ВОЗВРАТ                              

                                        

 
    
Сентябрь 2013, №9   

 Глобус Русского Глобуса_________                                                                                          Елена Черняева       
  

  Херсонес Таврический                       

 


              Красно-лиловые коровы в поле, где сухая трава, под стать раскаленным кирпичам, что на крышах домиков в долине. Жаркое лето, полусонное, парное и я хочу испить парного молока этих красно-лиловых крымских коров.
             Тавры, здесь жили когда-то тавры и быки вот ходят похожие на Минотавров, кажется в мареве летнего зноя тело их почти человечьим. Горы с пеплом седым так схожи по цвету. Теплые камни. Вокруг цветет донник. Вечером чай заварю с его цветом, пахнет он медом и степью и еще крымский лимонник и лаванда повсюду, и что-то похожее на соцветья мимозы и есть ли что лучшее запаха крымской травы, раскаленной на солнце? И в музыке громкой цикад, поющих гимн солнцу, если что лучше и что гармоничней на свете?
             А что море? О нем и не смею сказать я, что с ним сравниться? Черное - Понт называли его в древности люди, то гостеприимным, то не гостеприимным еще величали, от погоды зависело это, у моря ведь нрав переменчив. Цвет Черного моря летними днями такой ослепительно синий, даже нет, бирюзовый скорее цвет моря. И это от солнца от лучей его отраженных водою.

                          

            Вот стою я у развалин великого города - Херсонеса, тысячелетья назад здесь процветал он роскошный, а теперь вокруг только камни, но даже среди этих камней, среди древних развалин ощущаешь величие прежней здесь жизни. Был охраняем со всех сторон морем от ветров укрывался горами, в которых скрывались воинственный крымский народ коренной - извечный здесь житель - тавры, отсюда и Крым получил название сразу Таврида.
              Херсонес же богатый был греческий полис, основали его еще греки - выходцы из города Гераклии Понтийской, находившейся на Южном берегу Черного моря. И почему это грекам постоянно хотелось все вокруг огречить? Хитроумные греки где бы они не бывали основывали свои города-поселения, устраивали все вокруг по своим правилам и вскоре уже никто и не мог вспомнить, а как же оно то было до греков, все как-то само собой становилось греческим и уклад жизни и порядки общественный и религия - все вокруг. Наверняка, что-то здесь было и до греков не на пустое же место они высадились, но о том история умалчивает. И город Херсонес по сути начал свое существование с приходом сюда греков-дорийцев - 422-423 г.г до н.э. Как жили греки в Херсонесе?
             Когда впервые офицер черноморского флота Крузе в 1827 году начал раскопки в этих местах, то миру явился древнейший город, который сразу назвали «Русской Троей» по количеству уникальнейших находок разных эпох, а древнейшими оказались находки античного периода в Херсонесе. Античный же период здесь разделялся на период греческий

 
                         

и период уже римского влияния, а далее уже шли памятники византийской эпохи раннего средневековья и до самой поры когда монголо-татарский хан Едегей в 14 веке разрушил город до основания. Так вот самым интересным конечно в Херсонесе, мне кажется период античный. Античные развалины в Херсонесе до сих пор производят величественное впечатление. Сколько разрушали и захватчики и просто местные жители, годами использовавшие древнейшие камни для строительства своих жилищ, турки растаскивали колонны, и даже совсем недавно в 2007 году пьяные туристы-вандалы разрушили одну из древних колон, она рухнула, разбив и уникальнейший мозаичный пол под собой. И все таки дух древнейшей цивилизации 5 век до нашей эры до сих пор ощущаешь здесь в Херсонесе. И все эти развалины под открытым небом, древние мощенные дороги, кажется до сих пор хранят следы проходящих здесь греков в эллинских одеждах, затем римлян - здесь стоял военный римский гарнизон и средневековых византийцев и даже тех кочевников, что посмели разрушить величественный город - все ощущаешь здесь одновременно, оживает вся мировая история здесь.
              Со всех сторон Херсонес был обнесен стенами с башнями. В город вели несколько

             

ворот, которые запирались на ночь. У оборонительных стен, за пределами города, размещались мастерские ремесленников и их поселки.
             Херсонес отличался правильной планировкой. Градостроительная система была изобретена древнегреческим архитектором Гипподамом и называется и теперь гипподамовой планировкой или сеткой Гипподама. Такая планировка делила пространство

