ВОЗВРАТ                                             

 
   
 Май 2008, №5       
  

Ракурс Истории____________________                                                                                          Вилен Люлечник      

   
                                              
ЗАЧЕМ СТАЛИН СОЗДАЛ ИЗРАИЛЬ?                                                                 

             

 

 

               Так называется книга Леонида Млечина, в которой ставятся вопросы: ради чего Сталин это сделал, какие тайные интересы связывал с Ближним Востоком, что принесло России сближение с арабским миром? Вопросы непростые. И сегодня от них пытаются уйти. Нельзя не отметить, что нужно было обладать определённой долей мужества, чтобы заявить на весь мир, что еврейское государство создано руководителем СССР. Ведь некоторые могут автора не понять и навесить ярлык антисемита. Делать это у нас умеют Но исследователь привел неопровержимые доказательства. Многое из того, о чём говорится в работе столь популярного  историка и политолога, нам ранее известно не было. По поводу роли Сталина Леонид Млечин замечает: «Не Сталин создал Израиль. Такова была воля большинства государств, входивших в ООН. Но я уверен, если бы не Сталин, еврейское государство в Палестине вряд ли появилось. А его решение определило  не только судьбу современного Ближнего Востока, но и повлияло на политическую историю Советского Союза и Соединенных Штатов. Доказательством этой точки зрения служат сотни документов из архива внешней политики России. Они собраны в два двухтомных сборника…» Вот такую политическую интригу завернул историк. И вокруг неё и развернул полемику.
          
 Строго говоря, можно было дать обзор этих документов из сборников, но я посчитал нужным написать рецензию на книгу Млечина и ознакомить с её содержанием наших читателей. Cделано это по ряду причин. Во-первых, Млечин явно симпатизирует Израилю, оставаясь при этом на почве достоверных фактов. Во-вторых, автор книги относится к политической элите нынешней России, поэтому его точка зрения по проблемам Ближнего Востока  представляет значительной интерес. И в-третьих, в исследовании приведены весьма интересные факты, которые до сей поры не были известными  и которые не приводятся даже  сборниках  документах, о которых речь шла выше. Естественно, в рамках одной статьи нельзя в полной мере  раскрыть содержание книги, которая читается на одном дыхании. Поэтому речь пойдет о наиболее важном, на мой взгляд, в этой работе.           
                         

