ВОЗВРАТ                                         

   
  
Август 2005, №8   
Мир Ближнего Востока__________________     

                                                                                     Дискуссионный зал

             Юрий Абрамович. «Оранжевая» революция в Израиле? 
        "Русский Глобус" №7, 2005                       

           Комментарии                                 

      

Владимир Гольдин
Израиль, Иерусалим    

13 августа 2005г.

                                                                 О технологии спора

       "Каждый собирает урожай выводов на поле своего опыта".
      Увы, - это не просто афоризм. Это фундаментальный закон наук, в которых опыт не воспроизводим. Политология, социология и даже экономика именно таковы. В этих же областях знаний, увы, применим ещё и "парадокс чрезмерной сложности", который гласит: "Если проблема по сложности превосходит способности даже гения, то каждый дурак может выступать специалистом по этой проблеме".

       Когда я первый раз почти сорок лет тому назад сформулировал эти две находки своему научному руководителю, он меня спросил:
        - Зачем ты об этом пишешь?
        - Чтобы прекратились пустые споры хотя бы в солидных научных журналах.
        - Пустые старания - спорить не перестанут, а тебе на защите припомнят.
       - Но что плохого в том, чтобы все участники прежде всего старались сложить свои поля опытов в единое поле, а уж потом блистать логикой?
       - Я думаю, что это невозможно.
       - Но если к этому не стремиться, то нет и смысла спорить. Результат нулевой.
       - Мудро - так ты и не спорь, ты учи и учись.
       Вот я стараюсь так и поступать, особенно после того, как с радостью выяснил, что именно такую технологию предлагает и еврейская традиция.
       Согласно еврейской традиции самые сложные вещи стоит пытаться объяснить с помощью притчи.
        Притча - это же и есть фрагмент поля опыта.
        И я попытаюсь.
        В 1948 году я, как сын офицера, Советской Армии жил с родителями в Германии. Немецкий я уже знал так же, как средний немецкий мальчишка (мы приехали к отцу в 1945-ом). Ходил везде сам с самого начала, то есть с шестилетнего возраста. Я могу лишь догадываться - почему родители не боялись за меня. Мы много колесили по Германии. Это случилось в городе Глаухау. И у меня там уже были друзья-ровесники немцы.
       Зима мягкая, идём кататься на санках с сестрой (ей тогда было шесть). Спуск к озеру - обрыв, но вдоль него срезали более покатую дорогу. По ней и катание.
       Вдруг подходит ко мне мордатый парень - немец ростом выше и в плечах шире и сталкивает мои санки с обрыва. Ясно - хочет унизить и перед сестрой и перед знакомыми мальчишками. Я оглянулся и понял - я один. Кругом одно надменное любопытство. У меня физиономия характерно еврейская, смуглая и кличка в индейских играх Шварцвольф - чёрный волк. Вот я и кинулся на обидчика как волк. И получил больнейший удар в нос. Не знаю, сумел ли я хоть как-то ударить его, но помню, что вытер кровавые сопли и снова кинулся на него. Получил такой улар в ухо, что на время оглох, но снова кинулся на него.
       И он побежал, побежал так, что и не догнать.
       А я даже не мог торжествовать победу, но пока я стоял, приходя уже не в себя, а сам не зная в кого, мне подобострастно принесли мои покалеченные санки.
       И почему-то у всех, кто стоял рядом, лица были испуганные, а вовсе не надменные.
       Недели через две зашёл я в семью приятеля - Ганса. Его отец-художник мне и говорит.
      - Я всегда считал, что Гитлер задумал вздор. Еврея нельзя победить.
      Ганс подтвердил:
      - Теперь наши мальчишки увидели это своими глазами.

      В 1967 году я работал в "ящике", где делали станции слежения, в том числе за низко летящими целями.
      Самая супер-дупер станция была поставлена Египту и с ней туда прибыли наши инженеры - не евреи, разумеется.
      Возвращаются они недели через две после шестидневной войны и радостно, возбуждёнными голосами рассказывают.
    "Прилетел вертолёт с израильскими коммандос, кстати говорившими по-русски, срезал станцию с бетонного основания, нас в придачу, и в Израиль. А там спецы посмотрели на нашу начинку и, опять же по-русски, изрекли - "Каменный век" и отпустили нас домой".
      Короче - эти русские ребята были в восторге от евреев и Израиля. Уважение даже на меня излилось, хоть я, если и был тут причастен, то как раз к проектированию этого самого "каменного века".
      Я человек общительный и толковал тогда об Израиле и победе Израиля и с русскими, и с украинцам и, даже, с татарами, узбеками, черкесами и осетинами. Все были в восторге, вопреки официальной трепотне об израильской военщине.
      Мораль притчи простая - только победы увеличивают число наших друзей, или, хотя бы не врагов. Отступление - это потеря сторонников. Совершенно независимо, что о нас болтают купленные и подданные СМИ.

Дорогие друзья! А что думаете вы по этому поводу? Приглашаем принять участие в обсуждении темы на страницах Гостевой книги.  Будем рады вашему мнению!          

НАЧАЛО                                      ПРОДОЛЖЕНИЕ                                        НАЗАД                                        ВОЗВРАТ