 
                                  

города на правильные кварталы, а площади были вписаны в эту сеть. И я вот думаю, настолько был гениален Гипподам, что до сих пор система его застройки городов популярна даже в современном мире, через многие тысячелетия. Хотя по свидетельству его современников, Аристотель писал о нем, что Гипподам отличался своими чудачествами, он постоянно украшал волосы и ходил в теплой одежде даже летом, но у какого гения не было своих чудачеств? Не зря ведь Ламбразо свою книгу написал «Гениальность и безумие», ставя гениев и безумцев почти рядом.
             Вот хожу я по Херсонесу древнему и представляю, как здесь люди жили, занимались торговлей, обменом, ремеслами, рыбной ловлей. В Херсонес приходилось завозить и хлеб и

                                            

вино и оливковое масло, так как вокруг жили воинственные тавры и не давали возможности заниматься херсонеситам земледелием. Но все таки постепенно херсонеситы стали осваивать каменистые земли в горах и сажать виноградники и тогда у них появилось свое вино, а по вкусу оно было уникальное, видимо климат способствовал этому, ведь и сейчас крымское вино пользуется спросом и мало чем отличается от французских и итальянских вин, климат ведь для выращивания винограда как раз такой же.
             С самого начала Херсонес был независимым городом - государством (полисом) с демократической формой правления. Все граждане-мужчины, рожденные от херсонеситов, - обладали равными правами и могли претендовать на руководящие должности. Высшим органом власти было народное собрание граждан.
             Я хожу по Херсонесу, и удивительно пока хватает взгляда, повсюду черепки от древней посуды, в отвалах раскопов, просто на дорогах, повсюду черепки древних амфор и пифосов, просто так под ногами, как пыль веков. И, кажется, все эти черепки не представляют никакой ценности, однако именно на такие черепки служили древним жителям Херсонеса бюллетенями для голосования, на них, в целях экономии, папирус то был дорог, они нацарапывали имена кандидатов и потом все бросали в специальные урны, а специально назначенные люди подсчитывали голоса и после оглашались результаты. Но разве это не похоже на то, как у нас сейчас проходят выборы? Только то и различия что вместо бумаги бросают черепки от разбитой посуды. На территории Херсонеса таких черепков - бюллетеней нашли более сорока, и они сейчас в музее, но конечно их значительно и больше. А еще существовал обычай «суда черепков», или острокизма, когда в народном собрании поднимался вопрос, кто из граждан представляет угрозу существующему порядку, голосовали с помощью черепков и если против какого-то лица, высказывалось большинство граждан, его изгоняли из Херсонеса. Какой же религии придерживались херсонеситы в то время? Да, в основном той же, что и остальные греки - верховное божество был Зевс, почиталась Гея - Земля, Гелиос - солнце. Но были и свои нюансы.
              У херсонеситов был свой собственный идол - вернее греки захватили священного идола у тавров. Это была богиня Дева, ради которой тавры приносили в жертву греческих моряков. Победив тавров, греки выкрали идола и на Херсонесе построили для него храм и стали поклонятся, назвав богиню Деву Херсонесой - покровительницей полуострова. Ей также приносили жертвы, но уже не человеческие, возле ее святилища резали баранов и приносили дары от плодов земли. Так что получается кроме всего прочего, у херсонеситов как бы была здесь и своя собственная вера. Они считали у кого находится идол, у того и благополучие. И действительно пока богиня Дева находилось на полуострове беды его обходили стороной, и город процветал, накануне же вторжения хана Идегея в 14 веке уже нашей эры, по легенде исчезло и изваяние богини Девы. И тогда город был просто стерт с лица земли и больше никогда не смог возродиться. Вот так вот и не верь в идолов.
              Да, и кроме того на полуострове (ведь в переводе Херсонес так и называется полуостровом), почитали и вестника богов и бога предпринимателей и торговцев Гермеса. Как раз ему и посвящены были гимны Гомера, по легендам созданные им на этом полуострове. В этих гимнах Гермес - ловкач и изворотливый дока, хитрый пролаз, быкокрад и прорицатель. Он же первый изобрел музыкальный инструмент из панциря черепахи, натянув на него струны. Возможно от того, что почитали здесь Гермеса - бога предприимчивости и торговли, возводили его статуи, город стал быстро входить в силу и процветание. Все здесь ладилось, все было разумно устроено.
              На Херсонесе был свой монетный двор, чеканили здесь свою собственную монету, их множество найдено археологами на территории города, и найдены приспособления для отливки денег. На монетах изображали богиню Деву - Херсонесу, а также Гермеса и других

