ВОЗВРАТ                                       

   
      
Сентябрь 2007, №9      
   
Заметки Нового Света______________    
                      Сай Фрумкин
       

                Где мы были до 1917 года? 

            Где большинство евреев проживало, скажем, в 1860 году? Вопрос далеко не анкетно-праздный. Каждый народ обязан знать свою историю. Хотя евреев и называют "народом Книги" (Библии), многие из нас, глядя в книгу, забывают те главы истории, которые касаются каждого из нас. Прискорбно, но факт - даже в современных воскресных еврейских школах вышеуказанный период истории незаслуженно обойден. И узнаем мы о нем часто лишь из популярных книжек или кинофильмов. И, как правило, в искаженном виде. Я имею в виду историю русских, а не советских евреев, проживавших на территории царской России до революции 1917 года.
             Еврейские школьники старательно "проходят" патриархов и историю Исхода, вавилонское изгнание и эпоху крестоносцев. Затем учебники истории делают легкий скачок от эпохи просвещения в нью-йоркский истсайд и эпоху "американизации" евреев. Все, что происходило до прибытия евреев к берегам Америки, как правило, "опускается". Об истории сефардим дети могут узнать разве только в семьях, ведущих свою родословную от этой линии еврейства. А ведь в этой истории масса интересного и удивительного...
              Первое упоминание о евреях в России относится к 16 веку, когда один из царских генералов взял город Полоцк и "открыл" в нем еврейскую общину. Несказанно удивленный генерал послал депешу царю Ивану IV, испрашивая царского повеления: что делать с евреями? Ответ государя был краток и деловит: "Крестить тех, кто пожелает, остальных - утопить". 300 евреев предпочло тогда утонуть.
               Это событие предопределило отношение к евреям в последующие столетия. Мать-Россия не проявила гостеприимства к евреям. Простые русские крестьяне узнавали об евреях лишь из текстов Нового Завета. Они усваивали презрительное и враждебное отношение к евреям, ни разу в жизни не встретив ни одного из них.
               В конце 18 века при Екатерине Великое царство Польское было разделено между Россией, Пруссией и Австрией. Россия получила Белоруссию и большой кусок Польши, ставшей отныне частью Российской империи. К великому неудовольствию царицы, на этих территориях уже несколько веков проживало немало евреев. Проблема была разрешена быстро: вся территория была объявлена "чертой оседлости" и практически стала гигантским гетто. Евреям было разрешено жить там без права выезда в прочие районы империи. Рост населения в черте оседлости был феноменален: в 1800 году там проживало 800 тысяч человек. В 1850 году их было уже 2 млн. 350 тыс. , а в 1897 - 5 миллионов 175 тысяч человек! Примечательно, что между 1850 и 1914 годами именно в этих краях проживал 51% всего мирового еврейства. Даже после того, как почти 2 миллиона человек переселились в Америку и другие страны мира половина всех евреев мира жила в Российской империи!
              Плотность населения в черте оседлости была весьма велика. Более 800 тысяч человек проживало в крупных городах, где они составляли от трети до половины населения. Остальные жили в деревнях или в местечках - "штетлах", романтически описанных в таком голливудском шедевре, как "Скрипач на крыше". Конечно, в реальности "штетлы" не отличались такой кинематографической привлекательностью: жизнь была тяжелой, бедность - вездесущей.
            Тем временем законодательство пополнялось все новыми и новыми ограничительными статьями в отношении евреев, пока число "антиеврейских" законов не достигло двухсот. Не разрешалось практически все: переселение в города, землевладение, еврейское образование в школах, доступ евреев к определенным профессиям и должностям. Антисемитизм был "двуглавым": правительственным и народным. Но, несмотря на периодические погромы, община жила динамичной и полной жизнью: грамотность была почти поголовной. Около 200 тысяч школьников было зарегистрировано в "хедерим", еще большее число молодежи посещало еврейские школы без регистрации. Помимо этого, в частных и государственных русских школах более 200 тысяч мальчиков обучалось "светским" предметам (власти запрещали обучение еврейских девочек в русских школах). Существовала строгая квота приема евреев в университеты и прочие высшие учебные заведения. Несмотря на все эти ограничения, евреи добились потрясающих успехов в образовании. Современный язык иврит был возрожден в черте оседлости, и около 8000 книг на этом языке было издано до 2-ой мировой войны. Это были книги не религиозного содержания. Это были переводы Уильяма Шекспира, Марка Твена и Вальтера Скота, приключенческие романы и повести. Процветала также и литература на идиш: этот язык получил свою письменность именно тогда. В 1857 году начал издаваться первый еженедельный журнал на иврите. К 1862 году таких журналов было уже несколько. В 1862 году вышла первая ежедневная газета на иврите "Ха Иом". Вслед за ней периодические издания на этом языке росли, как грибы. В этот период появились величайшие таланты еврейской литературы: Шолом Алейхем, Перец, Бердичевский, Бялик, Менделе Мойхер Сфорим и многие другие.
               Помимо всего этого, наблюдалась активизация общественно-политической жизни. Первая иммиграция в Палестину началась в 1882 году. К 1895 году не было такой деревни или городка, в котором не работал бы сионистский кружок. Русские евреи сыграли чрезвычайно важную роль в работе почти всех сионистских конгрессов. Именно они "провалили" план Герцеля по созданию национального государства евреев не в Палестине, а в ... Уганде! Основатели еврейского государства - Бен Гурион, Моше Шарет, Жаботинский, Вайсман и многие другие были выходцами из черты оседлости. На противоположной стороне политического спектра евреи создали "Бунд" - еврейскую социалистическую партию, члены которой приняли активное участие в революционной деятельности. Они взяли на себя руководство отколовшейся меньшевистской фракции РСДРП. Да и среди лидеров большевиков было немало евреев: Троцкий, Зиновьев, Бухарин, Каменев и т.д. Не случайно, что около 24% арестованных в 1900 году по обвинению в революционной активности были выходцами из черты оседлости.
              Итак, русские евреи имеют весьма интересную и важную историю. Знание этой истории отнюдь не повредило бы еврейской молодежи и даже их родителям.

                                                                                                                 ©С.Фрумкин

 

    Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом указателе в разделах "Публицистика" и "История"     

                              ГДЕ МЫ БЫЛИ ДО 1917 ГОДА?                ЕВРЕЙСКИЙ ГЕНИЙ   

                                                   ПОЧЕМУ ЕВРЕИ НЕ ПОХОЖИ НА АРАФАТА             ПРОРОЧЕСКИЕ ДИАГРАММЫ                 ВОЗВРАТ