В праздничном лабиринте
непраздных мыслей
Вот он и пришел
НОВЫЙ ГОД в бравурности поздравлений и взрывах петард. Как-то
довелось застать новый год в Китае. По шуму и количеству мусора
мы им не
уступаем. Тогда я впервые услышал музыкальные петарды.
Прежде чем раздастся взрыв, вы имеете возможность услышать
музыку прямо с неба.
Прощаясь с 2010 и нулевыми, храню надежду на будущее. А
вдруг, в наступившем Новом году удастся не наступить на грабли «басманного
суда» над Ходорковским и Лебедевым. Как головы на колах,
обречены они по замыслу властителей пугать оппозицию и бизнес,
наглядно демонстрируя «кто в доме хозяин».
Надеюсь, что в стране хватит
здравого смысла не топтаться на граблях с названием «национальная
нетерпимость и ксенофобия». Жалею, что не купил чернокожих и
желтокожих Санта Клаусов во время последней поездки в США. А
откуда европейцы взяли, будто святой Николай был непременно
белый? Он и родился, кстати, в Малой Азии, где проживало
множество народов. Ни в библейские времена, ни во времена ранней
церкви, цвет кожи не имел значения. У нас единая планета Земля,
и было бы здорово делить друг с другом радости и праздники, а не
злобу и войны. Пусть с неба звучит только музыка. Ну, в общем,
отшампанили, отпелись, отвзрывались. Слава Богу, не отубивались.
Прошел
и большой религиозный праздник - Рождество Христово, отмечаемый
во многих странах по григорианскому календарю (новый стиль) - 25
декабря. Согласно российской церковной традиции православные
христиане отмечают этот великий праздник по юлианскому календарю
(старый стиль) - 7 января, как и православные Украины,
Белоруссии, Молдавии, Грузии, Сербии, Черногории, Македонии….
Православные церкви Греции, Румынии, Болгарии перешли к
празднованию по новому стилю, очевидно, стараясь не отделяться
от стран ЕЭС, членами которого они являются.
Так легла
карта, что в этом году я справлял православное Рождество в Литве,
в Вильнюсе, в католической семье моих друзей. Пришли соседи по
дому - православная семья, русский врач, практикующий в Вильнюсе,
литовцы - партнеры по работе и караимка -
художник. Речь велась на польском, мои друзья - поляки по
происхождению, литовском, русском, английском. Порой с трудом
подбирались фразы из разных языков, но сложившаяся мозаика
разговора была уважительна к обычаям и религиозным взглядам друг
друга. Как быстро независимость Литвы от Советского Союза
привела к замене межнациональной неприязни на нормальные
добрососедские чувства? Не знаю, как в «высокой» политике, а в
отношениях простых людей - очень быстро.
Родился
Иисус в Вифлееме от Девы Марии. Детство и юность провел
в Назарете в многодетной семье своего земного отца - плотника
Иосифа, который, не смотря на бедность, происходил из рода царя
Давида. Ходил с двенадцатью учениками по Палестине, неся Новое
Слово. Но это история вопроса. Существует, как всегда, много
версий, порой опровергающих друг друга о рождении, жизни и
деяниях Христа. Важно, на мой непросвещенный
взгляд, нечто большее: Кем является Христос для каждого из нас,
в душе нашей? Лично для меня Иисус - тот, кто отменил рабство на
Земле, сказав впервые за много веков, что все люди равны. Ни
кому даже во сне не придет в голову,
чтобы Иисус или его апостолы могли сказать «вот идет
лицо не еврейской национальности, давайте намнем
ему бока». Для меня безмерная любовь к людям и жертвенность во
имя идеалов уже достаточный аргумент, чтобы чтить Иисуса.
Недавно в
Москве я видел такую картину. По улице шел
пожилой мужчина «не славянской внешности». Шел,
ссутулившись, погруженный в свои мысли.