 
                                        

греческих богов. История города как в зеркале отражается на монетах. Первое время не было на Херсонесе своих монет для торговых сделок использовали электровые монеты города Кизика, которые в те времена были что-то вроде международной валюты. А уже первые монеты Херсонеса стали чеканить из серебра, на аверсе такой монеты была богиня Дева

                                                

Херсонеса, а на обратной стороне рыба, палица и имя города в сокращении Хер. Такое сокращение будет потом на всех монетах Херсонеса и медных и серебряных, что сейчас нам кажется забавным. Такие монеты во всей красе есть и в экспозиции музея Херсонеса.
           Рассматривая изображения на древних монетах и вазах представленных в Херсонесском музее, я обратила внимание на одежду и прически херсонеситок. Они все одеты по-гречески и прически у них сложные и красивые и платья. И в древности внешнему облику люди придавали большое значение, ведь от того как человек выглядел порой зависело и его положение в обществе. Демократия серьезное дело, ведь возможность любому быть избранным на высшие должности предполагала от человека и умения привлечь к себе внимание публики, понравиться. Ведь если все равны перед законом, то кого выберут, среди массы одинаково достойных, а именно того кто лучший, кто чем-то выделяется, внешне или по своим умственным способностям. Ну, ведь и не зря гласит народная пословица, что по одежке встречают. А для женщины внешний вид имел еще большее значение, так как от этого порой зависела и ее судьба, и судьба ее будущих детей. Если она будет более привлекательной ее возьмет в жены влиятельный обеспеченный человек. И вообще к человеческому телу, к его красоте, как к признаку здоровья относились в древнем мире по-особенному. Это было высшей ценностью. Ибо свободный гражданин, имея здоровое красивое тело - мог достигнуть в жизни всего. Есть здоровье - будет и все остальное. Имели, конечно, значения и религиозные воззрения древних, человек старался уподобляться Богам, а поскольку боги совершенны то и человек стремился к совершенству. Мужчины старались быть похожими на Зевса или Аполлона, женщины на Афродиту или Афину.
          Много внимания уделяли древние херсонеситы своему здоровью, одежде и прическам. У вполне обеспеченных граждан были специальные рабы - парикмахеры каламистры, которые постоянно следили за прическами своих хозяев. Волосы завивали и мужчины и женщины специальными щипцами-каламисами, отсюда и название парикмахера - каламистр - человек завивающий волосы. Кроме тщательного ухода за волосами мужчинам искусно завивали и подстригали бороды. У женщин короткие волосы могли носить только рабыни. До замужества у девушек прически были намного проще, чем у ей женщины. Волосы женщинам полагалось собирать на затылке в пучок отсюда и знаменитый «греческий узел», который до сих пор пользуется популярностью у всех женщин мира. Еще волосы приподнимали при помощи саккоса - плотного мешочка из шелка или шерсти. Сама прическа обильно украшалась диадемами, заколками - которые были самых различных и причудливых форм. В Херсонесе были найдены заколки в виде стрекоз, выточены они из золота. Иногда на «греческий узел» сверху одевали тончайшую золотую сетку, что прекрасно оттеняло темные волосы херсонеситок. Но все-таки пользовалось популярностью и осветление волос или только некоторых прядей на солнце и с помощью уксуса, красили волосы и в другие оттенки.
              Красивым считалось овальное лицо с правильным носом и выразительные глаза и до сих пор каноны античной красоты не устаревают. Классические параметры Венеры Милосской, как помните - рост 164, талия - 69, грудь - 86. Вобщем по-настоящему считалась красивой женщина среднего роста и нормального телосложения, ее нельзя было назвать не слишком худой, не полной. Во всем соблюдалась мера, и в канонах красоты тоже, ведь древние медики и врачеватели доказывали, что именно с таким телосложением женщина наиболее способна родить и выкормить здоровое потомство.
              Принцип золотой середины соблюдался во всем. Уровень культуры в Херсонесе был высок, здесь проходили соревнования поэтов и музыкантов. Жители города умели заботиться о хлебе насущном и отдыхать. Они любили путешествовать, занимались спортом, посещали театральные представления.
               А театр - это нечто особенное в античном мире. Человек ведь имеет потребность не только в хлебе, но и в зрелищах, и это отлично понимали политики того времени. Через театр, через зрелища они могли наиболее эффективно донести свои идеи и перетянуть, к примеру, избирателей на свою сторону. Античный театр Херсонеса Таврического считается самым древним на территории СНГ. Он построен около двух с половиной тысяч лет тому назад. А настоящее время, он не только исторический экспонат, а реально действующий театр. Каждое лето, здесь, под открытым небом, как и положено, в Античном театре проходят спектакли на античную тематику. Их представляют актеры Севастопольских театров. Вот и я сейчас, последов примеру древних херсонеситов, иду смотреть спектакль под заходящим солнцем.

