ВОЗВРАТ                                         

   
  
Март 2006, №3    
 

Иудаизм о душе и бессмертии________                               Арье Каплан    

БЕССМЕРТИЕ И ДУША                     

 

     I

     Встреча с реальным "я"

         Посмотрите на свою руку. Что вы видите?
       Часть вашего тела - кости и сухожилия, покрытые мышцами и кожей. Нервами, кровеносными сосудами, лимфатическими протоками рука связана с прочими частями вашего тела.
         Вы можете сжать пальцы и разжать их. Рука послушна: каждой команде вашего мозга. Она - часть вашего "я". Но что есть "вы"? Что есть реальное "вы"? Что происходит, когда вы приказываете своей руке сжать или разжать кулак? Каким образом ваш мозг заставляет руку подчиняться его командам?
        Теперь укажите на себя пальцем. Естественным жестом взрослого человека будет указать пальцем на грудь. Вы думаете о себе как о теле. Но разве ваше тело - это “вы"?
          Еще не так давно человек считал свое тело неотъемлемой частью самого себя. Вы были вашим телом, и ваше тело было вами. Но научный прогресс изменил наши представления о человеке.
          Пересадка сердца стала почти обычным делом. Сообщения об этом уже не попадают на страницы газет. Человек вполне может жить с сердцем другого человека. Если мы попросим его указать на себя, он тоже укажет на “свое” сердце? Это пересаженное сердце есть часть его самого? Разве сердце, бьющееся в его груди, - это реальное “он”? Или “он”- это нечто другое?
          Специалисты говорят, что уже в недалеком будущем станет возможна пересадка мозга. А это заставит нас полностью пересмотреть концепцию человеческой личности.
          Что будет означать операция по пересадке мозга? Предположим, один человек страдает от какой-либо неизлечимой болезни, поразившей его тело, но мозг его здоров. У другого человека непоправимо поврежден мозг, но тело в полном порядке. И вот мозг из больного тела пересаживают в здоровое.
         Кто теперь этот человек? Теперь у него новый мозг со всеми накопленными в нем воспоминаниями, личными особенностями и привычками. А тело - прежнее, молодое и полное энергии.
         Попросим этого человека указать на себя. На что он укажет? На свое тело? На свой мозг? Реальный "он" - это его тело или его мозг?
         (Аналогичный вопрос рассматривается в Талмуде. Если в открытом поле найден труп и убийца неизвестен, то ответственность за убийство возлагается на ближайший к найденному трупу город, и его жители обязаны совершить особое жертвоприношение, называемое эгла аруфа (1). Но что делать, если голова убитого находится в одном месте, а тело в другом? (2). И если тело одинаково удалено от обоих городов, то от какой его части следует измерять расстояние? (3). В обоих случаях раби Элиэзер говорит, что измерять расстояние надо от тела, а раби Акива - что от головы. Галаха установлена в соответствии с мнением раби Акивы (4).
       Возможность пересадки мозга вызывает еще целый ряд вопросов. Возможна ли, например, пересадка памяти? Кибернетика указывает на большое сходство между "мозгом" компьютера и человеческим мозгом. Технология компьютеров позволяет программировать машинную память, переносить ее из из одного компьютера в другой. А все, что один компьютер может передать другому, - это информация.
         А что, если подобная бы операция была проведена с человеческим мозгом. Возможно, такая мысль относится к области научной фантастики, но даже если она не найдет практического применения, теоретически это вполне возможно.
       Представим себе операцию по пересадке памяти. Перед нами неизлечимо больной человек, тело и мозг которого спасти невозможно. Для него подбирают новое тело и новый мозг. Новое тело получает новый мозг функционировать, но лишенный каких-либо воспоминаний, а также заученных способов мышления. В конце операции мы переносим память больного в его новое тело.
