ВОЗВРАТ

Декабрь 2001, №1  
 

                     В Мастерской Слова

                                        Поэты о творчестве

 

 

Сергей Есенин

1895-1925

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О Сергее Есенине:

   Речь наша тот песок, в котором затерялась маленькая жемчужина - "отворись". Мы бьемся как рыбы в воде, стараясь укусить упавший на поверхность льда месяц, но просасываем этот лед и видим, что на нем ничего нет, а то желтое, что казалось так близко, взметнулось еще выше... Истинный художник не отобразитель и не проповедник каких-либо определенных в нас чувств, он есть тот ловец, о котором так хорошо сказал Клюев:

    В затоках тишины созвучьям ставит сеть.

                                                             * * *

    Суть не в фокусе изображения предметов, не в жесте слов, а в том самом уловлении, в котором если видешь ночью во сне кисель, то утром встаешь с мокрыми сладкими губами от сока...

    Но есть горбатые слова, у которых перебит позвоночник. Они тоже имеют потуги, дюжатся снести такое самое яйцо..., но достижения их ограничиваются только скорлупой.

    ... Все это только фокус того самого плоского изображения, в котором душа как ни тянулась из чешуи, она все равно прицеплена к ней, как крючком, оттого, что горбата.

    В мире важен беззначный язык... Слово прорывающее под покрышку нашего разума беззначно. Оно не вписывается в строку, не опускается под тире, оно невидимо присутствует. Уму, не сгибающему себя в дугу, надо учиться понимать это присутствие, ибо ворота в его рай узки, как игольное ухо, только совершенные могут легко пройти в них.

                                                              * * *

    Человеческая душа слишком сложна, чтоб заковать ее в определенный круг звуков какой-нибудь одной жизненной мелодии или сонаты.

                                                              * * *

    ...Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. только свободный художник может принести свободное слово.

 

    Стихи свои он любил читать лишь тем, кто их "умеет понимать". Эту способность понимать его стихи он узнавал по тому, умеют ли его "слушать".

                                                                   Из воспоминаний С.Виноградской

    Встречаю Есенина в Столешниковом переулке:

    - Вечно ты шатаешься, Сергей! Когда же ты пишешь?

    - Всегда.

          Цитирую:

                        Осужден я на каторге чувств...

                        Вертеть жернова поэм, -

заканчивает Есенин, цитируя себя.

                                                                    Из воспоминаний И.Грузинова

НАЧАЛО                                                                                                           ВОЗВРАТ