 
                               

              Археологи обнаружили здание театра в 50-х годах 20-го века. Это древний театрон - фундамент древней схены, орхестра и жертвенник. Раскопали девять рядов каменных скамей, расположенных полукругом, а ровная площадка и остатки средневекового храма,

 
                                     

который был выстроен на фундаменте античного театра, служат подходящим задником. Акустика здесь потрясающая. Я сидела на последнем 9-м ряду, однако все мне было отлично слышно, как и всем остальным. Народа на спектакле много: все места заняты. Сама же природа вокруг представляет роскошные декорации: небо и море, в каком другом театре все это может работать на замысел спектакля? И шум моря, и ветерок иногда заставляет актеров напрягать голоса.
            Конечно, по традиции в античном театре не было женщин-актеров, все роли исполняли мужчины, хотя женщины и появились позже, но это были исключительно гетеры или девицы легкого поведения, они выступали только в пантомимах, изображая похабные сценки. Но сейчас в театре переплетаются традиции древности и современные. Тематика античная, пьесы античных авторов или современных, но на античные темы. То есть кроме классических древних - Еврипида, Аристофана, здесь бывают и пьесы современных драматургов, размышляющих на темы античных времен и передающих веяния той эпохи, переосмысляя ее с точки зрения и современного человека.
            И вообще, в античном театре были свои правила, так на комедии женщин не пускали, только гетер, а вот трагедии обязаны были смотреть все граждане, неимущим даже платили компенсацию за незаработанные за это время деньги. Перед представлением трагедии на орхестре - круглой сцене резали жертвенных поросят и окропляли этой кровью зрителей, это чтобы зрители заранее настраивались на правильный трагический лад. Сейчас конечно никаких поросят не режут, но также как и раньше всем зрителям раздают специальные деревянные сиденья, не возможно же, на камнях холодных наслаждаться спектаклем. В античные времена вместо деревянных сидений раздавали мягкие подушечки, сейчас конечно музей-заповедник Херсонеса не располагает такими средствами, чтобы снабжать зрителей подушечками, но все равно чувствуешь себя древним греком, пришедшим на представление, это точно.
            Как представлю, что я вот сижу на месте, где мог восседать какой-нибудь современник знаменитого драматурга Аристофана или сам Аристофан, невольный трепет и восторг овладевает мною. Так это же еще не было и спектакля. Но вот, наконец-то, и начинается действо. Оно начинается весело, живо, с юмористическими подковырками. Зрителя сразу же вовлекают в происходящее на сцене. Оркестровой ямы нет и занавеса нет, как и полагается в древнегреческом театре, и от этого создается иллюзия необычной близости к персонажам.
              Мы смотрим спектакль «Троянская война окончена» по пьесам Еврипида «Гекуба» и «Троянки». Это гомерическая или комическая трагедия - так определяется ее жанр. И это произведение в точности дает представление о том, что такое настоящий античный театр. Среди действующих лиц и режиссер театра Евгений Журавкин. Он здесь выступает в роли корифея - комментатора всего происходящего на сцене. Такая традиция была и в античном театре. Это он знакомит зрителей с происходящим на сцене, рассказывает про назначение подъемных машин и других механизмов на сцене и жертвенников. Среди действующих лиц пьесы знаменитые герои древнего мира: Одиссей, Агамемнон, тень Ахилла, Ифигения, Гекуба, Поликсена, Кассандра.