         Что же получилось в результате? Если все воспоминания человека, его образ мышления и личные перенесены в новое тело и мозг, то его личность обрела новую жизнь в новом теле. Но ведь мы не переносили в новое тело ничего материального! Ни одной физической частицы! В тело перенесли лишь информацию, накопленную в прежнем мозгу. Эта информация и есть, как выясняется, личность человека.
        Если это на самом деле так, то мы должны по-новому рассмотреть исходный вопрос: что есть настоящее “я”.
        И ответ на этот вопрос таков: настоящее “я” это не наше тело и мозг, а информация, заключенная в нашем мозгу, - наши воспоминания, личные качества, образ мышления.
        (Кабала объясняет, что духовный мир представляет собой сферу, субстанция которой, выражаясь современным языком, - это информация. Духовный мир - это поле взаимодействия информации, не связанной с материльными носителями и независимой от материи. Так, например, ангел может вступать в контакт с другим ангелом, хотя никак не связаны ни с чем материальным. Вместе с тем, ангелы могут вступать в контакт и с материальными объектами. Духовный мир способен взаимодействовать и с той информацией, которая составляет человеческую личность.)
         Что же происходит, когда человек умирает?
        Тело перестает функционировать, мозг прекращает работать, и физически человек мертв.
         Но что происходит с его настоящим “я”, с человеческой личностью? Что происходит со всей этой информацией - с памятью, образом мышления, личными качествами? Когда книга сожжена, мы не можем ее прочитать. Когда разбит компьютер, уничтожена и информация, которая хранилась в машинной памяти. А когда умирает человек? Неужели необратимо разрушаются и его ум, его личность?
          Мы знаем, что Б-г всеведущ. Он все знает и ничего не забывает. Б-г знает всё о наших мыслях, воспоминаниях, обо всем, что запечатлено в нашем мозгу. От Него не ускользнет ни один бит информации.
         Так что же происходит, когда человек умирает? Б-г ничего не забывает, и значит, вся информация, накопленная мозгом этого человека, продолжает существовать и после смерти. По крайней мере, в Его памяти.
         (Нечто подобное этому мы находим в Кабале. Сказано, что сад Эден, Рай, существует в сфире "Бина", т.е. в сфере Б-жественного понимания (5). Это можно связать с концепцией памяти. С другой стороны, души связаны со сфирой "Даат", т.е. со сферой Знания (6). Поэтому можно сказать, что пока мы живы, мы существуем в Б-жественном знании - "Даат", а после смерти существуем в Его памяти - "Бина".)
        То, что существует лишь в памяти, мы могли бы расматривать как нечто статичное, недействующее, практически мертвое. Но память Б-га не статична. Личность человека действительно существует в памяти Б-га. И она находится там в активном состоянии, сохраняя себя в качестве уникального целого, способного ставить перед собой задачи и решать их.
        Полное понимание того, что такое бессмертие и что такое душа, конечно, выше человеческих возможностей. "Ничей глаз не видел этого, кроме Б-га". Однако,  ограниченное понимание сущности Б-га и человека может все же помочь нам хотя бы отчасти представить себе что ждет нас в Грядущем мире.
         (Используя терминологию Кабалы, можно сказать, что  речь тут идет о самом низком уровне души - нефеш бегеймит, "животной душе" (7). Скорее всего этот уровень души можно идентифицировать с информацией, содержащейся в человеческом мозгу. Правда, "животная душа"     взаимодействует с более высокими уровнями души - нефеш, руах и нешама).
       Говорить о таком понятии, как память Б-га, действительно очень трудно: нам приходится вдаваться в сферу трансцендентного. Поэтому мы даем бессмертию имена, которые имеют для нас определенное значение, - Рай, Грядущий мир, Мир душ (8), Обитель вечной жизни. Тора говорит о бессмертии как о возвращении к Самому Б-гу: "И возвратится прах в землю, чем он и был а дух возвратится к Б-гу, Который дал его" (Когелет, 12:7).


