ВОЗВРАТ                                       

   
  
 Январь 2010, №1    

       Эзотерика и религия____________
______      

 

 

                                                    ПРЕДИСЛОВИЕ К ГЛАВАМ ИЗ КНИГИ
                                        ИЦХАКА КАГАНОВА "УЧЕНИЕ О СОКРОВЕННОМ"

             С автором провидческих книг нашего времени “Учение о Сокровенном” и “Голосом Рока” - Ицхаком Кагановым - мне пришлось встретиться еще в 1955г. в одном из переполненных лагерей “Озерлага” в Сибири, в Тайшете.
             Подойдя ко мне, незнакомому ему человеку, в многотысячной серой толпе заключенных, он сказал просто и четко: “Вам надо учить язык иврит, он понадобится Вам в будущем”.
             В то время я имел приговор на 25 лет спец.строгих лагерей, и для меня сентенция Ицхака Каганова прозвучала дико. Не прервал я его и из любопытства, и потому, что этот высокий сероглазый человек поражал чем-то необычным и властным.
             После этого заявления И.Каганов сказал мне так категорично, что я должен выслушать ряд его лекций. И две недели я напряженно слушал его поразительные и предельно четкие сообщения по вопросам начал эзотерического познания Вселенной и судеб еврейского народа.
             Каганов не открыл мне в лагерях своей тайны, и лишь впоследствии, когда он в 1976г. прибыл в Израиль, я узнал, что он систематически имел в лагерях откровения из мира мысли, и оттуда ему были продиктованы на изумительном по богатству литературном иврите тексты двух книг: “Учение о Сокровенном” и “Голосом Рока”.
             Но в лагере я видел, как Каганов вставал задолго до рассвета и ходил один за бараком, шепча неведомое мне: это он, как я знаю сегодня, повторял посланные ему строки и строфы, чтобы они сохранились в его человеческой памяти до дня свободы.
            
Ицхак Каганов привез свой бесценный дар народу своему в Израиль, и книги его были изданы в Израиле в 1977г. на иврите. Они еще послужат всему Человечеству на пути продвижения вперед.

           Авраам Шифрин

                                                                                                                            Элима Каганова

                                                      Путь книг Ицхака Каганова

                                                            Из концлагеря в Израиль

            Когда отца арестовали в сентябре 1948 года, я училась в 7-ом классе. Встретилась с ним уже после университета, после 7-летней разлуки, когда, наконец, в августе 1955 года получила разрешение на свидание в лагере, в Вологде.
            От станции до территории лагеря шла лесом пока не увидела впереди вышку и солдата с ружьем на ней, а подойдя, очутилась перед высокой каменной стеной с тремя рядами колючей проволоки вверху...
            Когда улеглось первое волнение встречи, и мы шли через двор к комнате свиданий, папа шепнул вполголоса, что создал в лагере две книги и должен рассказать мне о них. И он начал рассказывать уже в тот первый вечер, уйдя от меня в третьем часу ночи. Так продолжалось все 10 дней.
            К моменту нашей встречи все 480 стихов “Бекол шофар” /“Голосом рока”/ уже хранились у него в голове, и на их повторение - от первого до последнего стиха - уходило три полных дня. Папа читал мне на иврите и переводил...
           В приговоре, который после нескольких мучительных месяцев ожидания был милостиво заменен 25-ю годами каторги, из коих осталось ему отбывать в лагерях ... 22 года... Отец сообщил мне об этом в последний день, между прочим, добавив при том: Не беспокойся. Я не могу тут оставаться ни 22, ни 10, ни даже 3 года. Я должен выйти в этом году!
         
  Он говорил спокойно, уверенно. Я отдавала должное его бодрости и оптимизму, но, когда на другое утро возвращалась лесом к станции, на душе было отчаяние: зачем раскрыли передо мной новый мир, если я возвращаюсь к прежней жизни, которая станет теперь еще невыносимей?!
         
 
А через три месяца пришла телеграмма: “Встречай Ярославском вокзале Освобожден папа”. Это прозвучало чудом и осталось таковым, когда на следующий день отец рассказывал мне подробности своего освобождения. Как и в случае с ивритом, эти прозаические детали не уменьшали, а лишь усиливали ощущения чуда. Но еще больше поразили меня четыре крохотные - размером 6x10 сантиметров - книжечки, легашие у него на ладони.
         
  - Что это?..
         
  - Все 480 стихов "Бекол Шофар".
          