              Трагическую роль поверженной троянской царицы Гекубы исполнила прекрасная актриса. Ее длинные темные волосы с седыми прядями (Гекуба стара, но все еще прекрасна) метут землю, она мечется, пытается приподняться, но горе делает ее почти безумной. Ее низкий, тягучий голос волнует до глубины души, заставляет сопереживать ее горю - горю матери, горю женщины потерявшей всё - и родину, и свободу, и своих близких. Актеры играют в полную силу, наверное, развалины древнего театра не позволяют им играть по-другому. Здесь ведь чувствуешь себя частью истории, сопричастником происходящего на сцене. И вообще, профессия актера, как впрочем и другие творческие профессии, не является способом заработать деньги - это прежде всего необходимость души, смысл жизни. А творчество - оно ведь и должно быть игрой, радостью, оно должно быть солнечным, несущим в себе свет, легкость, так считали древние греки, и в принципе ничего в этом не меняется и сейчас, дельцы от искусства все равно, рано или поздно, будут развенчаны и потерпят фиаско, только искренность является живительной силой творчества и труд постоянный - неутомимый труд.
              Так считают и актеры, и режиссер театра, представляющие этот спектакль на суд зрителей. Я в полном восторге от всего, что довелось мне здесь увидеть, что почувствовать, я, словно и сама перевоплощалась на какое-то время в героев, действующих на сцене. Вот она сила искусства! Полный аншлаг, зрители аплодировали стоя. Кроме того спектакль ведь заканчивался уже ночью, а по замыслу пьесы героиня вместе с пламенем достигала небесных высот, ее принесли в жертву и тем самым обрекли на жизнь вечную. Это было необычно красиво, в центре круга девушка в белом одеянии, вокруг пламя, особенно ярко на фоне ночного неба, а совсем рядом волнуется Черное море.
               Но все таки это не трагедия, а комическая постановка по троянскому мифу, актеры делали шуточные интермедии, вызывали добровольцев из публики, всех смешил хор в лице единственного представителя хора, исполнял его роль Сергей Бояринов. Он объяснял, таковы, мол, времена, что хор содержать дороговато, вот он один и выступает за весь положенный штат. Но это же, актуально не только в античные времена, когда не всегда хватало у спонсоров средств на оплату актерам и потому сокращали штат, это актуально и сейчас, в наше время, спустя две с половиной тысячи лет.
               Херсонес на протяжении своего существования знал разные времена, были и взлеты и падения, времена процветания и упадка. В это время скифы-кочевники, постепенно переходившие к оседлому образу жизни, создали в Причерноморье свое царство и стали угрожать своим соседям. Эта борьба длилась около 200 лет и Херсонес был вынужден искать поддержки. Так был заключен договор о дружбе и военной помощи с Понтийским царством. Молодой понтийский царь Митридат VI Евпатор* направил на защиту города войско под командованием одного из лучших своих полководцев - Диофанта. Скифы были разбиты и принесли понтийскому царю присягу верности. Вмешательство