II

Лицом к лицу с Б-гом

       С чем же можно сравнить бессмертие? Что это такое - душа, покинувшая умершее тело? Что можно чувствовать в Мире душ?
       Мы знаем, что человеческий мозг, так дивно устроенный, все же весьма неэффективен в качестве аппарата мышления. Анри Бергсон писал, что одна из главных функций мозга и нервной системы - это скорее торможение ментальной активности и процесса восприятия впечатлений, нежели побуждение к такой деятельности.
        Олдос Хаксли (9) приводит мнение проф.С.Д.Броада о том, что любой человек способен помнить все, что когда-либо с ним происходило. Он может воспринимать все, что его окружает. Однако если вся информация разом обрушится на него, она захлестнет его с головой. Функция мозга и нервной системы состоит в том, чтобы защищать человека, не дать ему захлебнуться в океане информации, обрушивающейся на его органы чувств. Они служат своего рода фильтром, отсеивая все, что может сбить человека с толку. Лишь небольшой, хорошо отобранной части формации, которая может нам пригодиться, позволено остаться в нашей памяти.
        Хаксли пишет, что нам даже трудно себе представить, какой удивительной способностью восприятия и концентрации обладает наш мозг. Но наша главная задача - это выжить любой ценой. И для того, чтобы человек мог выжить, возможности его мозга надо сдерживать. Именно эту функцию и выполняют “клапаны”, оберегающие мозг от лишней информации.
     Ученые пытаются выяснить механизм действия этих “клапанов”. По их мнению, “клапаны” эти можно сравнить с оборудованием по заглушению радиопередач. Мозг постоянно создает своего рода помехи, сокращающие диапазон восприятия информации и ограничивающие ментальную активность.
        Эти помехи можно на самом деле видеть. Закрыв глаза мы в состоянии увидеть, как в нашем мозгу проносятся случайные картины. Ни на одной из них невозможно сконцентрироваться более чем на мгновение - они моментально сменяются одна другой.
       Ту же цепочку случайных картин можно заметит открытыми глазами. Однако обычно мы игнорируем эти образы-помехи, потому что они слишком бледны по сравнению с нашим зрительным восприятием. И тем не менее, они весьма существенно ограничивают наше восприятие окружающего мира и самих себя.
      Большая часть знаний об этих помехах была получена в исследованиях с применением наркотиков, снимающих эффект помех. Согласно мнению многих авторитетов в этом, собственно, и заключается действие наркотиков.
   Теперь представим себе ментальную активность лишенной тела души, стоящей непосредственно пред Б-гом. Редуцирующая воронка отсутствует. Мозг открыт для притока любой информации. Лишенный фильтров, он воспринимает всё. Видение и понимание неописуемо широки (Талмуд говорит об этом так: "Праведники с коронами на головах сидят, наслаждаясь сиянием Шхины"(10) .)
        Это и имел в виду Иов, говоря: "И когда кожа моя спадет с меня, когда лишусь я плоти - тогда увижу я Б-га" (Иов, 19:26).
         Тогда человек и себя увидит в новом свете. Bсе его мысли и всё, что отложилось в его памяти, осветится по-новому. Впервые ему предоставится возможность восприятия информации без шума и помех, приводящих наши мысли в хаотическое состояние.
        Даже нам, смертным, в нашем нынешнем физическом состоянии смотреть на себя иногда приятно, а иногда очень больно. Мы то гордимся собой, то, наоборот, сгораем от стыда.
        А теперь представьте себя стоящими нагими пред Г-сподом, когда все тайники вашей памяти раскрыты настежь и ничто не мешает вам смотреть правде в глаза. Вся ваша прежняя жизнь, все ваши поступки предстанут перед вами в новом свете. Все это вы увидите в абсолютно незамутненном свете, без теней, в свете Самого Б-га, разлитом от края и до края Творения. Тогда память о каждом добром деле, о каждой выполненной заповеди будет высшим из удовольствий. Так наша традиция говорит о Грядущем мире, об Олам габа.
        Но ваша память будет открыта также и для всего, чего вы стыдитесь. Дурные поступки нельзя будет ни обойти молчанием, ни скрыть, и вы вполне осознаете все их последствия. Все мы знаем, как невыносимы ужасный стыд и унижение, когда нас ловят за каким-нибудь неблаговидным делом. Представьте же, что вас поймала ваша собственная память, от которой некуда скрыться. Об этом, наверное, и говорил пророк Даниэль: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни - для вечной жизни, другие - на вечное поругание и посрамление" (Даниэль, 12:2).
      