 - Но ты же хранил их в голове?..
           - Я боялся, что на воле не буду иметь этих 3-х дней для повторения. Я понял, что должен выйти с написанным экземпляром.
           История о том, как стихи “Бекол Шофар” перешагнули колючуп проволоку советского концлагеря - одно из тех чудес, которые щедро давались отцу в трудные минуты жизни. Он был испытан во всем, всегда шел навстречу опасностям, боролся до последней минимальной возможности, а когда, казалось уже нет выхода - приходило чудо.
           Можно бы рассказать о полной приключений и опасносте" судьбе этих книжечек на воле, об их подпольной жизни - размноженные в нескольких экземплярах, они были захоронены в саду, в земляном полу сарая, замурованы в стене, спрятаны под досками пола, зашиты в подошвах ботинок отца...; о том, как удалссь отцу установить контакт с секретарем израильского посольства, сообщить о двух книгах для передачи в Эрец Исраэль, назначить встречу; как стало известно об этом КГБ и как, имея лишь 20 минут времени и коробок спичек, в считанные эти минуты были сожжены 8 книжечек - два экземпляра стихов ...С какими опасностями было сопряжено писание и хранение “Торат Хатамир”, и передача обеих рукописей в Израиль. Сколько раз переписывались они, хранились и - уничтожались. Как последним на огненный алтарь был возведен русский экземпляр “Торат Хатампр” /“Учение о Сокровенном”/. Как уже здесь, в центре абсорбции в Ащдоде в праздник Дня Независимости шальная ракета влетела в раскрытое окно комнаты отца, и вспыхнувший пожар грозил поглотить свежеотпечатанные на машинке экземпляры обеих книг... - рассказ занял бы десятки страниц...
            Может рассказать о последнем, самом невероятном чуде - о том, что Министерство абсорбции и Сохнут выделили деньги, необходимые на издание обеих книг?
            
В одном из стихотворений отец писал: “Если ты выведешь меня действовать среди народов Глубоким стариком, - Мне довольно будет одного большого дня, чтобы Разбудить мир силою мага”.
            Но как раз этого дня ему не хватило - он успел лишь подержать в руках сигнальные экземпляры. Когда книги появились на прилавках магазинов - отца уже не было среди живых...
      
                                                                                                                        Ицхак Каганов 

                                           Учение о Сокровенном 
                                         /фрагменты из книги/

           Единичный коллективный человек чувствует и познает мир сначала через свою единичность. Если бы не человеческая единичность, мир не существовал бы для него вообще. Он сам, человек не существовал бы. Отсюда - он сам, он, определенный человек, индивидуальный, конкретный. И нечего называть это эгоистичным и низким качеством.
            Обособленный индивидуум, способный вместить в себе весь мир - одно из самых бытийных чудес. Чем больше человек поднимает и увеличивает свою личную ценность - растет и увеличивается его мировая ценность.
         
 Эгоизм начинается там, где человек унижает свое существование и не находит оснований оценить ценность всего мира.
          
 Из положения и позиции человек-мир проистекает также святость единственного человека, индивидуального, определенного. Тот, кто не дает человеку дышать, вкушать, осязать, наслаждаться цветущим деревом, солнечным светом, мерцанием звездного неба, кто отнимает у него любовь матери и отца, объятие друга, страсть мужчины и женщины, свободу существования, - тот посягает на его душу. Убивающий одну-единственную душу - убивает целый мир, возможно даже самый красивый мир во Вселенной. Единственный в своем роде. И нет ему замены, и выкупа за убийство нет. С его гибелью гибнет также Вселенная. Свят, и еще раз свят - человек!

          
  Полная жизнь человека, жизнь, приносящая ему счастье и радость, поднимающая его сущность ввысь, удерживающая его позицию в возвышенной мировой драме, его сиюминутная и вечная высшая жизнь - должна базироваться на одной-единственной основе - на сокровенной основе, и лишь одну власть должен признавать человек - власть Сокровенного. На нем должна основываться вся система мировой действительности - жизнь человеческого тела и духа, его финансовая и его государственная жизнь, жизнь индивидуума и жизнь общества, жизнь нации и жизнь всего человечества; жизнь мужчины и женщины, стоящих рядом в мировой сокровенной эпопее, сообщающей их жизням дрожь высшего волнения, полного величия и красоты.

         
 Никогда еще никакой режим так, как советский, не властвовал над телом и душой человека с такой неугасающей агрессивностью. Без святости праздников и возвышенности буден, без силы правды и без счастья бытия, без загадки жизни и без тайны смерти. Режим высокомерный и низкий, лицемерный и жестокий, грабящий тело и насмехающийся над духом, проповедующий справедливость и освящающий ложь. Никогда еще не жил человек в образе столь отвратительном и отталкивающем.
          
