ВОЗВРАТ                                         

   
  
Январь 2011, №1   

        Ракурс Истории_____________________                              Вилен Люлечник    

  
 Евреи Советской России в 20-ые годы                         
 

 

             Казалось, что с победой революций с антисемитизмом в бывшей империи будет покончено. Действительно, государственный антисемитизм при Временном и Советском правительстве ушел в прошлое. Оно и понятно. И при том, и при другом  правительствах во властных структурах евреев было достаточно много. Даже в несостоявшемся Учредительном Собрании их представительство было довольно многочисленным. И Временное, и Советское правительство сняло все ограничения, связанные с национальной принадлежностью граждан страны. Естественно, в том числе и с евреев. Временное правительство официально отменило черту оседлости, которая практически была ликвидирована с началом Первой мировой войны. Советская власть приняла «Декларацию прав народов России», которая закрепила юридически равноправие всех народов советской страны.
     К сожалению, с евреями получилось не совсем так. Несмотря на то, что государственный антисемитизм был отменен, бытовой в годы гражданской войны и первые послевоенные годы расцвел пышным цветом, хотя первым советским правительством он приравнивался к контрреволюции и за него наказывали довольно строго. К сожалению, в жизни не всегда получается так, как этого бы хотелось. В истории замечено, что антисемитские вспышки возникают, как правило, в моменты социально-политических напряжений. Таких пиков в жизни страны в 20-е годы было немало: гражданская война, болезненный переход к НЭПу, смерть Ленина и пр.
              В сборнике «Неизвестная Россия. Век ХХ», подготовленном Московским городским объединением архивов, приводятся документы Информационного отдела ОГПУ 1920-х г
.г., в которых сообщаются данные о разгуле антисемитизма среди населения страны. Руководство СССР было крайне встревожено подобным явлением. Ведь это бросало тень на политику партии, подрывало ее авторитет среди коммунистов Запада. Поэтому советское правительство вынуждено было принимать меры по борьбе с юдофобией. Авторы сборника отмечают, что во второй половине 20-х годов волна антисемитизма нарастает. «И опять четко прослеживается связь с обострением внутреннего положения в стране. Ещё не окрепшая после разрухи Россия вступала в полосу явно непосильной, форсированной индустриализации и милитаризации. Классическая модель НЭПа стала пробуксовывать… И, как это нередко случалось в истории, начались поиски виновников неудач и провалов, нагнетание атмосферы враждебности… В числе «виновников» бед попали и евреи…», - замечают они. Цитируемые в сборнике материалы рисуют масштабную картину сложившейся в то время в обществе ситуации. Строго говоря, в стране назревали еврейские погромы. Впрочем, давайте обратимся к документам, которые использованы при подготовке статьи.