 Многие из наших великих учителей (11) пишут, что огонь Гегинома - это огонь стыда, который сжигает нас в наказание за наши грехи. Об этом говорил пророк: "И выйдут, и увидят трупы людей, совершавших преступления против Меня, ибо червь, [пожирающий их плоть], не умрет, и огонь, [пожирающий их в аду], не погаснет, и будут они мерзостью для всякой плоти" (Йешаягу, 66:24). Мы видим, что за злом следует стыд: "Но Меня ли огорчают они? - слово Г-спода. - Не себя ли самих, чтобы устыдились они? Поэтому так говорит Г-сподь Б-г: Вот, изливаются гнев Мой и ярость Моя на место это... и будет гореть она, и не погаснет" (Ирмеягу, 7:19,20). А в чем будет заключаться воздаяние? В том, что человеку не придется стыдиться самого себя: "И будете вы есть, и насытитесь... и не будет опозорен народ Мой вовеки" (Йоэль, 2:26).
       Талмуд представляет нам еще более сильное свидетельство того, что стыд будет жечь грешника как огонь: "Раби Ханина говорит: ...каждый [грешник в Мире душ] сжигаем на виду у соседа. О, что за стыд! О, что за унижение!" (12). Мидраш говорит, поясняя сказанное в книге Псалмов, что главная форма наказания - это стыд: "Да будут пристыжены и поражены ужасом все враги мои" [Тегилим, 6:11]. Раби Йегошуа бен Леви говорит: "Б-г поражает злодеев стыдом" (13). Талмуд говорит: "Лучше испытывать стыд в этом мире, чем в мире Грядущем" (14). И еще сказано: "Благословен Б-г, дающий претерпеть стыд в этом мире, но не в мире Грядущем" (15). А книга "Зогар" так говорит о воздаянии в Грядущем мире: "Счастлив тот, кто приходит сюда без стыда за себя" (16).
        Конечно, эти понятия об огне и стыде, о которых говорят наши мудрецы, могут иметь и более глубокое и даже мистическое значение. Но буквально все-таки сказано, что главный компонент огня Гегинома - это стыд (17). Можно ли лучше охарактеризовать страдания души?
      Мудрецы учат нас, что суд над грешниками длится двенадцать месяцев (18). Даже обнаженная душа может постепенно привыкнуть жить со стыдом, позабыть о нем, и боль уйдет сама собой. Неслучайно именно двенадцать месяцев Талмуд считает сроком, необходимым для того, чтобы что-нибудь забыть. Так, двенадцать месяцев соблюдают траур по родителям (19), а встретив через этот срок близкого друга, произносят особое благословение (20). (Конечно, есть исключение из этого правила. Есть люди, вся жизнь которых состоит из постыдных бессмысленных поступков. Талмуд говорит, что у таких неверующих, худших из грешников, нет ничего, кроме их стыда, и им не избежать вечных мук (21).)
        Но даже и временное мучение превосходит все, что мы можем себе представить. Рамбан пишет, что все семьдесят лет страданий Иова ничто по сравнению с одним мгновением в Гегиноме (22). Раби Нахман из Брацлава говорит то же самое о человеке, который в течение многих лет переживал ужасные страдания, - и все же это лучше, чем один ожог Гегинома (23). Физические страдания просто несравнимы с душевными.
        Следует отметить, что, говоря об Эдене или о Гегиноме, мы не рассуждаем здесь о мистических понятиях. Мы говорим о понятиях, которые относятся к сфере научной психологии, таких, например, как стыд. Теперь мы можем сделать следующий шаг.
 

III  

Что думают о нас мертвые?