Внезапно его окружила ватага молодых парней лет по 15-16. Они
вскинули руки и громко заорали ему в уши «Хайль Гитлер». Старик
вздрогнул от неожиданности, и тоже выкинул руку вверх, то ли
испугавшись, то ли по инерции. Компания «шалунов», смеясь ему в
лицо, побежала дальше, пугать другого старика или старуху.
Я
никогда не слышал, чтобы эти «патриоты» выясняли отношения с
бандитами или чиновниками, среди которых тоже есть люди разных
национальностей. Когда «шалунишки» убежали, старик заплакал и
сел в сугроб. Пока я доставал для него таблетки под язык,
которые вынужден носить с собой, он всё пытался оправдаться и
вспоминал погибшего на фронте отца. Разве он должен был
оправдываться?
И
другой случай, как-то по скорбным делам был я в здании районной
прокуратуры. На первом этаже стояли, раскинув ноги и упираясь
руками в стену, пять здоровых молодых парней. По виду одинаковые,
как близнецы. На мой немой вопрос, работник прокуратуры сказал:
«Только что забили насмерть корейца-студента». Я удержался от
глупого вопроса «за что»? Ответ был написан в злых, безразличных
к чужой жизни глазах подонков. После всего вышесказанного мне не
удалось разделить восторг соседки по лестничной площадке, что
для борьбы с приезжими скоро прибудут отряды казаков. Это после
событий на Манежной площади, ей по секрету сообщила другая
соседка.
-
Казаков, каких, - спросил я, - из станицы Кущевская?
- Не
знаю, а что есть разные? - буркнула она, не поняв намека,
и побежала снимать подгоревший блин.
Далее следует
праздник «загадочной русской души» - «Старый новый год», где мы
опять прощаемся со старым и встречаем новый год. Очевидно,
сомневаясь, ушло ли всё плохое от минувшего года при первом
прощанье. А, может быть, наших просьб и пожеланий так много, что
мы не успеваем высказать их с одного захода? В подаренном мне
друзьями американском календаре, я обнаружил вместо этого
праздника другой - праздник последнего дня зимнего отпуска. Вот
чудаки, разве можно праздновать выход на работу?
В
русской поэзии образ Христа возникал не единожды. Это поэма
Александра Блока «Двенадцать» - «В белом венчике из роз / Впереди
- Исус Христос» и одно из любимейших мною «Исус младенец» Сергея
Есенина. Я позволил себе написать стихи. О ком?
О несправедливо обиженных и невинно осужденных,
страдающих за идеалы. О лишенных
крова над головой, об униженных обществом и оскорбленных
властью. Когда-то на Руси чтили убогих и блаженных. Ибо они,
коим нечего терять, несли людям правду. Даже храм на Красной
площади, так и зовется в народе «Храм
Василия Блаженного», заменяя официальное название.
Я писал
так, как чувствовал. А чувств и мыслей своих я не от кого не
скрываю и не прячусь за псевдонимом...
БОГ САВАОФ
Что людям понтифик из Рима, скорбя,
Сказал в обращении «К граду и миру»?
Вы ближних забыли, любя лишь себя
И славу возносите ложным кумирам.
К чему призывал патриарх всей Руси:
Чтоб братья и сестры в молитвах смирились,
От войн и разрухи, Всевышний, спаси,
И чтобы все в вере соборно сплотились.
О чем говорит мусульманам мулла?
Арабские мудрые суры читая, -
На головы чтоб не свалилась хула,
Живи, правоверный, любя и прощая.
А что Далай-лама буддистам твердит?
Забудьте, тибетцы, о злобе и мести.
Как капли воды разбивают гранит,
Так капли добра собирают всех вместе.
Седой Саваоф на людей посмотрел:
Ответьте мне, вы, к мудрым мыслям глухие,
Зачем вам убийство, насилье, расстрел?
Вы в душах своих не настолько плохие.