                                                   

Митридата спасло город от разгрома, но была потеряна независимость и херсонеситы на протяжении 45 лет вынуждены были участвовать во всех войнах Митридата против Римской империи. Но когда римляне победили, Митридат покончил с собой и править, но уже на других условиях, стал на Херсонесе его сын Фарнак II. Фактическим правителем был все-таки Рим с его правителем Юлием Цезарем, разбивший Митридата. Херсонесу далась (евлетерия) свобода, это как бы автономия в составе большой империи, если провести аналогии с современностью.
              Но в городе появился римский гарнизон, каждое утро начиналось с военных маршей римского войска, и также заканчивался день. Удивительно, когда мы смотрели спектакль в античном театре, то где-то за стенами слышались звуки песни и марш солдат - срочной службы, сейчас близ Херсонеса тоже стоит военный гарнизон. Как все переплетается во времени, как повторяется. Только тогда марширующие римские легионеры пели песни на древней латыни, а сейчас поют современные песни о солдатской нелегкой судьбе. Хотя в принципе присутствие римского гарнизона и флота позволило оградить город от нападения соседних племен и обеспечивало безопасность на дорогах и морских путях, что способствовало дальнейшему процветанию города и развитию его торговли и экономики.
               В городе были построены крупные винодельные мастерские, вино стали вывозить на продажу. Такие мастерские в середине прошлого века и были обнаружены археологами, как и многое другое теперь уже из римского периода в истории Херсонеса. Для давки винограда использовался пресс, рядом был склад - прямо в скале вырублены углубления под пифосы - огромные керамические сосуды для вина, в пещерах было прохладно и поэтому вино здесь хорошо хранилось. Также здесь были глиняные сосуды для хранения зерна и воды. Найдены также рыбозасолочные цистерны квадратной и грушевидной формы, ведь рыбу в Херсонесе ловили в больших количествах и в основном сетями. Херсонес стал торговать с Грецией, Малой Азией, Северным Причерноморьем и самим Римом. Кроме рыбы особой популярностью пользовался знаменитый рыбный соус - гарум. Его изготовляли в процессе ферметизации в течение 3-4-х месяцев рыбы. Мелкую рыбешку - анчоусы, или по-другому хамсу, загружали в каменные чаны. В Херсонесе археологи раскопали множество таких чанов-цистерн, выложенных камнями, на дно которых и выкладывалась рыбная мелочь, сверху же шла рыба покрупнее, все это прокладывалось солью и различными травами и уксусом. Под тяжестью крупной рыбы, мелкая рыба постепенно превращалась в соус, который потом и использовали в пищу как деликатес.
               Говорят, что в процессе брожения под палящим солнцем, этот соус превращался в мутно-серую массу и страшно вонял. Однако запах никак не умалял его популярности, это что-то вроде французских сыров, которые страшно воняют, но являются самыми дорогими в мире. Кстати, говорят, что даже Пушкин обожал все эти вонючие французские сыры. Так вот, что касается соуса гарум, ни одно римское застолье не обходилось без него. Популярен он и сейчас в Италии, по древним рецептам изготовляют этот соус и в Турции.
               На Херсонесе рыбы было много, были здесь и специальные места торговли рыбой, об этом свидетельствует найденная археологами табличка с надписью, которая гласит: «С добрым счастьем Теоген, сын Диогена, который из собственных средств построил рынок». И, вообще в древнем мире рыба была предметом культа, ей даже придавалось магическое значение и не случайно так много изображений рыб на монетах, утвари и других предметах того времени. Большую роль играла рыба и как продукт питания римской армии, ведь рыба это прежде всего кальций - крепкие кости у воинов.
             С появлением римлян в Херсонесе, в театре перестали давать обычные представления, а сцена теперь использовалась для гладиаторских боев. Кроме того изменился и архитектурный облик города появились римские капители и колонны, хотя прежняя планировка города сохранилась. Многие дома эллинического (то есть греческого) периода стали разрушать и на их месте возводить новые здания более массивные и величественные. Иногда фундамент старых греческих построек оставался целым, его только надстраивали, благодаря этому археологи смогли раскопать здания и римского периода и периода более древнего греческого. А позже на развалинах римских зданий возводились и средневековые храмы и постройки византийской эпохи. Так вот археологами порой находят в одном здании сразу элементы зданий трех разных эпох, наиболее древней эллинической, далее римской и византийской, просто в древности все использовалось рационально, поэтому фундамент одной постройки, служил для строительства другой и так далее, настоящий пирог - который для археологов является кладезем для подробных исследований эпох.
              Только в римский период в качестве связующего материала при строительстве стали использовать цемент. Это способствовало повышению уровня благоустройства в городе. В Херсонесе в этот период появились и римские бани - термы, проведены самотечные водопроводы из керамических труб, появилась канализация. С этого времени Херсонес стал жить полноценной жизнью. Хотя сохранялись и полисные традиции и обычаи. Жители говорили по-гречески, следовали дорийскому календарю, носили эллинскую одежду и прически, пользовались теми же предметами обихода в быту. Продолжали проводить спортивные соревнования, развивалась поэзия и музыка. Но появились и новые культы - Юпитера - покровителя империи, почитания богини победы Ники, Гермеса. Гермесу даже посвящали гимны и считали его покровителем Херсонеса, не забывая конечно и богиню - Деву Херсонеситу, ей поклонялись также как и раньше.
               В V веке нашей эры Херсонес входит в состав Византийской империи и снова меняется внешний облик города. Разрушают старые постройки и на них возводят Византийские дома и храмы. На Херсонесе, считают археологи, было около 77 христианских храмов и все они построены на развалинах античных построек. Один их храмов был вообще построен на месте античного театра, считалось, что таким образом место очиститься от скверны, ведь и гладиаторские бои и жертвоприношения и театральные игрища - все теперь считалось грехом. Статуи древних богов разрушили, разбили, они считались теперь идолами, которым запрещено было поклоняться. Чудом сохранился древнеримский лев, потому как его посчитали символом одного из евангелистов.
               Вскоре изменился не только внешний облик города но и само его название. Славяне стали называть Херсонес Таврический - Корсунем. В 988 году князь Владимир после девятимесячной осады покорил город и по легенде именно здесь он и принял

