|
|
КТО Я? Я ТОТ, КТО ЖИЗНЬ ЖИВУ, КАК ВСЕ
В ПОДЛУНОМ МИРЕ,
РАБ ПОМЫСЛОВ СВОИХ, В МЕЧТАХ ПЕВЕЦ, ИГРАЮЩИЙ НА ЛИРЕ.
Я ТОТ, КТО СТОНЕТ, ПОТЕРЯВ БИЛЕТ НА ПРАВО ЖИТЬ, КАК ХОЧЕТ,
СМЕЯСЬ, НАЙДЯ ДАРЫ НЕБЕС, ЗАБЫВ ТОГО, КТО, НАМ ДАРЫ ПОДНОСИТ.
Вот такие строки, уважаемый Геннадий, я написал,
познакомившись с материалами дискуссионной переписки на тему
"Восток-Запад: Меж двух миров".
Наверное, мне ближе всего слова Сергея Кравченко:
"А пока этого нет, мы - русские, арабы, китайцы, индусы, негры
всех мастей (и наверное и т.д. А.Н.) - будем жить своим законом. Законом
Шариата, Будды, Компартии Северной Кореи, языческими законами наших
предков, оставляющими нам право на жизнь и внутреннюю свободу".
По поводу Америки - не был, и лично не ощутил её прелестей и в
прямом и в переносном смысле этого слова. Могу судить только по
регулярно получаемой информации СМИ и доступной, популярной литературе,
плюс по многолетней, ежедневной (!), подробной переписке со своими
детьми. Но даже при этих условиях не могу согласиться с мнением многих
участников «дискуссии» о чёрствости, "бездушности", повышенной
меркантильности американцев. Подобные определения могли бы высказать
эмигранты и других стран мира. Для меня же лично "госпожа Америка"
в большей степени "трудяга" со своими, мягко говоря, причудами в
социальной ментальности. Но, какое другое общество лишёно причуд, не
менее удивительных и не менее проблематичных???
По поводу духовной вживаемости и адаптации в не родной стране
(среде) - этот процесс сугубо индивидуальный и это общеизвестно. Над
созданием рецептов "духовной вживаемости"
бились и будут биться многие поколения иммигрантов. И, конечно, в этой
"битве" самым важным остаётся
сохранение собственных корней…, при условии, что каждоё новоё поколение
потомков эмигрантов не растворит своё исконно национальное "я".
Я человек, воспитанный на русской культуре - при всей своей
кавказско-персидской генетической наследственности. В моём духовном
формирование, всё русское (славянское) всегда уживалась с культурой
Востока, да и не только Востока, и происходило это без конфликтов и
противоречий в собственном мировоззрение. И я, при всей ЛЮБВИ к России,
к её духовному и культурному прошлому и настоящему, категорически не
могу согласиться со словами Юрия Ивановича Минералова: "В русском языке
и в духовной культуре, на нем основанной, видимо, есть что-то
уникально-притягательное, рационально непостигаемое, но реальное. С
другими языками и культурами это если и бывает, то примеры такого рода
мне в голову как-то не приходят. Приходит, как раз противоположное".
Соглашусь с поклоном уважения к "уникальному
и притягательному", но всё остальное из
приведённой цитаты "смело" и не очень корректно
Уважаемый Юрий Иванович, я "дитя" иранских политэмигрантов,
приехавших в СССР в 1948 году. Знал и знаю эмигрантов и из Европы, и из
Восточной Азии и, поверьте, и они и их потомки любят Родину, ту, которая
у каждого человека бывает только ОДНА, пусть даже для многих не видимая,
но ОДНА.
При всём уважение к Вашей эрудиции, позволю себе задать вопрос, а
на каком языке должны были писать в 50 годах в сталинском СССР, немцы, и
многие прочие, кого вы подразумеваете. В моей семье, говорили только на
русском языке, но не на фарси, не азербайджанском, и не узбекском
языках. Признаюсь искренне, я благодарен и родителям и "государственному
строю", подарившим мне русскую культуру, но не до такой степени, чтобы
растерять собственное культурное наследие.
Не согласен я с вами и по поводу русских, оказавшихся в России в
состояние "духовной апатии",
и по поводу "возникающих в эмиграции очагов
русской культуры". Да, есть "духовная
апатия", но сегодня это явление не только
общероссийское, а более масштабное, если не глобальное. А иммиграция, в
данном случае русская, всегда ЛЕЛЕЯЛА корни собственной культуры, и не
на "очаговом" уровне.
Далее. Существует ли "проблема менталитетов"? Не просто
"конечно
же!", а обязательно "ДА!" И это утверждение не мной
"открытая Америка".
Но тут же возникает вопрос - как одна ментальность, воспринимает другую,
пусть "лакированную", или
"затянутую средневековой паутиной"? На какой
стадии в человеке начинают уживаться терпимость и уважение в восприятии
"чужого"? Естественно, речь не идёт о
"чужом" агрессивном,
бесчеловечном, антигуманном. Наверное, и это тоже общеизвестно, чем выше
духовный потенциал нации, тем больше её сопротивление влиянию
"стороннего". В то же время, терпимость нации к
"стороннему" восходит от
её собственной духовности. Но не приведи Бог, появиться в истории
какому-нибудь национальному радетелю чистоты крови, языка, и традиций -
тут же войны, под лозунгами самоопределения, возрождающегося
самосознания, и целостности. Или шовинизм, возможно скрытый, возможно и
откровенно обнажённый. Но всегда жуткий, и тупо отметающий историю
развития взаимосвязей человечества, забывающий заповеди своих же
пророков, или помнящий из их же высказываний всё то, что призывало к
самосохранению духовности, но … не агрессии! Я не делаю разделения
понятия "шовинизма" по
национальной принадлежности и не градирую его на "больше" или
"меньше", считая это явление в равной степени присущим для
всех наций.
Наверное, и Америка и американцы выжили и стали теми, кем они
сегодня являются и в прошлом и сегодня на мировом пространстве, при всех
своих издержках в истории формирования общества, в социально -
общественной сфере, во внешней политике, и т.д., благодаря исторически
обретённым понятиям терпимости и уважения к носителям разных культур и
национальных менталитетов. Я допускаю, что эти понятия не всегда
распространяются на не-американцев, но кто бы мог назвать страну, где
"чужое" дороже своего.
Геннадий, рассуждение о нашей и не нашей «ментальности», можно
развивать и развивать, поскольку предмет темы «многолик» -
скорее всего, так считают и многие ваши читатели. И скорее всего,
читательское мнение БУДЕТ (или уже ЕСТЬ) самым разнообразным. Но, не
хотелось бы, столкнутся на страницах "Глобуса",
с шовинизмом и самосозерцанием собственных страданий на поле мировой
истории при условии, что идеология "Глобуса"
интернациональна.
От редактора
Безусловно, идеология РУССКОГО ГЛОБУСА интернациональна, на то он и
"глобус". В проблеме, озаглавленной "Америка - Россия", "Восток -
Запад", для рассмотрения был выбран
"русский"
Восток, который, в свою очередь, имеет свои разности с азиатским или
ближневосточным Востоком, возможно, не меньшие, чем с Америкой. Поэтому
"наша" и "не-наша" ментальность - игра слов,
фокусирующаяся чисто на предмете рассмотрения в его видовом смысле,
отнюдь не на противопоставлении или игнорировании чьих-либо
интересов или ценностей.
НАЧАЛО
ВОЗВРАТ
|
|
|