                                                             НЕМНОГО ИСТОРИИ      

            Как известно, создание еврейского государства зависело во многом от американских и британских политиков. Но абсолютное большинство этих деятелей возражало против появления  еврейского государства. И оно бы не появилось, если бы не Сталин… Сразу же возникает вопрос: а как же Декларация Бальфура, в которой признавалось право евреев на свою  государственность? Действительно, Декларация была. Но автор оценивает ее несколько иначе, чем все остальные. И его можно понять. В этом документе, кроме всего прочего, говорится: «Правительство Его Величества относится благосклонно к созданию в Палестине национального очага для еврейского народа и сделает все от него зависящее, чтобы облегчить достижение этой цели…» Все хорошо. Прекрасно. Но есть одна тонкость, на которую обратил внимание автор рецензируемой книги. «Формула «национальный очаг» была подобрана с дипломатической осторожностью. Что же это такое - обещание евреям  создать собственное государство или всего лишь намерение  обеспечить им некую автономию в Палестине? Толковать формулу «национальный очаг, - отмечает Млечин, - можно было по-разному - в зависимости от собственного желания и настроения. А настроения британского правительства менялись в зависимости от политической ситуации…». И действительно, очень скоро политика Англии в Палестине изменилась. Евреев там было мало, арабов много. Англия предпочла сделать ставку на арабов, хотя в годы Первой мировой войны они испортили немало крови руководителям Британской империи. По этому поводу Ллойд-Джордж высказывался весьма откровенно: «Палестинские арабы, которые могли быть во многом полезными, во время войны оказались жалкими трусами. Они сражались вместе с турками против нас». Впрочем, такое было и во Второй мировой войне. Только тогда они искали союза с нацистской   Германией. Американский президент Вудро Вильсон тоже был за создание еврейского государства. Но вскоре он умер, и мнение политической элиты США несколько изменилось. А ведь уже в 1918 году была возможность создать еврейское государство. Вот некоторые аргументы, которые приводятся в книге в пользу этого тезиса.
            Накануне Первой мировой войны лорд Бальфур долго беседовал с Хаимом Вейцманом, предлагая ему создать государство в Африке, на территории нынешней Уганды. Там были незаселённые земли. Британские власти рады были бы появлению там трудолюбивых еврейских поселенцев. Вейцман был выдающимся учёным, сделавшим немало для Англии и её военной мощи. И относились к нему весьма уважительно. Так вот, в ответ на это предложение он ответил:
            « - А если бы я предложил британцам устроить свою столицу в Париже вместо Лондона - Вы бы согласились?
            - Но у нас уже есть Лондон, - с высоты своего положения ответил лорд Бальфур.
           - Это так, - согласился Вейцман.
- Но у нас был Иерусалим, когда Лондон был ещё болотом. И две тысячи лет, находясь в изгнании, евреи повторяли с неумирающей надеждой: «В будущем году - в Иерусалиме».
            Вот такой состоялся разговор. Но очень часто можно услышать и мнение о том, что англичане и палестинские евреи не имели права делить чужую землю и отнимать Палестину у арабов, утверждая мысль о том, что Израиль - чужеродное тело в сердце арабского мира. В ответ на рассуждения подобного рода Млечин приводит весьма интересные факты, которые почему-то весьма редко используют в полемике с иными сомневающимися. При этом он не обращается к Библии, в которой провозглашено право евреев на эту Землю. Он обращается к реалиям недавнего прошлого. В действительности Палестина принадлежала тогда Оттоманской империи. «Державы-победительницы считали, что итогом Первой мировой войны должно стать предоставление независимости народам, томившимся под чужим игом. Это произошло и в Европе, и на Ближнем Востоке. Оттоманская империя распалась, и благодаря этому появились такие арабские страны, как Ирак, Сирия,  Ливан». Причем, хочу подчеркнуть, границы нарезались весьма произвольно. Ирак англичане создали из трех провинций бывшей Оттоманской империи. Турки там были триста лет. В состав этого государства вошли и курды, которые стремились к своей независимости, и мусульмане
- шииты и мусульмане-сунниты и представители других конфессий, которые, мягко выражаясь, не очень дружелюбно относились друг к другу. И тем не менее, никто не поставил под сомнение правомерность создания такого государства. В полной мере сказанное относится к Сирии и Ливану. И народы этих регионов не возражали,  что именно таким образом распорядились их судьбой. Так что и еврейское государство могло в то время возникнуть таким же образом и доктрина Герцля вполне могла быть реализована быстро и безболезненно. И это было бы воспринято как должное в рамках глобального переустройства мира, которое тогда проводилось. Тем более, что евреи имели вполне обоснованные права на палестинские земли.  
              «Изгнанные из Палестины евреи упрямо стремились вернуться, - отмечает автор рецензируемой книги. - Еврейские общины всегда существовали на палестинской земле. В Иерусалиме евреи жили на протяжении всех столетий - с одним перерывом, когда город захватили крестоносцы. За сто лет до появления Израиля, в 1844 году, в Иерусалиме жили 7 тысяч евреев, 3 тысячи христиан и 5 тысяч мусульман. К концу Х
IХ века  Иерусалим населяли 28 тысяч евреев и 17 тысяч мусульман и христиан. В момент провозглашения Израиля в Иерусалиме жили 100 тысяч евреев, 40 тысяч  мусульман и 25 тысяч христиан».  Так что для создания еврейского государства были все основания. Тем более, что и мандат на Палестину был предоставлен Англии с целью претворения в жизнь Декларации Бальфура. «Эти положения, - отмечается в книге, - были включены в мирный договор с Турцией… С этого момента обещание создать «национальный очаг для еврейского народа» стало международно признанной обязанностью Англии… 30 июня Конгресс США, которые не вступили в Лигу Наций, принял резолюцию, в которой говорилось: «США благожелательно относятся к установлению в Палестине национального очага для еврейского народа». Но этого не произошло. Мало  того, именно тогда англичане заложили основы будущих территориальных конфликтов. Голланские высоты были переданы Сирии, находившейся под французским управлением, а территории к востоку от реки Иордан - Трансиордании, там евреям было запрещено селиться. И только после трагедии мирового еврейства, после окончания Второй мировой войны  еврейское государство было воссоздано. 
    

                                                                 ИЗРАИЛЮ  БЫТЬ!