                                            Слухи о ритуальных убийствах

             Казалось бы, что после прогремевшего на весь мир «дела Бейлиса, подобным слухам и подозрениям, особенно в России, не могло быть и места. И, тем не менее, в конце 20-х годов слухи о ритуальных убийствах вновь стали возникать среди населения. Эти мифы падали на хорошо подготовленную почву. Даже «закаленные» партийцы верили таким слухам, вовлекаясь в орбиту антисемитизма. В одной из сводок ОГПУ за июль 1926 года сообщалось, что в Тульской губернии среди рабочих патронного завода носились слухи, что «арестован еврейский врач Вук, убивавший христианских мальчиков, чтобы получить кровь для еврейских обрядов». У него в доме, в подвале, якобы, «обнаружен труп двухлетнего мальчика, подвешенного за ногу». Эти слухи, подчеркивалось в сводке, поддерживали, кроме, беспартийных, некоторые партийные работники. В другой сводке, за октябрь этого же года, приводился в качестве примера случай, когда несколько десятков крестьян из деревни Лындинов (Белоруссия) во главе с деревенским исполнителем Ковалевым пришли в имение Зачерня и стали требовать от проживавших там евреев возврата девочки, якобы пропавшей у них некоторое время назад. Пришедшие даже пытались провести обыск у евреев. Естественно, что ни врача Вука, ни пропавшей девочки в природе не существовало. Однако слухи продолжали циркулировать. ОГПУ сообщало, что «в Дубоссарах всплыла на поверхность старая легенда об употреблении евреями христианской крови на выпечку мацы. Слухи эти распространяются в ближайших селах, крестьяне говорили об этом как о факте, а некоторые даже уверяли, что в Дубоссарах поймали еврея над женщиной, которая была исколота. Один из распространявших слухи - бывший председатель КНС… (Комитет незаможных селян - В.Л.) утверждал, что арестовано, мол, 30 евреев, но начальник раймилиции Бродский освободил их и т.д. «В распространении таких слухов принимали участие и некоторые коммунисты. В упомянутой выше Тульской губернии, в июле 1926 года в г.Белеве у рабочего, члена ВКП(б) Трифонова пропал трехлетний ребенок. На следующий день труп был обнаружен в уборной того же дома. Медицинская экспертиза установила, что никаких повреждений не было. Произошел несчастный случай. В этом доме проживало несколько еврейских семей, в частности, Плугаевский и Шварцберг. «Коммунист Трифонов распустил слух, - сообщало ОГПУ, - что его ребенка якобы задушили евреи с целью извлечения крови для мацы. (А месяц-то был июль!!! Пасха давно прошла - В.Л.). Этот слух принял стихийный характер. Со стороны отдельных личностей были выпады к погрому… Даже со стороны отдельных партийцев отмечалось резкое настроение к евреям. Кандидат ВКП(б) Пьянцев, встретив еврея Лут, обратился к нему со следующими словами: «Что, попили крови из мальчика» и потом добавил: «А дело Бейлиса помнишь?». Для того чтобы ещё более разжечь ненависть к евреям, Трифонов (коммунист - В.Л.) подготовил крестьянина… Дудкина Ивана показать, что он видел, как евреи несли мальчика в уборную после убийства. Последний согласился. После же отказался. В присутствии Трифонова… и Шварцберга Дудкин сказал: «Я свидетелем не хочу быть, ибо за такие вещи в тюрьму сажают» (ГАРФ. Ф.374, опись 27, дело 1096, лл.72-75).

                                                            Угроза погромов

           В сводках ОГПУ подчеркивалось, что особенно сильными были антисемитские настроения среди рабочих. И это наблюдалось во многих, если не в большинстве западных регионов страны. Московская, Тульская губернии, Белоруссия, Украина и ряд других районов характеризовались ОГПУ, как пораженные ядом антисемитизма. И в чем только не обвиняли евреев: и в стремлении учиться, и в желании заниматься земледельческим трудом, и в попытках захватить власть в стране Советов. В октябре ОГПУ сообщало, что на заводе Ленина, в городе Никополь (Криворожский округ), среди рабочих «наблюдается антисемитизм и даже среди партийцев. Так некоторые рабочие и кандидаты партии заявляют, что «жиды вечно живут на нашей шее, их надо выселять в Палестину и пусть там живут и строят свою республику». Подобные же высказывания были зафиксированы в Киеве, Волынской, Черниговской губерниях, на Донбассе, в Одесском округе, Забайкальской и Приморской губерниях. Одним словом, от Москвы до самых до окраин… Повсеместно обнаруживались листовки антисемитского содержания. Начались призывы к организации еврейских погромов. ОГПУ сообщало, что среди рабочих г.Никополя «сильно развит антисемитизм, что в удобный момент они устроят погром евреев». В Черниговской губернии ходили слухи, что «в Москве якобы назревает еврейский погром, так как евреи слишком обнаглели и желают буквально то, что хотят. В Житомире среди рабочих электростанции ОГПУ были зафиксированы следующие разговоры: «Эх, кабы война началась, мы бы сделали чистку по-своему». В городе Нежине 21 августа 1926 года на базаре была расклеена листовка следующего содержания: «Украины, русский (так в тексте - В.Л.) и всё честное национальное советской власти… Будьте готовы ударить со всей силой и ненавистью по продажным жидам и всем жидовствующим… и жестоко расправиться с ними. Трепещи иудово племя, трепещи и знай, что час возмездия близок. Выбирайте жиды одно: или холодную страшную могилу в России, или другую жизнь в Палестине. Крестьянин, готовь могучий кол и вилы. Рабочий, готовь тяжёлый молот и лом». Этот перечень велик. Но были не только голые призывы. Имелись случаи избиения евреев и подготовки погромов. По сообщению ОГПУ 18 сентября 1926 года в житомирском округе группа демобилизованных красноармейцев, напившись на базаре, избила несколько евреев. Другая группа также избила одного еврея «с криками «бей жидов, спасай Россию!», и когда милиционер намеревался арестовать хулиганов, те избили и милиционера. А один из безработных, разъезжая на извозчике в пьяном виде, кричал: «Да здравствует война - бей жидов, спасай Россию!». Далее сообщалось, что в Покровской волости, Орехово-Зуевского уезда распространялись слухи, что скоро будет избиение евреев. В Проскуровском округе, на Украине, ОГПУ зафиксировало «большой антагонизм между еврейским и украинским населением, который усиливается имеющимся антисоветским элементом». Так же сообщается о факте нападения на местную синагогу. В мае 1926 года в трех синагогах были разорваны книги, а затем с 1 на 2 июня «был подожжен киот в синагоге». Наблюдались поджоги еврейских хозяйств. Так 20 мая в деревне Тростянец Саможвальнического района Белоруссии была сожжена часть имущества, скота и урожая, у получившего здесь землю еврея. Пожар длился целый день, «и собравшиеся окружающие крестьяне к тушению его отнеслись в высшей степени безучастно», - сообщалось в сводке. Подозревался умышленный поджог, о чем говорили местные жители. Такое положение было одной из причин, что евреи отказывались переезжать на отведенные им земли «опасаясь общего озлобления крестьян. Отношение крестьянства к этому наделению отрицательное», - указывали органы ОГПУ.
           