 Более 3,5 тысячелетий тому назад, т.е. со времени исхода из Египта и явления Синая, израильтянин привязался душой к первому божественному откровению и не расставался с ним никогда. 35 веков он усердствовал в нем и защищал его. 2 тысячи лет он страдал и томился сверх силы и тоски человеческой. В текущем столетии произошли огромные и важные изменения. Мир приблизился к новому божественному откровению. Израиль почувствовал и поднялся вновь на сцену - и на эшафот.
          И нацистская ненависть и ненависть марксистско-ленинская к евреям - корень и источник у них один: ненависть к верующим в союз с Богом, Единым и скрытым, союз, требующий от человека особого существования, особых качеств, особой мозговой ориентации и особых дел. Союз, который отменяет любой другой союз и его власть в мире. Принципиальная разница между ненавистью нацистской, которой не дано было осуществить полностью свой страшный план, и марксистско-ленинской, стремящейся к той же сатанинской цели, в том, что первая была направлена против прошлого божественного откровения, в то время как угрожающие Израилю новые "спасители" мира собираются уничтожить завтрашнее откровение, уничтожить пионеров желанного человеческого избавления.
            История не терпит стоящих в стороне: с Богом или с идолом. О будущем мира и о судьбе человечества идет речь. На крохотном клочке Израильской земли решается судьба не 2,5 миллионов израильтян и даже не судьба всего еврейского народа в мире. То, что ожидает сегодня Израиль, случилось вчера с народами. То, что может произойти с Израилем завтра, не минует послезавтра голов других, больших и малых народов. На древней земле ведется бой за существование человечества в его будущих горизонтах. Идол - он снова подстерегает человечество, и он тот, который видит в возрожденном Израиле своего старого и самого опасного врага, ибо Бог шагает его путями.
             Народы стоят перед выбором. Не о выборе того или иного экономического режима, той или иной государственной системы речь. Бога или Идола должны избрать народы - сегодня, в это время, в этот решающий час навстречу новому предстоящему человеку. Прошлое было достаточно поучительным, чтобы не повторять его ошибок. Бог пришел снова встать рядом с человеком в порядках жизни, и на его новом Слове взойдут и поднимутся действия человека во Вселенной.

       
 Атеистическая тенденция ставит фундаментальное препятствие успешному и углубленному проникновению в природу и сущность материи не только теоретически, но и практически. Современная наука, которая уже понесла огромные потери в исследовании материи, но преуспела в ее чудесном, все возрастающем использовании, никогда не перейдет в подлинное познание материи до тех пор, пока она не пересечет запретную, с точки зрения ее "научности", линию и не ухватится за ключ сокровенности, который откроет новые и практические горизонты, не представляемые доселе. Без этого "прогрессивная" наука заморозится, законсервируется на достигнутом без какого-либо нового решающего восхождения в мире.
              Атеизм и идол - две стороны одной и той же разрушительной медали.

           Учение о Сокровенном открывает перед человеком каналы избавления во всех порядках его жизни в многообразной и многоликой Вселенной: в проникновении в материю и в управлении ею; в познании полной земной сущности человека и в приведении в действие его глубинных жизненных и творческих сил; в позиции индивидуума и в процессах организованного общества, в путях морали и во взаимоотношениях полов, в областях и границах, открытых ему, и во владениях тайных и скрытых от него.
            Учение о Сокровенном переходит в Союз с Сокровенным, в источник, обеспечивающий будущее восхождение человека на земле и в просторах Вселенной и бытия, зовущих и ожидающих его..
           Нация не пропадает и аннулируется в Союзе Сокровенного. Напротив. В нем она приходит к наиболее возвышенной вершине своего развития, в нем она открывает и осуществляет свои наиболее решающие жизненные возможности и творческие свойства, в нем человек занимает свою полноценную позицию в мировой эпопее.