        В Талмуде обсуждается еще одно измерение бессмертия. Талмуд спрашивает: "Знают ли мертвые, что происходит в мире живых?" (24).
        После длительного обсуждения Талмуд приходит к заключению, что мертвые обладают сознанием
(25). Кабалисты объясняют, что душа человека достигает уровня, на котором она объединяется с Б-гом, источником всего знания, и, таким образом, приобщается к Его всеведению.
        Умирая, человек переходит в новый мир сознания. Он продолжает существовать в виде души, лишенной тела, и в то же время имеет представление о том, что происходит в физическом мире. Постепенно он учится фиксировать свое внимание на любом интересующем его событии. Поначалу это выглядит страшновато. Вы знаете, что умерли. Вы можете видеть собственное тело, лежащее здесь же, но отделенное от вас, вы видите своих друзей и родственников, стоящих вокруг и плачущих. Наши мудрецы говорят, что сразу после смерти душа находится в состоянии великого смущения (26).
     А на что, в основном, обращено ее внимание? Что больше всего заставляет ее сосредоточиться?
     Тело, в котором она пребывала. Большинство людей, как мы уже говорили, отождествляет себя именно с телом. Душе трудно разорвать эту мысленную связь, и в результате первые несколько дней она буквально находится в плену у своего бывшего тела. Об этом упомянуто в книге Иова: "И о себе плачет душа его" (Иов, 14:22) (27).
        Особенно сильно это ощущение в тот период, пока тело еще не похоронено (28). Душа потрясена тем, что случилось с телом. Ее гипнотизируют и ужасают погребальные обряды, которые совершают с ее собственным телом.
        Конечно, в этом и заключается одна из причин, по которой иудаизм учит нас с глубочайшим уважением относиться к человеческим останкам. Можно себе представить, как больно душе видеть ее прежнее тело брошенным где попало, подобно трупу животного. Поэтому Тора запрещает пренебрежительно обращаться с телом умершего человека.
         То же касается и посмертного вскрытия тела. Можно себе представить, что чувствует душа, видя, как кромсают ее тело на секционном столе.
        Душа, отделенная от умершего тела, большую часть времени тратит на то, чтобы научиться концентрировать свое внимание. Она видит без глаз, они ей не нужны, но у нас нет слов, чтобы описать, как именно это происходит. Некоторые грехи, совершенные человеком при жизни, приводят к тому, что его душа после смерти пребывает в страшном отчаянии и растерянности и как бы перелетает из одного конца мира в другой. Кабалисты называют этот процесс каф гакела (29). В книге Шмуэль I (25:29) сказано: "И будет душа государя моего связана узлом жизни у Г-спода, Б-га твоего, а души врагов твоих выбросит Он как из пращи". Душа воспринимает ослепляющие впечатления, которые обрушиваются на нее одновременно со всех сторон, и потому она смущена и растеряна.
      Один из объектов, на которых душе сравнительно легко сконцентрировать свое внимание, это ее прежнее тело. Ведь это знакомый ей предмет, и определенные связи между ними все еще сохраняются. В каком-то смысле душа находит в этом фокусировании внимания на своем прежнем теле убежище от той растерянности, в которой она пребывает.
        Как известно, вскоре после захоронения тело начинает разлагаться. Видеть это страшно и больно. В Талмуде сказано: «Черви причиняют мертвому такую же боль, какую уколы иглы причиняют живому, как написано [Иов, 14:22]: "И о себе плачет душа его"
» (30). Большинство комментаторов считгают, что здесь имеются в виду психологические муки души, которая видит, как распадается ее земное обличие (31). Кабалисты называют этот процесс хибут гаке-вер (32)  "наказание в могиле". То, что происходит с телом в могиле, может быть, даже хуже, чем Гегином (33).
        Но, конечно, все зависит от человека. Чем сильнее он на протяжении своей жизни связан со своим телом и с материальньим миром, тем сильнее его мучения после смерти. Труднее всех переживает потерю тела тот, кто при жизни был полностью сосредоточен на материальной стороне существования. А того, кто жил интенсивной духовной жизнью, судьба тела может почти не волновать. В духовной сфере он чувствует себя дома и вскоре совсем забывает о теле. Мы знаем, что праведников не беспокоит хибут га-кевер, поскольку при жизни тело не имело для них особого значения (34).
       Вообще, адаптация к духовному миру зависит от того, как мы подготовились к нему в этом мире. Наши мудрецы учат нас, «что лучшая подготовка - это изучение Торы.
      Многие из нас думают о смерти, как о страшном испытании. Цадик ждет ее. Так, незадолго до смерти раби Нахман из Брацлава сказал о своем теле: "Я очень хочу сбросить с себя эту рубашонку" (35) Если мы действительно верим в Б-га и полагаемся на Его милость, нам нечего бояться смерти.
       Мы в краткой форме изложили то, что наша традиция говорит о душе. Большая часть фактов почерпнута нами из содержащихся в Талмуде и Мидраше и комментируемых кабгалистами высказываний наших мудрецов. Мы лишь переевели их слова на язык терминов современной науки, чтобы представить последовательную точку зрения наших мудрецов на душу и человеческую личность как на реальности, не подвержденные временному распаду тела, называемому
"смертью".
 