И люди ему прокричали в ответ:
Мы очень различны и мало похожи!
Друг с другом воюем мы тысячи лет,
За то, что глазами и кожей несхожи.
Седой Саваоф был весьма удивлен,
Отец наш небесный, единый и сущий:
Ведь пальма совсем не похожа на клен -
Различия нашей природе присущи.
И многообразие сочных плодов,
И разнообличие птиц и животных,
Все это бессчетное чудо цветов,
Мир рыб, насекомых и всех земноводных.
Иметь много разных народов и рас,
Различную речь, самобытность, культуру,
Различие кожи, различие глаз,
Рост, вес и любую иную фактуру…
Я, Бог Саваоф создал все на земле
Для счастья на нашей зеленой планете,
Вы все одинаково дороги мне -
Слепые, заблудшие, грешные дети.
НЕ ВЫБИРАЕМ!
Мы Родину не выбираем,
Она всегда одна, как мать.
И между пропастью и раем
Не прекращаем повторять:
Не надо Родиной играть.
Слова, заложенные в гены,
Слова, забитые в мозги -
Они из огненной геенны,
Они из вопля, из тоски…
Нам клетки ржавые узки.
Мы родину не забываем,
Она забыла нас сама:
Окружены гламурным лаем,
Померкли проблески ума,
Когда глаза застлала тьма.
Мы родину не продавали,
Нас оптом продали самих,
Привычно совесть разменяли
На ангажированный стих.
И поздно говорить «прости».
Я родину не осуждаю,
За то, что выбрала меня:
Слепцом, блуждающим по краю,
Жрецом, потухшего огня.
В преддверье гаснущего дня.
КРИК В ПУСТОТУ
Я пуст, как пустыня, в период сухой,
Как миска еды, возвращенная нищим.
Я так не доволен сегодня собой,
Скребу по песку полу стершимся днищем.
И бред сумасшедшего ранней весной,
И крик журавлей потянувшихся к югу,
И шепот подснежников в чаще лесной
Мне все предвещает холодную вьюгу.
Мой сон, растворенный в масштабах страны,
Пронизанный страхом за день наступивший,
Даны приглашенья на пир сатаны,
Нам всем не прощенным и не искупившим.
Театр абсурда, банкет упырей, -
С нас сняли одежды и выдали маски,
Мы сразу закутались в шкуры зверей
И стали плясать каннибальские пляски.
Мой якорь ржавеет в краю дураков,
Мой крик в пустоту для вождей не помеха.
Забыты и слезы, и взмахи платков
В стране без теней, без ответного эха.
ОТСЧЕТ С НУЛЯ
Я начал свой отсчет с зеро, с нуля,
Мне не заснуть, не сочинив ни строчки,
Пусть будет снежным пухом мне земля,
Когда в конце пути поставлю точки.
Хочу я мир покинуть, как буддист,
А может, как седой монах-скиталец,
Могу одежды сбросить, как нудист,
И показать всем двадцать первый палец.
Я гибну в глотке ваших городов,
Я разлагаюсь на пиру погибших,
Не подрываю общества основ,
Хоть тяжело дышать среди отживших.
Смакуйте свой копеечный уют,
Старайтесь обойти все пни и кочки,
Не удивляйтесь, если вас забьют,
Посыпав солью, словно сельди в бочки.
Потом вас станут долго прессовать,
Топтать ногами, чтоб заполнить щели,
Вас с первых классов научили врать
И называть равнинами ущелья.
Разверзлась пропасть, словно зверя пасть,
И спинами вы третесь друг о друга,
Вы суетитесь, чтобы не упасть,
И не сойти с протоптанного круга.
Из бочки с сельдью трудно ускользнуть,
Вы сдавлены и все просветы узки,
Обидно уходить в последний путь,
Как сельдь под шубой, - в качестве
закуски.
© В.Брисов
Фото: https://www.itogi.ru/archive/2001/51/124839.html