Salvador Dali
Вильгельм Телль 1930
В описании картины много неточностей, предвзятости. Вот последовательность рассмотрения картины, диктуемая художником, и ее незамысловатое содержание. В центре стоит Вильгельм Телль. Зубы зло прикусили губу, но глаза и лоб страдальческие. Ему и горько, и он вынужден прогнать сына за непослушание. Кровь на ножницах, в бороде и глазах, конечно, метафора - ничего он у сына не отрезал. Акт кастрации заключается в отлучении сына от дома, от родного гнезда. И тот горестно закрывает лицо. Далее, плечо и шея Телля соединена перемычками с сиденьем, на котором, сидя за роялем, Телль празднует, играя страстную песнь победы. Он чувствует жестокое удовольствие от осознания себя мужчиной, подстать могучему коню, у которого подчеркнуто выписаны гениталии, а зубы оскалены в трубном ржании. Музыка говорит о поверженном неслухе-сыне, как он погибнет, подобно этому мулу и его растерзают муравьи. Подобно раздавленному живому существу, на котором он сидит. Изображая источник воды, художник имеет в виду источник ненависти отца, поместив на верху стены, откуда бьет вода, разноцветную мозаику. Что она знаменует калейдоскоп сексуальных ощущений, говорит картина Дали *Первые дни весны*. Об этом же говорят гениталии Телля и коня. Отец для сохранения власти, господства, подобно коню-производителю должен подавить притязания сына, претендующего на независимость, самостоятельность. Автор трактует свое отлучение от дома как слабость отца, об этом говорит отросток его икры. Отказ от дома, безусловно, есть удар по художнику: он лишается моральной (и материальной) поддержки отца и вынужден держаться поодаль близких с детства мест - источника его фантазии и вдохновения. |
Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделе "Художественная Гостиная"