ВОЗВРАТ                                       

   
 
Март 2006, №3        
 
Россия глазами публицистов__________                                                                      Александр Минкин      
 
     
          Не тревожьте веру                                                        

        Какие страсти из-за карикатур на Магомета! Горят посольства, много раненых, есть убитые.
        В обществе и в прессе споры: надо ли извиняться перед дикарями или нет? И если карикатуры напечатаны в газетах, то как можно требовать извинений от государств? Ведь газеты - частные, пресса - независимая, свобода слова - закон.
         В прямом эфире известный радиожурналист заявил:
         - Во-первых, никакой суд не доказал, что это (публикация карикатур) оскорбляет чувства верующих и что это подпадает под действие законов, существующих в европейских странах. Норвежское правительство поспешило извиниться. Без суда поспешили признать вину, уступая страшной реакции людей, которые не желают ничего признавать в европейском образе жизни, в европейских законах, в европейском мышлении и которые объявляют, что каждый норвежец, датчанин, француз и т.д. станет целью, если появится на палестинских территориях, в Ливии…
       Но в том-то и дело, что чувства не нуждаются в судебном решении. Чувства не подчиняются законам. Поэтому в цивилизованном обществе их принято уважать.
       “Мы такие культурные европейцы! Нам смешны эти предрассудки, нас шокирует эта дикость!” - это типичная позиция: конфликт впрямую нас не касается; конфликт происходит где-то далеко; и это конфликт между европейской цивилизацией и…
        Можно называть другую сторону экстремистами, фанатиками. Но обычно если на одной стороне цивилизация, то на другой, естественно, дикари.
        Не раз приходилось видеть, как, пожирая живых устриц и сырой бифштекс, “европеец” рассуждает о кровожадных дикарях. Мол, просто надо людям объяснить, какие они дураки, и тогда они поумнеют.
        В России рубили и жгли иконы - нарочно на глазах у стариков. Новая власть насильно приобщала их к культуре, то есть к марксизму, к вере в Ленина-Сталина. Священников расстреливали тысячами, баптистов сажали в концлагеря…
       Если святое - вымысел и предрассудок, то зачем мы (государство) за это сажали и расстреливали? Зачем снесли тысячи церквей и все буддийские храмы?
        По-настоящему культурный человек обязан уважать чужую веру. Не трогать ее.
Во Всеобщей декларации прав человека, где провозглашаются свобода печати, свобода слова и все другие свободы, есть статья 29:
       “При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали”.
       Там есть и другие ограничения. Но главное, что ограничителями свободы могут быть такие нематериальные (по мнению многих, несуществующие) “вещи”, как уважение и мораль.
Речь не о борьбе с террористами, с агрессорами - вообще не о преступлении и насилии. Они вне закона, в них надо стрелять. Но не трогайте чувства.
      Мы такие культурные, но готовится закон, по которому иностранцам, проявившим неуважение к нашим символам и ценностям, будет отказано в визе.
        Мы такие культурные, но в нашем Уголовном кодексе есть наказание за надругательство над флагом и гербом. Статья 329 - до одного года лишения свободы. И за оскорбление представителя власти (чиновника) - статья 319 - до года лишения свободы.
      Почему-то кажется, что наш герб и наши чиновники не святее пророка Магомета. А мусульман, кстати, при всей их горячности ни разу не возмутили бесчисленные карикатуры на бен Ладена.

                                                                          * * *
       Когда фашисты загадили дом Толстого в Ясной поляне, им казалось, что это остроумно. Они гадили весело. Они вызвали страшную ненависть к себе. И не вторжением, не завоеванием территории (их кое-где встречали хлебом-солью, как освободителей от большевиков, от колхозов). Смертельная ненависть была вызвана тем, что они делали на завоеванной территории.
      И эта ненависть не нуждалась ни в каких судебных решениях. Чувства вообще не нуждаются ни в каких юридических параграфах.
      Под Бородином погибли сотни тысяч, Наполеон взял Москву, Москва сгорела. Но никакой ненависти к французам не возникло. И после Отечественной войны 1812 года французы-учителя были чуть не в каждой дворянской семье. Мосье l’Abbe - гувернер Онегина, мосье Трике - гость (не слуга!) на именинах Татьяны, поет ей куплеты… А ненависть к немцам держалась полвека, да и сейчас еще не совсем исчезла.
        Все это было так недавно. Все это происходит здесь и сейчас. И вряд ли стоит говорить о дикостях Средневековья. Еще неизвестно, кто сильнее одичал.
 
                                                                          * * *
       Возможно, не случайно неосторожные карикатуры появились в самых благополучных, богатых, спокойных странах мира - в Дании, в Норвегии. Чем больше у человека денег, тем меньше у него чувств.
        Интересно было бы спросить современного датского карикатуриста: помнит ли он сказку своего великого соотечественника Андерсена? помнит ли он, что помогло Герде - босой и почти раздетой - дойти до Северного полюса, до Кая, чье сердце заморозила Снежная королева. Кто говорит “северный олень”, кто - “добрые разбойники”. На самом деле, разбойники ее разули и раздели, а олень побоялся идти на север. Умирая от холода, Герда начала читать “Отче наш” - только молитва ее и спасла, снег растаял.

       
                                  
                                                  
                                                          
©А.Минкин

                             Публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделе
"Публицистика"

НЕ ТРЕВОЖЬТЕ ВЕРУ               ХУ ИЗ МИСТЕР ПУТИН?            ТЫ РУССКИЙ ПОНИМАЕШЬ?           ВОЗВРАТ