              Прежде всего следует отметить, что евреи были полны решимости мирно сотрудничать с арабами в деле создания еврейского государства. Особенно стремились к этому коммунисты и социалисты. Первый Генсек  ЦК Палестинской компартии Вольф Авербух пытался сотрудничать с ними. Палестинские коммунисты призывали арабских рабочих действовать сообща. «Еврейский рабочий, солдат революции, - говорилось в одной из листовок, - протягивает вам руку как ваш союзник по борьбе против английских, еврейских и арабских финансистов. Его судьба и ваша едины…» И ещё один неизвестный нам факт отмечает автор цитируемой работы: первые сионисты романтически относились к арабам, считая их своими соплеменниками. А сам Бен-Гурион искренне полагал, что палестинские арабы - это потомки древних евреев, вынужденных когда-то перейти в ислам: «нет никаких сомнений в том, что в их жилах течет много еврейской крови, крови тех евреев, которые в трудные времена предпочли отказаться от своей веры, лишь бы сохранить свои земли».
              Но переубедить арабов не удалось. Уже в 20-е годы появились профессиональные борцы с сионизмом, а лозунг изгнания евреев с их родины стал весьма популярным. Классового союза явно не получилось
. Арабы требовали уничтожения и выселения еврейского населения с Земли Обетованной и получили полную поддержку Гитлера и его окружения.
              При этом Млечин обращает внимание на ещё одну деликатную проблему - потерю арабами своей земли. Он вполне резонно замечет, что арабы лишились земли в Палестине не потому, что её  скупали евреи, а  потому, что её скупали крупные землевладельцы-арабы. То же самое происходило в соседнем Египте. Кое-кто из них перепродавал потом землю с выгодой для себя евреям. Но ненависть нищих арабов обрушивалась именно на евреев. Между тем в ходе Второй мировой войны, Холокоста и после них резко возросло число евреев, которые хотели вернуться на историческую Родину.
          
 Уцелело евреев мало. Первоначально  Гитлер намеревался заставить всех евреев покинуть Германию. Он опасался реакции Запада на откровенный антисемитизм. Но Запад смолчал. Тогда фюрер решил, что  значительно лучше уничтожить этот народ целиком. При этом нацисты не были маньяками. Они рассматривали уничтожение евреев как повседневную рутинную работу, которую надо хорошо исполнить. Вот в такой ситуации оказался древнейший народ. Опуская все детали, о которых много писали, отметим, что в середине 40-х, в силу сложившейся ситуации, вопрос о создании еврейского государства должен был быть решен. Но при этом следует учесть, что после войны судьба европейских евреев волновала только их самих. Все страны приходили после бойни в себя и у них были свои заботы.
               
Но в это время рассматривали различные варианты решения еврейской проблемы.  Ещё более экзотической, чем африканская, возникла идея создания еврейского государства  на части территории Германии, депортировав оттуда немецкое население, как это сделали поляки, чехи, русские, и поселив там фактически бездомных европейских евреев. Против создания еврейского государства  на территории Палестины выступали большинство искусственно созданных арабских стран. Англичане доказывали американцам, что нельзя разрешить эмиграцию евреев в Палестину, поскольку это коммунистические заговорщики, которых туда направляет Сталин и что это часть операции по коммунистическому проникновению на Ближний Восток.
               Вообще-то, строго говоря, социалистическое движение на Святой Земле имело давние традиции. О нём мы поговорим в другой статье
. Но тем не менее факт остается фактом, что сионисты, создатели еврейского государства, силою обстоятельств вынуждены  были поставить на Советский Союз. Когда другие великие державы отказали евреям в праве создать свое государство, интерес к Палестине, сионизму и судьбе евреев неожиданно возник у Сталина. Это было вызвано определенными обстоятельствами. «Сталин, - отмечает Леонид Млечин, - хотел получить контроль над черноморскими проливами, пытался создать советскую республику на территории Ирана и китайскую в Синьцзяне. Он создал советские военно- морские базы в Финляндии и Китае. На что-то подобное вождь рассчитывал и в Палестине. Если не создать там социалистическую республику, то, по крайней мере,  получить надежного союзника и военные базы».
              Большую роль в поддержке Сталиным сионистов сыграл и тот факт, что в период войны арабы открыто или тайно сотрудничали с нацистами, а сионисты выступали принципиальными противниками  рейха и его союзников и поддерживали во всем Советский Союз. Именно Громыко произнес свою знаменитую речь в ООН в поддержку еврейского государства. Вот фрагмент из нее:
«То обстоятельство, что ни одно западноевропейское государство не оказалось в состоянии обеспечить защиту элементарных прав еврейского народа и оградить его от насилий со стороны фашистских палачей, объясняет стремление евреев к созданию своего государства. Было несправедливо не считаться с этим и отрицать право еврейского народа на осуществление такого стремления…»
      Леонид Млечин в связи с этим отмечает, что речь Громыко имела определяющее значение для судьбы Израиля. Её напечатали еврейские газеты по всему миру. Президент Трумэн принял окончательное решение.  Раз уж Сталин твердо решил дать евреям своё государство, глупо было  бы Соединённым Штатам сопротивляться
. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН №181  «О создании на территории британского мандата в Палестине двух независимых государств» - была принята в субботу 29 ноября 1947 года.  Евреям нужно было собрать две трети голосов в пользу создания двух государств. Позиция Сталина имела тем большее значение, что он располагал в ООН 5 голосами - СССР, Украина, Белоруссия, Польша и Чехословакия. И эти голоса имели решающее значение.  «За» проголосовали  тридцать три страны, «против» - тринадцать, несколько стран, в том числе Англия, воздержались. Как видно, если бы Сталин был против, то Израиль бы не появился на карте мира.
              Однако, после своего возникновения, маленькое еврейское государство стало объектом агрессии со стороны своих арабских соседей. Опасность усугублялась тем, что США ввели эмбарго на поставку военных материалов на территорию Палестины. Арабы имели возможность приобретать оружие, евреи - нет. И тут им на выручку пришел Советский Союз. Через Чехословакию, которая всегда с симпатией относилась к Израилю, начались поставки вооружений и военного имущества молодому еврейскому государству. Один из чехословацких аэродромов выделили для отправки оружия и снаряжения израильтянами. Евреи получили артиллерию и миномёты, немецкие истребители «мессершмит». В основном это было немецкое трофейное оружие. Кроме того, на территории той же Чехословакии  обучали будущих израильских лётчиков, танкистов, десантников. «Полторы тысячи пехотинцев  армии обороны Израиля учили  в Оломоуце, ещё две тысячи - в Микулове. Из них сформировали часть, которая называлась «Бригадой имени Готвальда», бригаду перебросили в Палестину через Италию», - сообщает Л.Млечин. Там же готовили медиков, радистов, телеграфистов, электромехаников. А советские инструкторы читали молодым израильтянам лекции на политические темы В СССР евреи рвались на помощь своей исторической родине.    
            