                  

крещение. И это символично потому как именно в Херсонесе прошел с евангельской проповедью Андрей Первозванный, его статуя теперь стоит на площади Херсонеса, а рядом величественный собор в честь Владимира - крестителя Руси. Когда же Владимир захватил Херсонес, принадлежащий Византийской империи, он еще был язычником и в Киеве все еще поклонялись Перуну и другим славянским богам. Захватив город с великим трудом, ведь Херсонес сопротивлялся целых девять месяцев, Владимир, угрожая еще походом на Константинополь, потребовал у братьев византийских соправителей Василия и Константина руки их сестры Анны. Они же условием брака поставили принятие Владимиром христианской веры. Анна очень не хотела этого брака и говорила, что ей лучше умереть, чем согласиться на этот брак, однако ей пришлось пойти на это. Когда же она прибыла в Херсонес, то князь Владимир внезапно потерял зрение, чтобы получить надежду на исцеление Анна предложила ему принять крещение. Владимир согласился и во время обряда крещения прозрел. Радуясь такому чуду, он сказал: «Я узрел истинного бога!» Некоторые из дружинников князя, пораженные чудом также крестились. После крещения Владимир получил имя Василия-царственного и тут же на Хероснесе (Корсуне) обвенчался с Анной. Этот брак с греческой царевной для Владимира имел большое значение, пока он был молод, многие не скрывали своего презрения к сыну рабыни-ключницы, теперь же с него снималось клеймо «робичича» и он, женившись на царице, возносился на недосягаемую высоту. После венчания с Анной Владимир передал Херсонес или Корсунь как звали его славяне или Херсон, как называли его византийцы, снова во владение византийским правителям, в качестве выкупа за невесту. Однако, воины князя Владимира все таки хорошо пограбили город, они изъяли городскую казну и множество всякого скарба. А вот сын князя Владимира вывез из города две античные статуи и четырех медных коней, украшающих ипподром.
              Вообще в Херсонесе первые последователи христианства стали появляться еще в первом веке нашей эры. Здесь закончил свою жизнь римский папа Климент I. К IV веку относятся времена жития херсонесских святых, здесь бывали просветители Кирилл и Мефодий, которым мы обязаны как создателям великого и могучего языка.
              О крещении князя Владимира на Херсонесе свидетельствует - баптистерий - купель, в которой крестился князь, правда сейчас здесь установили металлическую беседку с помощью грузового вертолета, это конечно портит вид, с исторической точки зрения, но служит для христиан объектом нового почитания.
              На фоне моря выделяется и еще один символ Херсонеса базилика в базилике - ослепительно белые колоны, кстати, их изображение есть на некоторых украинских

                             

купюрах, достоинством в одну гривну. И это тоже символ крещения князя Владимира. Эта базилика служила декорацией при съемках многих фильмов, для создания античного колорита.
             В Херсонесе есть еще одна знаменитая достопримечательность - это херсонесский туманный колокол, ставший тоже своего рода визитной карточкой Херсонеса. На этом колоколе сохранилась часть надписи, что он отлит в честь святого Николая Чудотворца в

                                        