            Пророков нельзя сравнивать ни с какими другими творческими личностями, пусть даже великими из великих. И время, наконец, понять, почему нe появились подобные им ни у какого народа - ни в эпоху, когда его сознание находилось еще в сети наивной бесхитростной религии, ни в эпоху, когда оно начало освобождаться от нее, как это было у греков.
            Все источники творчества вытекали из непосредственного соприкосновения человека с миром или с конкретной действительностью, окружающей его.
             Для творчества пророков этого было недостаточно. Источник их творчества имел иной путь. Мир, как и вся окружающая действительность, предстал перед чувством не в их непосредственном, прямом образе, но в скрытой в них сущности - как воплощение Воли Скрытого Единого. Это требовало возбуждения самых глубоких и скрытых клеток мозга, которые в свою очередь приводили в действие и возвеличивали все силы души. Из такого душевного состояния приходило вновь соприкосновение с действительностью, с миром, то есть - с Единым, господствующим в нем. На этой почве приходил пророческий взрыв и откровение, подобно которым нет во всех областях человеческого творчества.
            Творчество пророков не было ни началом эпохи, ни началом процесса, но созревшим плодом мощного и долгого развития, действовавшего во всем народе. Появление творческих пророков указывало прежде всего на возникновение удивительного духовного инструмента, способного не только к высшей связи с миром, но и к величественному первозданному творчеству, равного которому нет, в котором сам мир пришел к своей высшей вершине.
             Великий мир пришел к своему существованию и к своей форме на протяжении времен и эпох, которые невозможно определить никакими числами. Новый мир, мир пророков, пришел к жизни в период меньше чем в двести лет.
             Мир полный, блестящий, потрясающий, удивляющий, воздействующий и чарующий, который, появившись, сразу сравнялся но силе и великолепию с могучим миром, стоящим своими небесами, своими просторами, своими звездами, своими безднами, своими горизонтами - во всем обилии своей мощной жизни.
            Точно так, как тепло солнца свидетельствует о существовании самого солнца, так свидетельствует пророческое творчество о безусловности и великой истине его скрытого источника. Народ получил в нем новую поддержку системе своих ощущений и своего существования в мире: это были действительно новые небо и земля, на которые можно положиться, когда рушится вся Вселенная...
             Пророческое творчество нельзя понять и оценить ни в каком переводе в мире. Его возвышенное содержание и его словесная форма стоят на одной высоте. Если первое еще можно перевести, то вторая сопротивляется этому всей своей силой. Язык показал здесь свою скрытую мощь, что он представляет собой не только символы и знаки для понятий и предметов, существующих вне его, но что он сам по себе, уже своими звуками представляет самостоятельную мощную ценность, целый мир, не поддающийся переводу.
             Солнце нельзя перевести. Оно действует и воздействует лишь своей материей и своим „языком".
             Морс и его величие нельзя передать даже обилием самых полных и удивительных красок.
              Музыкальное творение не поддается прочувствованию посредством слов - пусть они будут наиболее точными и подробными.
              Точно так нельзя перевести творения пророков. В известной мере это относится и к большинству творений Библии. Питаться ими в такой степени, как ими питались евреи, можно только тем же самым путем - из их первозданного источника.

               Евреи хотели чуда..
              Как раз это обесцененное сокровище требовало в них своего вызволения. И чудо требовало своих новых героев. Требовало - и нашло. Ибо его и их час настал.
               В противовес всем учениям и взглядам нового мира, в противовес всем силам нового мира евреи избрали путь чуда. Избрали, а не принуждены были избрать.
             Путем принуждения и необходимости они делали другое. Путем обычных исторических законов евреи пытались освободиться от своего галута и своего еврейства и раствориться насколько возможно раз и навсегда во всех прогрессивных странах Европы. Путем принуждения и необходимости, путем стремления к существованию они эмигрировали тысячами и десятками тысяч в Америку и создали там новое галутное рассеяние и вместе с тем почву для новой ассимиляции. Путем принуждения и необходимости, путем природы они присоединились в царской России к полчищу ее революционеров и оказались среди главных свершителей русской революции. Путем естественных законов они выдвигали из своей среды и сотни капиталистов и десятки тысяч пролетариев, и Маркса и Ротшильда, и Берне и Лассаля, и Бикенсфильда (Дизраэли), и Гейне и Левитана, и Семена Дубнова и Льва Троцкого. Путем естественного развития они создали мощную идишисткую и знаменитую партию "Бунд".
             Путем чуда еврейский народ пошел по собственному выбору, безо всякой поддержки со стороны какой бы то ни было реальной силы в мире. Ибо в этом сила чуда - действовать вопреки всему и против всего. Его час - час начала (брейшит) и неизведанных вершин.
            Чудо вывело на арену силу, которой не было никакого веса и значения в мировой действительности. Силу алогичную, антиэкзистенциальную, антизакономерную, антиреальную. Силу, которая вызвала вначале лишь насмешки и издевки всего трезвого и логичного мира. Смешно было в век железа и стали, в век электричества и машин, в век империалистических государств и мощных политических партий выступать с силой, которая вся в человеке, в духе и душе, в томлении и мечте. И нисколько в каких-то реальных ценностях, помимо человека, вне его и его воли. Но лишь около 50 лет потребовалось, чтобы эта скромная сила поразила мир и поставила его перед действительностью, способной соревноваться с ним на всех решающих фронтах.
             В последнее десятилетие 19 века нашло себе место явление, которое вышло за рамки естественных и исторических законов, вместе взятых: поэзия пришла к своему выражению на языке, которым вдохновение (шехина) не говорило уже 2500 лет и на котором человек не разговаривал уже около 2000 лет.
         
