/
ПРОстыни; Евтушенко - ВЫтянув/неВИдимых, РАСЧЕтлива/РАСЧЕсочку, ДЕвочки/ДЕлают,
ВЕшаться/ВЕжливо; Рождественский - МЕдленно/АМЕрика; Минералов -
разМЕТАвшихся/МЕТАфоры, ТРЕнькают/культурТРЕгеры, КОнчится/КОмплексов,
ГРАции/ГРАдусов, и др.), нерифмованные женские (Вознесенский - ЩЕКОю/ЩЕКОтно,
ВЕка/ВЕто, БЕРЛОги/ БРЕЛОка, СПАСИбо/СПАСИте; Сулейменов - НЕбо/НЕту,
ГРУду/ ГРУстный, ДАнью/ДАром; Евтушенко - ПЕЧАтью/ПЕЧАлен, МАКАя/
МАККАрти, СТИкса/СТЫдно, МОлит/МОря; Рождественский - СТЕны/СТЕрва,
молЧАнье/ЧАрдаш, СИлы/спаСИбо; Минералов - ПЛОти/ПЛОхо, ПРЯный/ПРАвда,
ГУлки/чуГУнный, КРАсках/КРАпом, ВРЕден/ВРЕмя, и др.), нерифмованные
неравносложные (Вознесенский - РУЛЕм/РУбЛЕвские, ПОр/ПОлых, ГОГЕн/бОГЕма;
Сулейменов - МЕстью/МЕч, СЛОва/ СЛОн, зРЕния/РЕже; Рождественский -
поВИсла/телеВИзоры, Минералов - ВЫТЕКАет/ВЕрТИКАль, НаЧИнен/НоЧИ,
ПРОшлого/ПРОчерк, ОБЫденно/ОБИде, УМА/УМАясь, и др.)...
Предударная рифма может
быть мужской, женской, дактилической, наконец - неравносложной. Однако
если привычная заударная мужская рифма образуется соположением слов с
ударением на последнем слоге, предударная - словами с ударением на
первом слоге (Вознесенский - ПУдры/ПУльта, ГОлос/ГОда, РАно/РАмке, КРИка/КРЫльями;
Ахмадулина - (в) ПАрке/ПАхли, ВЗДОр/ВЗДОх, СМЕх/СМЕрть; Сулейменов -
ШАгом/ ШАпку, КОпья/КОни, СТРУшу/СТРУны; Евтушенко - ЛИвни/ЛИре, ПАнчо/ПАльца;
Минералов - КРОвь/КРОтость, СКУка/СКУпо, МОлим/МОря, БЕды/БЕга, СТАи/СТАрец,
ХОхот/ХОду, РАно/РАза, и др.). И в том и в другом случае рифмованы
ударные слоги компонентов рифмы, занимающие в словах краевую позицию.
Далее, классическая женская рифма образуется словами с ударением на
предпоследнем слоге от конца, женская предударная (ее антипод) - словами
с ударением на втором слоге от начала (Вознесенский - КОЛОтит/КОЛОдцах,
ПОМОчь/ПОМОст; Ахмадулина - ОДНАко/ОНДАтра, РеЗВЯтся/РаЗВЯзно;
Рождественский - ЛЮБОй/ЛЮБОвь; Минералов - РОМАнса/РОМАшки, СПИРАль/СПИРАет,
КоНУрки/КаНЮча, ПоВИсли/ПеВИчка, ВеТРЯк/ВиТРАж, ПЛУТАют/ПЛУТАрха, КОЛЕно/КОЛЛЕга,
ПРОГРЕт/ПРОГРЕсс, и др.; дактилическая новая - с ударением на третьем
слоге от начала, а не от конца (Вознесенский - ПОЛОВЕцки/ПОЛОВЕшкой,
ТОРМОзА/ТОРМОшА; Ахмадулина - ГОРевАл/ГОноРАр, КоЛЕСИт/КЛавЕСИн;
Минералов - ПРОдолЖЕнье/ПрОтеЖЕ, АНТИОха/АНТИлОпы, СаМоРОдной/СуМаРОкова,
ПОЛоНЕз/ПОЛыНьЕ, и др.).
Наблюдение убеждает, таким образом, что предударная рифма повторяет
основные свойства классической - но повторяет по другую сторону ударения
и как бы «навыворот», так как она - диалектическая противоположность, «зеркальное
отражение» заударной рифмы. Тем самым в рассматриваемом эволюционном
изменении русской рифмы обнаруживается все то же развитие в свою
диалектическую противоположность.
Оговоримся, что стиху вообще
свойственны «зеркальные отражения», явления симметрии. Напомним, что
анапест, например, - «зеркальное отражение» дактиля (обратите внимание
на образный смысл, внутреннюю форму его древнегреческого названия).
Амфибрахий же синтетически сочетает их свойства.
|
|
|