 Не оставалась в стороне и интеллигенция. В сводках констатируется факт, что «Наличие антисемитских настроений среди антисоветской интеллигенции за последнее время становится всё более очевидным и захватывает отчасти и те группы антисоветских интеллигентов, которые раньше примыкали к социалистическим партиям». При этом ОГПУ отмечает, что характерной чертой этого антисемитизма является то, «что в быту и в личных отношениях интеллигентский антисемитизм теряет свои острые формы и частично сглаживается…». Особенно заметен антисемитизм среди студентов в вузах. «Студенты евреев сторонятся, и отношение к евреям в большинстве скрыто враждебное. Разговоры о засилье евреев в вузах - любимый конек агитации белогвардейского студенчества. В вузах в последнее время распространяются слухи, что «при ВЦИКе создана особая комиссия по борьбе с еврейским засильем» и что при «ВЦИКе тоже не любят евреев…» Агитация в вузах имеет свои формы - большинство стен исписаны антисемитскими лозунгами, и, кроме того, были попытки распространения листовок…», - сообщало ОГПУ. Далее отмечается, что если учесть и принять во внимание, что в вузах учится 48% студентов-евреев, «то частью становится понятен успех антисемитской агитации среди антисемитского студенчества. Среди наиболее антисемитских групп студенчества (очень немногочисленных) иногда проскальзывает тенденция практической постановки вопроса борьбы с еврейским засильем в вузах путем террора, бойкота и т.д. Тенденции эти в большинстве случаев так и остаются неоформленными, выливались они иногда в форму простого мордобития, когда студента-еврея избивали только за то, что он еврей. В общем, для вуза характерны те же, что и вообще у интеллигенции, постоянные разговоры о еврейском засилье с уклоном местного вузовского масштаба», - подчёркивается в сводке ОГПУ (Неизвестная Россия… с.348).
             