Удивительное столетие знало многих гигантов поэзии, выразивших глубины человеческой сущности: Шиллер, Гете, Гейне, Гильдерлин, Шелли, Байрон, Пушкин, Лермонтов, Мицкевич, Шевченко, Гюго, Бодлер. Уитмен... Но ни от кого природа не требовала того, чего она потребовала от Бялика - возродить язык пророков и выразить в нем душу, которая не успокаивалась тысячелетиями. Ко всем поэтам поэзия приходила естественным путем - их язык был языком их народа, на котором говорили миллионы, он был языком матери, языком колыбели и труда, языком жизни и судьбинных поединков народа - он был языком поэта, как его кровь, его жилы. Все это не было уделом Бялика. Его задача была более трудной, чем задача пророков. И с ними вдохновение говорило языком, жившим в их устах и в устах всего народа. Его задача была более трудной, чем задача поэтов испанского периода. Народ еще не успел полностью превратить какой-либо галутный язык, которым он пользовался в жизни, в свой язык, и когда пришли петь Габироль, Галеви и другие, они пели на языке, который был еще языком их духа и духа народа.
             Ко времени Бялика условия кардинально изменились. Народ создал свой новый язык, который в действительности бьл языком его матери, на котором он говорил, действовал и страдал, который сопровождал его печали и орошал его радости. Язык, который уже развивался около 700 лет, который впитал в себя судьбу народа и отразил в своих звуках его душу и характер.
           Когда в подобной исторической ситуации 600 лет перед тем оказался один из величайших поэтов мира - Данте - он предпочел живший в устах народа итальянский латинскому, который властвовал в литературе, и тем самым заложил основы нового литературного языка. И у славянских народов, когда они подошли к периоду литературного творчества, их поэты обратились к разговорному языку и ни один из них не нашел свою душу в старославянском, хотя через его звуки пришло к ним их христианство и в нем кристаллизовался на протяжении веков их дух, их этика и их особый характер. До сегодняшнего дня велико разделение среди индусов о праве первенства множества разговорных языков, имеющих хождение среди них, но священный санскрит, в котором все прошлое и все духовные ценности индусов, не решает в споре. Жизнь и творческие пути захватывает молодой бенгальский и его соперники - санскриту нет возрождения.
             И у евреев история не вела себя иначе. Такие гиганты, как Мендель Мойше Сфорим, Ш.-Алейхем, Перец откликаются на живой язык народа и закрывают в себе все каналы брожения, которые вызывал в них древний святой язык.
              И на фоне этой общей действительности - Бялик. Тайна Бялика. Чудо Бялика.
             И не в человеке само чудо. Не в том, что один человек в век утилитаризма, в век пользы и корысти уступает материальное обилие, предстоявшее ему, если бы его литературное творчество отвечало требованию большинства. Не в том, что большой поэт закрыл себе путь к славе и почету из-за того, что язык его поэзии стал языком десятков и сотен вместо того, чтобы быть языком, которым пользовались миллионы. Не в том, что лирический чародей первой величины закрыл и преградил влечение к нему женщины, наиболее чуткой к словам сердца и души, и остался без окрыляющего почитания, которое всегда было уделом всех чудесников песни.
             Чудо в ней, в самой поэзии. Что она нашла свою живую душу в языке, который ушел из мира, в словах и выражениях, которые увяли и засохли в свитках и книгах, далеких от действительности, как далек век потопа от века пара и электричества. В этом чудо.
             Что самая живая поэзия, самая душевная и бурлящая нашла грому к мертвому телу. Чудо в том, что она могла дышать в нем, окаменевшем и застывшем, что могла поднять в нем, заставила забиться волны подлинной жизни и кричащих глубин. В мертвом теле. Застывшем и окаменевшем. И тело встало к жизни.
             И во всей силе встает вопрос - в ком, таким образом, была заключена удивительная, возрождающая сила - в живой поэзии или в мертвом языке?
             Загадка Бялика вернула слову его святость, его божественность, его первичность. Как раз в век низвержения всех корон.
             Язык явился не из необходимости связи и общения между людьми и, если даже он явился из толчка полезности только, - он родился ради таких высоких скрытых целей, которых узкая действительность не объемлет.