Примечания

1. Дварим, 21:1-9.
2. Coma, 9:3 (456).
3. Coma, 9:4.
4. Мшинэ Тора, ГильXom роцеях, 9:9.
5. Шаарей ора, 8; Пардес римоним, 8:9,23:3.
6. Эц хаим, Шаар ман умад, 4, Шаар гаклипот,
7. Ср. Зогар, 2:946.
8. Си.Дерех Гашем, 1:3:11.
9. Aldous Huxley, The Doors of Perception (Harp & Row, N.Y., 1970),
p. 22f.
10. Брахот, 17a.
11. Сефер гаикарим, 4:33; Нишмат хаим, 1:13.
12. Бава батра, 75а.
13. Мидраш Тегилим, 6:11.
14. Кидушин, 81а.
15. Йевамот, 1056.
16. Зогар, 1:4а.
17. Торат гаадам, Шаар гагмулъ (Иерусалим), стр.78а.
18. Эйдуйот, 2:10.
19. Моэд катан, 226.
20. Брахот, 586.
21. Рош-Гашана, 17а.
22. Предисловие к его комм. к книге Иов.
23. Сихот Гаран, 235.
24. Брахот, 186.
25. См. Тосафот, Шабат, 153а и Coma, 346;
Маавар Ябок, 2:25; Нишмат хаим, 2:22.
27. Турей загав, Йорэ деа, 339:3. Ср. Авода зара, 206.
28. Шабат, 152а; Мидраш неэлам, Зогар, 1:222б.
29. Шабат, 1526; Сефер мицвот гадоль (Beнеция, 5307), стр. 246а.
30. Брахот, 186; Шабат, 152а.
31. Эмунот ведеот, 6:7; Тшувот Рашба, 36 Сефер хасидим, 1163;
Тосфот Йом-Тов, 2:7; Тшувот швут Яаков 2:97; комм. р. Цви-Гирша
Хайоса к Шабат, 13б. Ср. Танхума, Ваикра, 8.
32. Эмунот ведеот, 6:7; Нишмат хаим, 2:24; Маавар Ябок, 2:7.
33. Гл. 3 в комм. Мидраш хибут гакевер к книге Рейшит хохма,
гл. Шаар гаира, 12.
34. Эмунот ведеот, 6:7. Ср. Мидраш неэлси, Зогар, 1:123а.
35. Сихот Гapaн, 179.

  
РАБИ  АРЬЕ  КАПЛАН

      В течение считанных лет раби Арье Каплан стал одним из наиболее влиятельных и плодовитых интерпретаторов и пропагандистов иудаизма, пишущих на английском языке. Его блистательный взлет оборвался 28 января 1983 года, когда он внезапно скончался в возрасте 48 лет. Раби Арье Каплан был многоплановым, чрезвычайно трудоспособным и одаренным автором. Его перу принадлежит 47 книг, благодаря которым сложнейшие понятия и концепции еврейского вероучения стали доступны англоязычной читающей публике.
   Раби Арье Каплан родился в Нью-Йорке и учился в бруклинских йешивах "Тора вадаат" и "Мир". Несколько лет он учился в иерусалимской йешиве "Мир" и получил звание раввина от нескольких крупнейших раввинских авторитетов Израиля. Он имел также степень магистра по физике и входил в число ведущих ученых в этой области в США.
                                

                                      

"Русский Глобус" благодарит издательство Шамир /Иерусалим/ за разрешение поместить в журнале эссе из книги А.Каплана "Если бы вы были Б-гом" (Изд-во Шамир, Иерусалим, 1995).

НАЧАЛО                                                                                                                                       ВОЗВРАТ