ОГПУ сообщает, что и среди литераторов антисемитизм тоже весьма своеобразен. «Эта группа, - отмечается в сводке, - к пролетарскому строительству относится благожелательно, против еврейского народа тоже ничего не имеет, если он будет держаться в стороне… Другие группы литераторов-профессионалов носят чисто кастовый характер и считают еврейских писателей и журналистов «чуждым элементом». Сообщается и об антисемитизме в театральной среде. ОГПУ констатирует факт, что «Пожалуй, ни в какой другой сфере интеллигенции нельзя встретить того, что на каждом шагу им приходится видеть в театральном мире. Слово «жид» склоняется за кулисами артистами во всех падежах и формах, особенно ярко это вырисовывается в Большом театре, где выражение «жиды у власти», «с удовольствием пойду бить жидов» и т.п. явление настолько обыденное, что подобные выражения не стесняются произносить в присутствии массы… Наряду с этим зафиксировано несколько случаев распространения среди артистов антисемитской литературы, в частности, книги Нилуса «Протоколы сионских мудрецов». Распространение этой книги имело место также в Большом театре» (ГАРФ. Ф.374, оп.27, д.1096, л.65-71).
             
Подобные явления не могли не тревожить государственную власть. Справедливости ради следует отметить, что принимались определенные меры для борьбы со столь явными проявлениями антисемитизма. Так, к примеру, бюро ЦК ВЛКСМ приняло секретную резолюцию «О борьбе с антисемитизмом». Именно по просьбе ЦК Комсомола Информационный отдел ОГПУ подготовил для комсомольского руководства соответствующий материал, фрагменты из которого процитированы выше. Его основу составили сводки донесений негласных осведомителей, местных органов ОГПУ о проявлениях антисемитизма в самых различных общественных слоях: среди партийцев, комсомольцев, крестьян, рабочих, интеллигентов, духовенства. 2 ноября 1926г. Бюро ЦК ВЛКСМ и приняло упомянутую мною резолюцию. Затем документ был разослан всем членам и кандидатам в члены ЦК и Ревизионной комиссии ВЛКСМ. Причем было особо оговорено: «Хранить строго секретно, перепечатка и разглашение воспрещается» (ГАРФ. Ф.371, оп.6, д.1096, л.98). Авторы сборника утверждают, что «можно без всякой натяжки сказать, что такой документальный материал позволяет действительно окунуться в повседневную жизнь, попасть в психологическую атмосферу 20-х годов, лучше разобраться в корнях антисемитизма». С ними трудно не согласиться. Вместе с тем, предлагаемые меры воздействия, как показал опыт, вряд ли могли переломить ситуацию. Судите сами. В числе мер, предлагаемых ЦК Комсомола, были следующие:
            - Ознакомление молодежи с историей борьбы еврейских рабочих масс с царизмом и с положением еврейских рабочих и рабочей молодежи за пределами СССР, а также их борьбой в рядах Коминтерна за мировую революцию.
         - …Местные организации должны обратить серьезное внимание на проведение совместных собраний сельских и местечковых ячеек, на устройство интернациональных вечеров, на проведение общих собраний на родных языках…
         - Необходима борьба с укоренившимися среди несознательной молодежи неправильных взглядов на евреев (как исключительно на нэпманов и спекулянтов), ознакомление молодёжи с тяжелым экономическим положением еврейских трудящихся масс… воспитание в молодежи классового подхода к различным слоям еврейского населения и братской солидарности с еврейскими трудящимися массами… участвующих в общем деле социалистического строительства…»
             С позиции сегодняшнего дня можно утверждать, что результат проведенной работы был весьма незначителен. Холокост на территории Западных районов СССР показал, что определенная часть населения свои взгляды по этому вопросу не изменила. Да и можно ли было изменить психологию этих людей за каких-то 10-12 лет, оставшихся до начала войны. Вряд ли! Вот почему, изучая историю Холокоста, в котором приняла участие и часть местного населения западных районов СССР, причем вполне добровольно, особенно в Прибалтике, следует обратить внимание на события 20-х и середины 30-х годов прошлого века. Изучение документов того времени даст нам возможность ответить на многие вопросы о причинах массового истребления ни в чем не повинных людей. Угрозы в адрес евреев, о которых упоминалось выше, оказались не пустыми словами. Мало того, и нынешнюю ситуацию нельзя понять, без анализа событий, происходивших в те далекие времена. Хорошо, если уроки прошлого будут учтены и люди поймут, что существование еврейского государства есть единственная гарантия безопасности евреев в современном мире.

                                                                                                                ©В.Люлечник

                             НАЧАЛО                                                                                                                                                                                       ВОЗВРАТ

                                        Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделе "История"