ВОЗВРАТ                                      

   
     
    Сентябрь 2003, 9    
 
Из архива автора                
   
 
Процесс Бейлиса в зеркале прессы__________      
К 90-летию процесса над еврейским народом             


            

 

                                                                   О чем писали газеты 90 лет назад 

      “Нам важнее всего установление несомненности
         ритуального убийства”

 

    В Севастополе градоначальник запретил в кинематографе демонстрирование процесса Бейлиса.
     “Вятская правда” за перепечатку из “Дня” статьи
"Источники ритуальной лжи" привлекается к ответственности по 74 ст.уг. уложения.
                                                                                         /"Киевская мысль", 18 октября 1913г.,с.8/

    Из зала суда. Убийца Ющинского, Мендель Бейлис
- типичный преступник, с выдающейся нижней челюстью, покатым лбом. Голова с широким иудейским затылком густо поросла жесткими, матово-черными волосами. Фигура широкая, сутуловатая, крепкая… Старые художники изображали убийц и заговорщиков с такими лицами и фигурами. Он часто подносит платок к глазам и делает вид, что плачет…
                                                                                                         /"Земщина", 1 октября 1913г.,с.2/

  
  Нам важнее всего установление  н е с о м н е н н о с т и   р и т у а л ь н о г о   у б и й с т в а…
                                                                                                       /"Земщина", 23 февраля 1913г,.с.4/

     Парижское агентство получает о деле Бейлиса ежедневно телеграммы в 10.000 слов.
                                                                                       /"Киевская мысль", 27 сентября 1913г.,с.9/

    Мендель Бейлис совершенно затерялся среди толпы пророков, царей, фараонов, и все время хотелось сказать:
    - Послушайте, Мендель, что-то вы уселись на скамье подсудимых между Саулом и Давидом? Ведь здесь разбирается дело Ветхого Завета, судят израильских царей и пророков, а вы пришли с кирпичного завода и мозолите глаза…
                                                                                                               /"Речь", 23 октября 1913г.,с.3/

    Луис Гамерлинг, президент союза иноязычной прессы в Америке, насчитывающей более 600 газет с тиражем, превышающим 6 миллионов, опубликовал от имени союза энергичный протест против кровавого навета. Духовенство многих церквей избрало дело Бейлиса темой для своих воскресных проповедей и зовет свою паству бороться с ритуальной легендой.
                                                                                         /"Киевская мысль", 18 октября 1913г.,с.9/

    Социалистическое движение. Минск. Часть рабочих некоторых мастерских по наущению жидов не вышла на работу.
                                                                                            /"Русское знамя", 27 сентября 1913г.,с.1/

    Брест-Литовск, 18/10. В ночь с 17 на 18 октября здесь были расклеены прокламации, призывающие к погрому.
                                                                                                               /"День", 19 октября 1913г.,с.3/

    В Мариинской женской гимназии в Полтаве учительница немецкого языка Сошальская предложила ученице второго класса, еврейке, перевести фразу:
"Евреи употребляют христианскую кровь". Девочка отказалась исполнить требование учительницы. Сошальская поставила ученице двойку.
                                                                                                               /"Речь", 20 октября 1913г.,с.5/

    Петербург, 13 сентября. Цюрихский профессор Блейлер: вообще в деле Бейлиса наука не причем (о мед.экспертизе Косоротова и т.п.
- Г.М.). Мы, европейцы, смотрим на это дело, как на скверный анекдот.
                                                                                       /"Киевская мысль", 14 сентября 1913г.,с.6/

    Редакция получила письмо протеста по поводу киевского процесса от чехов, озаглавленное
"Во имя славянского человеколюбия". Под письмом 127 подписей, в том числе профессора Т.Масарика, депутатов, профессоров и редакторов газет.
                                                                                                             /"День", 27 сентября 1913г.,с.2/

    …Религия эта, по русским законам, не может быть дозволена и участники ее подлежат обезвреживанию или путем ссылки в такие места, где они должны вымереть, или путем вечного заключения. …Признав жидовскую религию изуверской, правительство не остановится перед мерами ликвидации жидов тем или иным способом, и потому времена Амана к нему приблизились.
                                                                                              /"Русское знамя", 20 октября 1913г.,с.1/

    Единодушно одобрена резолюция: “Религиозно-философское общество… не унижаясь до опровержения возведенного на еврейство обвинения в совершении ритуальных убийств, - протестует против того оскорбления, которое наносится этим обвинением всему русскому народу”.
                                                                                                               /"День", 20 октября 1913г.,с.3/

    …В синагоге на Офицерской
- битком набитой жидами, происходит усерднейшее моление… сатане, дабы покровитель иудина племени помог им   в ы й т и  с у х и м   и з   в о д ы !..”
                                                                                            /"Русское знамя", 28 сентября 1913г.,с.2/

    Главная хоральная синагога в Спб. по случаю наступления судного дня (Иом-Кипур) была переполнена молящимися. Общественный раввин М.Г.Айзенштадт произнес речь, в которой говорил о роли евреев, впервые провозгласивших высшие общечеловеческие идеалы, о жизнеспособности этого народа, устоявшего в самые тяжкие для него времена.
    В двадцатом столетии, - сказал он, - нас сравнивают с людоедами. Наступил судный день, день всепрощения. Мы молим не о мести нашим врагам. Мы молим Всевышнего о том, чтобы он открыл глаза тем, которые не знают, что они творят”.
     Во время речи раздавались рыдания и плач.
                                                                                                             /"День", 28 сентября 1913г.,с.2/

Архивный поиск и подготовка публикации
     Геннадия Меш                      

               
О ЧЕМ ПИСАЛИ ГАЗЕТЫ                                             ПРОДОЛЖЕНИЕ           
                                              ВОЗВРАТ      

ФИГУРЫ И ЛИЦА...                      СВЕТ И ТЕНИ...                Разговор с РЕДАКТОРОМ