             Ибо какая практическая надобность была во времена Бялика в языке Авраама, Ицхака, Иакова и Моисея бен Амрама? Ни самому Бялику, ни его считанным читателям не было никакой практической надобности. И пусть свидетельствуют об этом не только одаренные писатели и поэты, которые писали на языке идиш, но также те евреи-художники, которые обрели имя в литературах Европы и Америки, от Г.Гейне и до Э.Багрицкого и Ю.Тувима.
            Явление, имя которому - Бялик, могло определить собой личный кризис одинокого великана, который уходит с закатом его мира.
             Поэзия Бялика - не агония, а сила вечная, сила молодости. Где источник этой силы?
             Тайна Бялика подтверждает всю реальность еврейского бытия - оно существовало, это бытие, и законы его - мощные! В конце 19 века, в самую пору мощного технического прогресса, язык раскрывает тайну своего существования и вместе с тем тайну своего первичного рождения, которая улетучилась из памяти человека, точно так, как ушла от него тайна его прихода в мир. Это чудо сделал иврит - возможно, самый молодой из древних языков, а возможно, самый древний из них.
              У языка много звуков, в которых отразились предметы, находящиеся вне человека, его физические действия, трудовые движения. Со временем в язык пришли глубины души и самые глубокие отзвуки (эхо) мира. Хотя у языка осталась навсегда практическая, потребительская роль, подлинная, тайная сила его - в мощной необходимости душевного выражения. Язык, который не достиг этой ступени, недолговечен. Иврит подтверждает это решающим образом. Безусловно, он дал выражение семейным связям потомков Авраама, в нем раскрылось племенное брожение детей Иакова, он скрепил в единный массив народ Израиля, им пользовались массы скотоводов, земледельцев, судьи, цари, священники, пророки. Но главное его свойство в том, что он дал выражение душевному брожению с момента, когда человек впервые вознес свои глаза к небу. Язык говорил в человеке и из человека. Он остался языком его души и его духа.
              Поэтому, когда ушла надобность в нем, как в практическом языке жизни - осталась надобность в языке души. Более того. По мере того, как практическое его значение уменьшалось, увеличивалась его власть в душе. Через язык человек нашел себя впервые в мире и через него он вышел из-под его власти - в мир, который весь принадлежит человеку, в мир, который весь - душа. Иврит удостоился этих двух изначальных рождений. С Бяликом он приблизился к третьему своему рождению.
              Ошиблись те, которые считали его последние 2000 лет мертвым языком. Он никогда не умирал. Он удалился из мира действительности, подверженной поражению, и поселился в мире, в котором смерть не властна. Поэтому он сохранился в галуте, который сам вышел в нем к новому существованию в мире. Иврит задержал немного свое дыхание и через это вобрал в себя дыхание веков. С Бяликом это задержанное дыхание вырвалось из мехов новых легких и открыло эпоху величия, еще не нашедшего выражения в человеческом языке.
             Пораженный страшным сиротством, певец самого уничтожающего одиночества в мире, Бялик не остался одиноким среди пустынной земли. Как изобличения древних пророков прозвучали его проклятия, и крик стона отозвался ударом множества голосов целого народа.

              Бялик, Герцль, Эйнштейн жили в евреях еще до своего появления в мире. Появившись, они сделались сразу их наиболее верными пульсами и барометрами. Всё остальное в евреях - второстепенное, одолженное, чужое, преходящее, временное. Лишь в видениях Бялика, Герцля, Эйнштейна евреи узнали таинственный голос, зовущий их, и ответили ему всеми своими глубинами и всей своей скрытой силой. Открылась самая удивительная глава в истории человечесвта, ибо это была его (человека) история.
              Бялик, Герцль, Эйнштейн - результат особого процесса, который так удивил известного русского социолога. Но этот процесс вел не к удивительным единицам - он закончился чудом целого народа, зовущего к новому человечеству.

                                                                                                                         ©Э.Каганова
НАЧАЛО                                                                                                                                                                                           ВОЗВРАТ
        
        Дополнительные материалы см. в разделе  "Эзотерика. Теософия. Наука. Парапсихология"