Таганроге в 1776 году из турецких пушек, взятых в качестве трофея. Колокол служил как сигнальный маяк, указывая на приближение к берегу. А после Крымской войны французы вывезли его как трофей в Париж, где он и висел в соборе Парижской Богоматери (Нотер-Дам-де-Пари), воспетым В.Гюго. А в 1913 году Франция была союзником России по военному блоку против Германии и в качестве дружеского акта возвратила колокол в Севастополь, его установили на Херсонесе на временной звоннице храма святого Владимира.
            В 1925 году все монастырские колокола снимали на переплавку, а «туманному» повезло, вспомнили, что он имеет значение для безопасности мореплаванья. А в 1939 году его установили на берегу моря, где он до 60-х годов продолжал своим мелодичным звуком напоминать морякам о приближении к берегу. Потом колокол на долгие годы был молчащим, он лишился языка. Правда, этот колокол еще участвовал как реквизит при съемках фильма-сказки «Приключения Буратино», именно в него ударил главный герой, пока охранник из страны Дураков дремал, привалившись к внушительному столбу. С 5 мая 2002 года колокол на пасхальной службе близ восстановленного Владимирского собора вновь стал звонить, возвещая о начале церковной службы, а еще и сообщая, как и прежде, о ненастной туманной погоде и близости берега на Херсонесе. Туристы любят фотографироваться возле этого колокола, как и возле базилик у моря. Но меня почему-то больше привлекают руины времен античности, чем памятники средневековья и более позднего времени. Хотя порой, здесь на Херсонесе все так тесно переплетается, все сосуществует одновременно.
             Вот башня V-VI века построенная при императоре Зеноне, вернее восстановлена им, а нижние ряды ее относятся еще ко II веку до нашей эры, а башню назвали в честь Зенона,

              

потому что нашли табличку, гласившую о том, что он укрепил ее и усилил дополнительными кольцами. Эта башня имела оборонительное значение, и укрепляли и наращивали ее постоянно в разные времена. В римский период, здесь находились отряды римских легионеров. Археологи же здесь находят следы разных эпох и росписи IV-III в.в. до н.э, потому что при строительстве в кладке использовали надгробные памятники из городского некрополя античного периода, в их числе и знаменитая полихромная роспись «портрет юноши». Башню постоянно усиливали и пристраивали, и в X в. диаметр ее достигал 23 метра.
              И все-таки никакие меры по усилению оборонительных стен города не смогли его спасти. В 1299 году Южную и Юго-Западную Таврику (Крым) разорила орда татарского хана Ногая. Не устоял и Херсонес. А во второй половине XIII века торговые фактории в Крыму захватили генуэзцы (итальянцы) и основали некоторые свои города Кафу (Феодосию), Солдайю (Судак) и Чембало (Балаклаву), поэтому роль Херсонеса как торгового центра стала падать. Но все же город еще оставался лакомым кусочком для многих. И вот в 1363 году литовский князь Ольгерд разбил крымско-татарское войско и опустошил Херсонес. Он вывез тогда из города много ценных вещей, и даже церковные предметы. Приемник его Витовг в 1397 году вновь явился грабить Херсонес и снова разрушил город. Жители Херсонеса, вернее теперь уже Херсона, как называли его византийцы, восстанавливали разрушенный город снова и снова, строили новые дома, украшали их орнаментальной резьбой и росписью, фигурными карнизами. И казалось, что город как птица Феникс снова и снова возрождается из пепла. Но вот в 1399 году темник Едегей снова придал его огню и мечу. И это было так страшно и дико, что больше город не смог возродиться никогда, очень немногие из уцелевших жителей покинули его спешно. Город умер.
 
                                  

             И возродился он только спустя многие столетия, когда в окрестностях его возник Севастополь, а затем в 1827 году офицер Черноморского флота Крузе - любитель древностей, подобно Шлиману, открыл свою, но только уже «Русскую Трою». Находок было так много, что сразу же возникла необходимость в создании музея. С тех пор ученые постоянно производят здесь раскопки, исследования проходят и сейчас, и ученые приходят к выводу, что все раскопать невозможно, для этого пришлось бы снести весь Севастополь. Настолько же величественным и протяженным был древний город.
              Сегодня музей-заповедник Херсонес Таврический одна из достопримечательностей Крыма, сюда съезжаются тысячи людей, чтобы побродить по древним улицам, ощутить себя в ином времени и в иной роли. И я словно побывала в том времени, вообразив себя то гречанкой, то актрисой древнего театра или драматургом, то римским воином, то византийской царевной, то простой херсонеситкой, то правителем города или воином, князем, да кем угодно, на что только не способно наше воображение. А Херсонес древний Таврический способен очаровать, ввести в транс, разбудить воображение у любого посетившего эти места, это точно.

                                                                                                               © Е.Черняева
       См. также здесь

       Фото из Интернета

НАЧАЛО                                                                                                                                           ВОЗВРАТ

                   Предыдущие публикации  и об авторе - в РГ  №6, №5, №3 2013, №6, №4 2012, №7 2011, №7 2010,      
                                                  №10, №7 2009, №3 2007 и в разделе -  Глобус “Русского Глобуса