 Естественно, Израиль безоговорочно поддержал Еврейский Антифашистский  комитет. Евреи-фронтовики были готовы выехать вновь на новый фронт.  Дважды Герой Советского Союза танкист Д.Драгунский, тот самый, которые потом возглавит Антисионистский комитет советской общественности, предлагал сформировать дивизию и бросить её в Палестину. Были предложения о переброске на «палестинский фронт» 50 тысяч советских евреев. Но вот этого-то Сталин допустить не хотел. В цитируемой книге приводится один интересный документ, в котором сообщается о количестве выехавших в то время в Израиль евреев. В 1948 году было подано 6 заявлений, дано разрешение на выезд - 2. В 1949 году подано заявлений 20, дано разрешений - 4, в 1950 году подано 25 заявлений, разрешений не было вообще. В 1951 году подано 14 заявлений, разрешений дано - 4.  И это при том, что у жителей Палестины была масса родственников в СССР. Даже у самого президента Хаима Вейцмана, часть из которых была репрессирована.
               Поддерживая Израиль в то время, советское руководство одновременно проводило чистку аппарата от евреев. Антисемитизм стал в полной мере практической политикой аппарата партии и государства. Сталин, отмечает Млечин, не видел в этом никакого противоречия. Деятельное  участие в создании еврейского государства  было способом насолить англичанам и уменьшить их влияние на Ближнем Востоке. В полной мере это относилось и к США. Когда же вождь убедился, что вновь возникшей еврейское государство желает проводить самостоятельно свою политику и само определять формы своего внутреннего устройства, то изменилось и отношение к евреям Палестины. Наступил период длительной конфронтации.
     Но чтобы-то ни было, 14 мая 1948 года войдет величайшей исторической датой в историю многострадального народа. Именно в этот день было провозглашено в Тель-Авиве  Государство Израиль. Члены Национального совета подписали декларацию независимости и спели национальный гимн - Ха-Тикву:

                                                        Пока не угаснет в сердце огонь
                                                     
  Нашей еврейской мятежной души,
                                                     
  Будем к Востоку идти мы вперед,
                                                     
  Взор устремив на Сион…

                                                                                                                              ©В.Люлечник

ЗАЧЕМ СТАЛИН СОЗДАЛ ИЗРАИЛЬ?                           ПРАВДА О ЗНАМЕНИ ПОБЕДЫ                                       ВОЗВРАТ